АВИАЦИТАТА

Американцы не могут строить самолеты. Они очень хороши в холодильниках и бритвенных лезвиях.

Герман Геринг, в письме к Гитлеру, 1940 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 Октября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи НАЧАЛО ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ В РОССИИ
АВИАЦИЯ
НАЧАЛО ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ В РОССИИ

А.В. КАРТАШЕВ, кандидат военных наук, доцент
Ставропольское ВВАИУ

первые авиашколыервые практические мероприятия по подготовке летных кадров в русской армии были проведены весной 1910 г. Осуществляло их Главное инженерное управление, которому подчинялись воздухоплавательные части армии. В марте 1910 г. семь русских офицеров и шесть нижних чинов были откомандированы во Францию: первые –  для обучения полетам, вторые –  для подготовки в мотористы.

Подготовкой летчиков для русской армии занимался также отдел воздушного флота  на средства от добровольных пожертвований. Одной из главных задач отдела была организация «обучения офицеров армии и флота, а также, если средства позволят, других лиц искусству летать на приборах тяжелее воздуха» [9. Лл. 507-518].

Первые учебно-летные формирования появились в России в 1910 г. Этому предшествовало создание авиационных клубов и обществ с целью постройки летательных аппаратов, обучению полетам, разработки теоретических проблем, организации состязаний и пропаганды авиации. Такие общественные организации работали в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Саратове и других городах. Становлению российской военной авиационной школы в значительной степени способствовали Всероссийский аэроклуб (ВАК), Московское и Киевское общества воздухоплавания, Одесский аэроклуб.

К моменту создания этих учреждений в России уже около 25 лет действовал Учебный воздухоплавательный парк (УВП), размещавшийся на окраине Петербурга [1. С. 29-32]. Его предназначением являлось развитие русского военного воздухоплавания, подготовка кадров, разработка и проверка способов боевого применения аэростатов. В октябре 1910 г. УВП был реорганизован в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ) с двумя отделами – воздухоплавательным на Волковом поле, и временным авиационным – в Гатчине, который должен был ежегодно готовить по 10 летчиков. В последующем авиационный отдел школы неоднократно расширялся и в июле 1914 г. был реорганизован в Гатчинскую военную авиационную школу. Школа имела отделение в Варшаве.

Осенью 1910 г. началось формирование военной школы авиации в Севастополе. К 1 октября 1911 года она имела свыше 40 самолетов различных типов. В ноябре 1911 года состоялся первый выпуск (30 человек) офицеров-летчиков. В мае 1912 года школа была перебазирована на более удобный аэродром, к северу от Севастополя за долиной реки Кача, отчего  впоследствии получила наименование Качинской авиационной школы.  Школа имела отделения в Симферополе и Бельбеке.

Организация подготовки военных летчиков была поставлена в России в то время очень высоко. Прежде чем приступать к практическому обучению полетам, все будущие летчики проходили специальный теоретический курс, в который входили основы аэродинамики, метеорологии, авиационной техники и другие дисциплины. К чтению лекций для летчиков привлекались лучшие русские ученые и специалисты по соответствующим разделам науки.

К концу 1911 г. русское военное ведомство имело в своем распоряжении около 50 подготовленных летчиков, что дало возможность приступить к формированию первых авиационных отрядов.

Последовавший вслед за этим быстрый рост числа авиационных частей потребовал значительного увеличения масштабов подготовки авиаторов. В 1911 г. Севастопольская и Гатчинская авиационные школы подготовили 41 летчика (29 и 12 соответственно), в 1912 – 101, а в 1913 – 117 человек. К исходу 1913 г. военное ведомство имело в своем распоряжении 211 летчиков.

В первые годы летные учебные заведения царской армии комплектовались в основном офицерами других родов войск, получившими основательную общеобразовательную и военную подготовку в юнкерских училищах, которая являлась фундаментом их авиационного образования. Из 200 человек летного состава  было 164 офицера и 36 нижних чинов [10. Л. 297-299].

