Старые новости
Авиационно-воздухоплавательный журнал «Самолёт» E-mail
07.05.2013 11:59

1) Освещение всех вопросов, связанных с быстрым ростом советской гражданской авиации и могущих интересовать ее работников с точки зрения расширения кругозора в этой области, а также специальную информацию по ходу реализации пятилетнего плана строительства гражданского воздушного флота СССР в полном его объеме и особенно в части организации и строительства местной авиации и участия в этом строительстве исполкомов, хозорганов и местных общественных организаций.

2) Освещение вопросов самолето- моторо- и дирижаблестроения.

3) Руководство работой авиационных, планерных и модельных кружков и школ; привлечение и воспитание будущих кадров авиаработников из числа актива Осоавиахима, путем широкой популяризации деятельности авиационно-спортивных организаций, а также повышение технических как теоретических, так и практических и методических знаний этих кадров.

4) Освещение достижений и вопросов практического применения безмоторной и легко-моторной авиации в деле выработки авиационных, летных, технических и конструкторских кадров и в деле реконструкции хозяйственной жизни Советского союза.

Дирижабль СССР В-6 ОСОАВИАХИМПотребность в специальном журнале, посвященном перечисленным вопросам безусловно вполне назрела, так как остальные советские авиажурналы не имеют возможности уделить им достаточный объем, будучи принуждены прежде всего давать материал по основным вопросам важным для кадров их читателей («ВВФ» — вопросы тактики и технической эксплуатации материальной части военных воздушных сил, «Техника воздушного флота» — научный материал, необходимый специалистам высшей технической квалификации — инженерам и слушателям ВВА, «Хроника воздушного дела» — текущая, главным образом зарубежная, информационная и аннотирование авиационной литературы, «Авиация и Химия» — массовый популярный материал не допускающий серьезных проработок отдельных частных вопросов).

Помимо этого в журнале предполагалось, конечно, давать и текущую информацию как о советских, так и о зарубежных — авиационной жизни, технических достижениях, новых, главным образом гражданских, типах самолетов и т. д. Работу свою журнал рассчитывает проводить с привлечением не только руководящих работников и авторов-специалистов, но и широких масс осоавиахимовского актива.

Как же справился журнал с взятыми на себя задачами? Удалось ли редакционному коллективу использовать канцелярские товары тех времен в полной мере на благо общества - остро отточенные карандаши, бумагу и перья?

Следует отдать должное, что поскольку, после трехлетнего перерыва в издании, всю работу фактически нужно было начинать на «голом» месте, редакция хорошо «взяла старт», дав читателю с первых же номеров обильный, разнообразнейший и богато иллюстрированный материал.

Не укладываясь в рамки своих пяти листов, редакция во многих номерах использовала под текст даже внутренние страницы обложки.

Некоторые материалы журнал начал преподносить в новой, еще не практиковавшейся, живой и интересной форме, например, статья о перелете легкого самолета тов. Яковлева сопровождалась статьей конструктора, с описанием конструкции и истории постройки этого самолета, а также отзывами летчиков и авиатехников о его летных свойствах и особенностях эксплуатации.

Вообще материалу по легкомоторной авиации в журнале отведено много места и материал этот обильно иллюстрирован как фотографиями, так и специальными схемами и эскизами деталей.

Наибольший объем, как и следовало ожидать, журнал уделил планеризму. Здесь читатель найдет и организационно-руководящий материал и учебно-методический и технический, и информационно-описательный.

Помимо материалов по советскому планеризму дается также много сведений и по зарубежному безмоторному летанию. К сожалению журнал не проявил в своей работе должных темпов и к концу года не успел дать на своих страницах хотя бы краткого информационного обзора Седьмого всесоюзного планерного слета, что, например, успел сделать «ВВФ», занимающийся вопросами планеризма в значительно меньшей степени. Для «Самолета» это несомненно крупное упущение.

Значительный объем в журнале уделен очеркам из советской и иностранной авиационной жизни, написанным участниками различных авиационных экспедиций, а также советскими авиаработниками, побывавшими в командировках заграницей. Весьма много места уделено также информационно-хроникальному материалу, построенному на данных заграничной авиационной прессы.

Небольшим, но очень ценным отделом «следует признать летопись — календарь авиации и воздухоплавания, в котором, путем кратких заметок с указанием дат важнейших событий, дана в сжатом виде вся история завоевания воздуха.

Несколько особняком стоят статьи теоретического характера, например, серия статей тов. Ольховского — «Прикладная аэродинамика» или статья тов. Ромейко-Гурко — «Определение летучести» и пр. Обилие формул делает эти статьи малоудобными для чтения, а для многих и вовсе недоступными. Мы сомневаемся, чтобы подобные статьи имели большой процент читателей от общего числа подписчиков журнала, и что целесообразно занимать под них довольно значительный листаж. Сказанное подтверждается еще и тем, что даже теоретический материал вполне возможно бывает преподнести во вполне популярной и свободной от формул форме, как это сделано, например, тов. Гореловым в его интересных статьях на тему «Разрезное крыло и безопасность полета».

Статьи же пересыпанные формулами страдают еще и тем, что при довольно плохом качестве корректуры, часто грешат ошибками, вовсе лишающими их смысла.

Как это не странно, но почти что наименьший объем в журнале, являющемся также и органом гражданской авиации, отведен статьям по гражданской авиации. Здесь не считая очерков беллетристического характера и чисто информационных заметок мы находим всего двадцать небольших статей, из которых шесть по своему характеру полухроникальны и только четыре-пять действительно серьезно разбирают определенную заголовком тему. И это при том масштабе работ, который уже сейчас взят нашим гражданским воздушными флотом. Вместе с тем по части дирижаблестроения и применения аэростатов, к которому пока вплотную мы еще не подошли, помещено тридцать три статьи, из которых многие по объему довольно значительны. Диспропорция резко бросающаяся в глаза! В последнем номере (№ 12) 1930 г. «Самолет» даже снял с титульного листа «марку» органа гражданской авиации; интересно, значит ли это, что журнал совершенно отказался от печатания материала по гражданскому воздушному флоту или это только типографская ошибка? Если правильно первое предположение, то журнал как-то должен, быть был информировать об этом читателей — работников гражданского воздушного флота, готовящихся подписаться на 1931 г.

«Переходя к внешнему оформлению журнала следует еще раз отметить обилие помещаемых в нем иллюстраций, но вместе с тем и не всегда хорошее их качество, обусловленное посредственным сортом бумаги и неважной работой типографии (то же можно сказать и о качестве обложки). В журнале встречается довольно много опечаток. В общем же журнал производит хорошее впечатление и нашим пожеланием ему на 1931 г. будет лишь увеличение листажа, отводимого вопросам гражданской авиации ее менее, чем до половины годового объема журнала. Сказанное тем более важно, что, по-видимому, в связи с появлением «Самолета» почти совершенно свернул отдел гражданской авиации «ВВФ», что же касается внешнего качества, то тут дело зависит больше от издательства, чем от редакций.

Элерон.
 
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты