О возвращении Пранаса из Англии после завершения обучения:
"Потом мы впятером переодетые в цивильную одежду через Норвегию,
Швецию и Финляндию убыли назад в Россию. Чемоданы отправились на
корабле через Архангельск. Перед убытием получили много денег,
но скоро все распустили. Прибыв в Осло, остановились в самой лучшей
гостиннице, вкусно поужинали. Хоть мы впятером и говорили на восьми
языках, договориться не могли. Всё окончилось тем, что пошли на
кухню и пальцами указали, на то, что хотим заказать.
После ужина вышли прогуляться в город. Хотели зайти в кафе, однако
выяснилось, что денег нет даже на кофе. Пришлось навестить
представительство России, где получили приличную сумму денег, но в
Стокгольме и Хельсинки вновь пришлось обращаться в
представительства".
После Англии Пранас вернулся в 23КАО.
Отряд в то время находился уже не в Риге, а в Цесисе.
Настроение его совсем испортилось, когда после отличных английских
самолётов в отряде он увидел, по его словам, "настоящий хлам,-
"Лебедь"* или ещё что-либо собранное из отдельных частей".
*Примечание: 5-08-1917 (18-08-1917)
"... возвращаясь с разведки, погибли 23-го корпусного авиаотряда
военный лётчик поручик Г.И.Добровольский и лётчик-наблюдатель
поручик О.П.Кудзин. Самолёт "Лебедь №492" ...На высоте 300 м.
сложилось правое крыло. Самолёт разбит совершенно".
Интересно, что среди других в октябре 1916 г. приемкой первой партии
этих самолётов занимался и начальник 23КАО поручик Калашников. Тогда
комиссия пришла к заключению, что аппарат "имеет лишний вес",
недостаточные потолок и полезную нагрузку,"имеет стремление
пикировать, висит на ручке, но безопасен".
М.Маслов,В.Куликов, "Лебедь-XII" и другие "Альбатросы" В.А.Лебедева,
Авиация и Время 3'98,стр.9-10.
Фото Добровольского (Родился в 1893 году в дворянской
семье в Kовенской губернии).
https://fotki.yandex.ru/next/users/anilyin58/album/188661/view/984603 http://aviaww1.forum24.ru/?1-1-0-00000147-000-0-0-1458651510
Пранас добавляет о жизни 23КАО в то время:
"На одном из собраний офицерам было предложено дежурить в столовой,
присматривать за лошадьми и убирать навоз в конюшне. Офицеры стояли
в смущении и не знали что ответить. Я сказал,- согласны.
Старшие офицеры посмотрели на меня с осуждением, а солдаты
заинтересовались. Тогда я сказал, что всё надо решить справедливо,-
если все по очереди чистим картошку, то и на фронт надо летать по
очереди.
Тогда возмутились солдаты. Наконец было решено, что лётчики и
наблюдатели освобождаются от дежурства на кухне и в конюшне."