Но несмотря на явный прогресс в развитии военной авиации и подготовке авиационных кадров, накануне Первой мировой войны, Россия, как и другие страны, не располагала достаточными кадрами обученного летного и технического состава. Стремительный рост потребности в самолетах и в авиационных кадрах значительно опережал темпы подготовки специалистов.

С началом войны частные авиационные школы были военизированы и переданы в состав военного ведомства. В Управлении Военно-Воздушного Флота (ВВФ) была введена должность начальника военных авиационных школ. Подготовка летчиков стала проводиться по единой программе, разработанной главным управлением Генерального штаба. Все школы были расширены и перешли к ускоренной подготовке летчиков.

В годы войны был создан ряд новых авиационных школ. Так, летом 1915 г. начала работать Временная авиационная школа переучивания летного состава для истребительных авиачастей (с 1916 г. в Одессе). В ноябре 1915 г. приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего при Эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец» учреждена школа для обучения полетам на этих самолетах. В августе 1916 г. открылась Кавказская военная авиационная школа.

Особенности ведения военных действий на флотах, включая морскую авиацию, вызвало необходимость расширения подготовки специально обученных к действию в данных условиях летных кадров. В июле 1915 г. была образована Офицерская школа морской авиации в г. Петрограде, в ноябре того же года –  школа морской авиации в Баку. Аналогичная школа работала в Севастополе. В 1917 г. была организована еще одна школа – в Феодосии.

Первый опыт боевого применения самолетов для нанесения ударов по наземным объектам и ведению воздушной разведки привел к необходимости включения в экипаж многоместных самолетов летчиков-наблюдателей. Первое время эти должности комплектовались в основном офицерами Генерального штаба – опытными кадровыми военными, имевшими соответствующий уровень подготовки. Это были офицеры различных родов войск, главным образом артиллерии. Потребность в летчиках-наблюдателях в годы войны существенно возросла. Поэтому было принято решение о создании в 1915 г. в Киеве самостоятельной школы по подготовке летчиков-наблюдателей.

За годы войны произошли изменения в подходах к комплектованию летных кадров. В среде летчиков появилось много выходцев из низших социальных групп, в основном – авиационных мотористов и нижних чинов других родов войск. В мае 1917 г. на первом авиационном съезде, проходившем в Петрограде, солдатские комитеты выступили с инициативой создания матросской школы летчиков. В Хаапсалу, близ Моонзунда, была создана такая школа [2. С. 18]. Для поступления в авиашколу от будущих летчиков теперь требовалась лишь благонадежность, подтвержденная обязательной аттестацией командира части.

Большую роль в подготовке авиационных кадров сыграли теоретические курсы  авиации  при МВТУ.  Они  были  созданы  в  начале войны по инициативе Н.Е. Жуковского, являвшегося их директором. Занятия на курсах начались в октябре 1914 г. Назначение курсов – теоретическая подготовка будущих летчиков, летчиков-наблюдателей и мотористов. Вначале был установлен четырехмесячный срок обучения. Основные лекции (по курсам «Динамика аэропланов», «Гидроаэропланы», «Бомбометание», «История развития воздухоплавания и авиации») читал профессор Н.Е. Жуковский. Курс лекций по воздушным винтам читал В.П. Ветчинкин. Практические занятия с курсантами проводили Б.С. Стечкин, В.С. Кулебакин А.А., Микулин, К.А. Ушаков, Г.М. Мусинянц, В.Я. Климов и др. В программу, помимо теоретических дисциплин, входила практика полетов, которая проводилась на Ходынском поле. Со второй половины 1916 г. курсы были подчинены Управлению ВВФ и реорганизованы в военную школу, по окончании которой слушатели получали звание прапорщика. Срок обучения был увеличен до 8 месяцев. Теоретические авиационные курсы были открыты также при кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института. За 1911-1914 гг. эти курсы прослушали 270 летчиков, наблюдателей и мотористов.

Дальнейшую специализацию слушатели получали в авиационных школах, но ввиду незначительного срока обучения в них, доучиваться приходилось во фронтовых условиях непосредственно в авиаотрядах. Не-смотря на появление самолетов-истребителей, в школах не обучали  приемам воздушного боя, выработанным к этому времени на фронте. Отсутствовало  также  обучение  стрельбе  из  пулемета.  По  свидетельству  А.К. Петренко, который в 1915 г. окончил Московскую школу летчиков, «учебная программа … была построена наспех. Оканчивая школу, мы ничего не знали по теории полета... Не предусматривалось программой и изучение материальной части самолетов и моторов. Наша учеба сводилась к тому, чтобы научить нас держаться в воздухе и управлять самолетом...».

К 1917 г.  число авиационных военно-учебных заведений было доведено до десяти [6. С. 295]. По другим данным всего к концу 1917 г. в России насчитывалось 12 летных школ [3. С. 324]. Анализ различных источников позволяет сделать вывод о том, что их было не менее четырнадцати.

Одной из мер по восполнению нехватки летчиков в начале 1916 г. должна была стать их подготовка непосредственно в авиаотрядах. Но этому воспротивилось командование фронтовой авиации, т. к. существенно осложнилось выполнение боевых задач авиаотрядами. Подготовка летчиков во фронтовых условиях в годы войны продолжалась только в специальной летной школе при эскадре тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец». Это была крайняя мера, к которой были вынуждены прибегнуть ввиду дефицита данного класса летательных аппаратов для процесса обучения.

Немало проблем было и в подготовке технических кадров. Многотипность самолетов и двигателей крайне затрудняла их изучение и эксплуатацию. На каждый самолет, находившийся в строю, полагался один механик. Кроме него, был еще старший механик авиационного отряда. Из состава летчиков-наблюдателей в каждом авиаотряде выделялся заведующий технической частью, который являлся как бы помощником начальника отряда по технической части. Военные авиационные инженеры в то время штатом не предусматривались и, соответственно, нигде не готовились.

Подготовка кадров по техническим специальностям до войны всерьез не велась, если не считать курсов при Петроградском политехническом институте. В конце 1916 г. авиационные части имели только 30 % необходимого числа технически грамотных механиков и мотористов. Их обучение вели семь авиационных парков, основным предназначением которых был ремонт самолетов и снабжение авиационных отрядов горючим и запчастями. В этих парках были учреждены специальные классы. Людей брали из числа технически грамотных мастеров, находившихся, главным образом, в автомобильных ротах, запасе инженерных войск, управлении военных сообщений. Каж-дый парк в течение года должен был сделать два выпуска по 100 человек. Обучением мотористов, кроме того, занимались в запасном авиационном батальоне и в специальных школах Управления ВВФ.

К середине 1916 г. произошли серьезные изменения в структуре ВВФ. Под давлением командиров фронтовых авиаотрядов с этого времени началась перестройка всей системы подготовки авиационных кадров.

Появление разведывательной, истребительной и бомбардировочной авиации потребовало от летчиков специальных знаний и навыков для пилотирования и боевого применения самолетов определенного класса. Это обстоятельство, а также наращивание объемов подготовки военных авиаторов привело к обособлению авиационных школ по категориям обучаемых: летчиков-бомбардировщиков, летчиков-истребителей, летчиков-наблюдателей и технического состава. Открылись также специальные курсы по подготовке аэрофотолаборантов, аэрофотограмметристов, радиотелеграфистов и других специалистов.

В 1916 г. во все основные авиационные школы были командированы для обучения артиллерийские офицеры. Одновременно во всех школах обучалось до 40 офицеров-артиллеристов (в Севастопольской школе – 17, в Гатчинской – 19, в офицерской школе авиации в Тифлисе – 4).

Во второй половине 1916 г. русское военное ведомство переработало все программы и курсы авиационных школ. По новой программе, утвержденной 15 ноября 1916 г., от будущего военного летчика требовалось выполнение нескольких полетов по четырем конкретным упражнениям с соблюдением определенных требований по высоте, скорости, продолжительности и другим параметрам. Кроме того, требовалось умение детального ориентирования по сделанным снимкам, а также сделать четкое донесение.

