1914 г.
Ранее утро. Не могу сориентироваться. Со всех, кажется, сторон
доносится артиллерийская и винтовочная пальба. Впервые в своей
жизни увидел дирижабль. Словно огромная чёрная сигара высоко-высоко
висит над нами в хмуром небе и гипнотизирует.
16 августа 1914 г. Восточная Пруссия.
Максим Горецкий, На Империалистической войне.
1915 г.
"В июне немецкий цеппелин трижды бомбил Вильну. Целью, видимо, была
железнодорожная станция. Попадания с цеппелина были не точными.
Много бомб упало на Росса и Православное кладбища. На следующий
после бомбардировки день на кладбище мы увидели совсем разрушенную
православную церьковь".
Simas Stanaitis/Likimo Vingiai/Lietuvos technikos muziejus/
Kaunas/1992/9 p.
LZ-17 предпринял 9 августа из Кенигсберга налёт на Вильно.
стр.181
11 августа дирижабль в районе Осовца был повреждён огнем с земли и
отправлен на ремонт. После устранения повреждений из Кенигсберга,
а затем из Варшавы Z-XII выполнил ряд налётов на Виленский
железнодорожный узел.
В.А. Обухович, С.П. Кульбака, под редакцией А.Е.Тараса, Дирижабли
на войне, Минск Москва, Харвест АСТ, 2000, стр.181
Вероятно, об этих налётах из воспоминаний Пятраса Климаса:
"С 11-го августа Вильнюс уже действительно оказался в зоне огня,
отрезанным от России, так как оттуда не приходили ни газеты, ни
телеграммы. Германские "цеппелины" не давали покоя ни днём ни ночью.
Особенно яростную атаку они произвели в ночь с 11 на 12 августа,
когда взорвали железнодорожную станцию в семи километрах за
Вильнюсом, и сбросили несколько бомб на город.
Такой был адский рёв, казалось,что германцы намереваются
разрушить нашу столицу. Только на следущий день мы прочитали те
самые, сброшенные нападавшими листовки (на четырёх языках),
сообщавшие, что германцы не собираются разрушать город, и в этом
жители могут быть спокойны; а 19 августа они и сами, уже не в
воздухе, показались в городе".
Klimas Petras. Iš mano atsiminimų. Vilnius, 1990, p.40-41.
|