По мере совершенствования авиационной техники и накопления боевого опыта требования к подготовке военных летчиков продолжали возрастать. Во всех военных авиационных школах и Киевской школе летчиков-наблюдателей были сформированы пулеметные отделения. Еще в 1915 г. военный летчик Е.В. Руднев издал пособие, сыгравшее важную роль в подготовке летчиков-истребителей, в котором описал приемы высшего пилотажа. К концу войны по указанию УВВФ в ряде школ, в том числе в Московской, было организовано обязательное обучение приемам высшего пилотажа.

На инструкторскую работу в школы направлялись лучшие летчики, даже если для этого требовалось снять их с боевой работы. Так, в сентябре 1916 г. был отозван с фронта и направлен в Севастопольскую авиационную школу начальником истребительного отделения К.К. Арцеулов. Русский эмигрант лейтенант французской армии В.Г. Федоров, имевший 14 побед, с января 1917 г. работал инструктором в Одесском отделении Гатчинской авиационной школы [4. С. 44-45].

Не смотря на принятые меры, масштабы подготовки летных кадров по-прежнему не соответствовали запросам фронта. Летный состав нес большие боевые потери. Особенно высокими они были среди летчиков-истребителей. Обычно в течение года полностью менялся весь состав авиаотряда.

На один год ведения боевых действий требовалось около 1000 летчиков и летчиков-наблюдателей. Все авиационные школы России не могли покрыть и половины этой потребности. Для сравнения: во Франции в 1916 г. было подготовлено 2700 летчиков, в 1917 – 5700.

В условиях дефицита авиационных кадров существенное значение имел приток на фронт так называемых «охотников» – летчиков-добровольцев. Обладая дипломами пилотов, российские граждане работали в авиационных отрядах по контрактам. Некоторые поступали на службу без жалования («охотниками»), причем отдельные – даже со своими аэропланами (также безвозмездно). Но и помощь добровольцев не могла существенно повлиять на ситуацию с нехваткой летчиков на фронтах.

Понимая проблему с авиационными кадрами, в 1916 г. Россия заключила соглашение об обучении русских пилотов во Франции и Англии. Наиболее крупные школы были в Казо (здесь стажировался знаменитый ас Е. Крутень) и в Сен-Максене близ Лиона, где в 1916 г. находилось 58 русских, а также британская школа в Кройдоне. Всего вне России было подготовлено 250 пилотов, однако часть из них воевала в рядах союзников.

Благодаря принятым мерам, к началу Февральской революции русская армия имела в своем составе свыше 700 летчиков и около 300 летчиков-наблюдателей [5. С. 110]. За 1915 г. было подготовлено 190 летчиков (с учетом трех школ морской авиации – 250), за 1916 – 497 [7. С.14]. Киевской школой летчиков-наблюдателей за год работы было выпущено около 150 офицеров [8. С. 629].

Таким образом, если просуммировать результаты работы военных авиационных школ за период Первой мировой войны, станет очевидно, что за три с половиной года в России было подготовлено не более 2000 летчиков.

Если же посмотреть по другим странам, то в период Первой мировой войны Англия подготовила 21 957 летчиков, Франция – около 20 000. В Германии в 1914 году было на фронте 500 летчиков, а в 1918 – 5000.

Каждый месяц войны требовал восполнения около 15% летного состава, выбывавшего из строя не столько в воздушных боях, сколько по другим причинам. Весьма значительными потери летного состава были в тылу. Только в Германии за время войны при подготовке летного состава было убито и ранено в воздухе и на земле 3659 человек и обслуживающего персонала 530 человек. Всего в тылу и на фронте за годы войны немцы потеряли 15 562 человека из летного состава. Из них 30% общего числа  потерь  приходилось на период обучения и подготовки.

О качестве подготовки летного состава в годы войны можно судить по следующим данным. Во Франции в 1918 г. было подготовлено 12 000 летчиков, тогда как в действующих частях было только 3600 человек, так как не все летчики могли быть допущены по уровню своей подготовки в действующие части. Об общем низком уровне подготовки летчиков в годы войны говорит то, что страны Антанты имели 105 асов, сбивших 2023 самолета из всех потерянных немцами в воздушных боях 2138 машин. Остальные десятки тысяч подготовленных летчиков по своему профессиональному уровню не соответствовали требованиям ведения войны. В Германии из 4935 сбитых самолетов асы сбили 3270. Русская армия имела к концу войны только двух асов, сбивших 28 самолетов. Остальная масса летчиков в подавляющем большинстве не вступала в бой, а «налетывала» часы для получения «залетных денег». В России в целях поощрения за 6 часов «боевых» полетов в месяц летчик получал 200 рублей прибавки к денежному содержанию.  

Таким образом, говоря о системе подготовки военных авиационных специалистов в России, следует отметить, что в период с 1910 по 1917 гг. российской военной авиационной школы этап своего становления. Вначале инициатива в подготовке авиационных специалистов в стране принадлежала общественным организациям и частным лицам. Затем, по мере развития военной авиации как нового рода войск (сил), особенно с началом войны, военное ведомство сосредоточило всю подготовку военных авиаторов в своих руках, военизировав все гражданские авиашколы, обеспечило разработку для них единых программ и требований к выпускникам. Вместе с тем, созданная сеть и емкость авиационных вузов в условиях интенсивного развития авиации в годы Первой мировой войны не отвечала ее запросам. Война предъявила требование к государству по заблаговременной подготовке авиационных кадров необходимого качества и созданию для авиации России мобилизационных ресурсов.

В условиях ведения длительной крупномасштабной войны в России была изменена система комплектования военной авиации различными категориями специалистов: был осуществлен отказ от подхода, основанного на классово-социальной принадлежности граждан, к подходу, учитывающему личностные качества и способности кандидатов в военные летчики.


Статья публикуется по изданию "Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. – Выпуск XVIII. Часть 2. – Ставрополь: Кавказский край, 2009. – ISBN 978-5-86722-589-5. – C. 50-53."
Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Андрею КАРТАШЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации.

ОБ АВТОРЕ

Карташёв Андрей Владимирович. Родился в 1965 году в г. Липецке. В 1986 году окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище, а в 1995 году – Военную академию противовоздушной обороны. Стаж научно-педагогической деятельности 14 лет. С 2000 года проходит военную службу  в Ставропольском высшем военном авиационном инженерном училище им. маршала авиации В.А. Судца, начальник кафедры, полковник. Кандидат военных наук с 1998 года. Область научных интересов   исследование истории подготовки военных авиационных кадров и вопросов совершенствования системы обучения авиационных специалистов на современном этапе. Автор более 30 научных трудов по данной тематике.


Источники:
  1. Беляков, А. И. Санкт-Петербург, подаривший крылья России. – СПб : Изд-во Буковского, 2003. – 152 с., илл.
  2. Вальцефер, В. Н. и др. Школа штурмующих небо. – Краснодар : Кн. изд-во, 1974. – 256 с.
  3. Дузь, П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. – октябрь 1917 г.). – М.: Машиностроение, 1989. – 336 с.
  4. Зарецкий, В. М. Военная авиация в первой мировой войне. Лекция. - Монино: Военно-воздушная академия, 1988. – 52 с.
  5. История Военно-воздушных сил Советской Армии : учебное пособие для вузов ВВС. – М. : Воениздат, 1954. – 456 с.
  6. Келдыш, М. В. и др. Авиация в России : справочник. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.
  7. Масленников, Ю. И. Особенности подготовки летного состава истребительной авиации в боевых условиях. – Калинин: ВККА ПВО, 1985. – 92 с.
  8. Советская военная энциклопедия. – Т.4. – М.: Воениздат, 1977. – С. 629.
  9. РГВИА, ф. 2000, оп. 3, д. 274, лл. 507-518.
  10. РГВИА, ф.802, оп.3, д.1020, лл. 297-299.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты