Опять начало прошлого века...
Императорское Московское Техническое Училище. Аэродинамическая лаборатория до 1МВ.
В центре профессор Жуковский. На заднем плане две аэродинамические трубы,- плоская и круглая.
https://pastvu.com/p/100610
М.Ф.Адамчик:
"Сотрудник ИМТУ, разработчик проетка круглой аэродинамической трубы* с диаметром 1,5 и 3,0 м в 1915 -1916 гг.".
Документы, находящиеся на постоянном хранении в архиве, автором которых является данный деятель:
Российский государственный архив в г. Самаре.
Фонд.../Опись.../Номера дела
Р-217.../3-1.../1
http://rga-samara.ru/searchdakr/id/3276/
* 2труб, одна с диаметром 1,5 и вторая 3,0 м.
До 1МВ в аэродинамической лаборатории имелось три аэродинамических трубы.
Во время войны велась их модификация.
Аэродинамическая труба Адамчика. - Большинство испытаний крыльев и моделей
самолетов было осуществлено в аэродинамической трубе круглого сечения
(Рис.1) диаметром 1,5 м. (4,92 фута), постоенной в 1915 г.,
по проекту Адамчика для замены вышеупомянутой трубы 2,5 м.
(8,2 фута) кв. * (одной из трёх упомянутых выше).
Она имела двигатель мощностью 47 л.с., шестилопастный вентилятор с винтом
Жуковского диаметром 3 м. (9,84 футов), угол выхода конуса 19 °, скорость потока
36 м (118 футов) в секунду, коэффициент энергии 1,53.
*Г-н. Адамчик произвёл в 1912-1914 гг.в лаборатории
Московского Технического Училища, серию испытаний моделей
аэродинамических труб особенно уделяя внимание размещению экранов (насадок)
перед входным конусом (коллектором), устройства, которое,
в некоторых случаях увеличивает коэффициент энергии и выпрямляет
воздушный поток.
N.A.C.A. Technical Memorandum No.386
CENTRAL AEROHYDRODYNAMIC INSTITUTE OF MOSCOW, RUSSIA
By W. Margoulis
From "L'Aėronautique', August, 1926
Washington
November, 1926
https://www.scribd.com/document/182043669/Central-Aerohydrodynamic-Institute-of-Moscow-Russia
d!_J,' '- A'j''&L., .A2jz@-y
О Н.Е.Жуковском...
В аэродинамической лаборатории МВТУ Жуковский руководил работами
по продувке моделей новых самолётов.
...
Учёный нашёл способы усовершенствовать аэродинамическую трубу.
Он применил новые приборы, электрические схемы, установил
вентиляторы своей системы. В результате при том же электродвигателе
скорости потока в трубе увеличились в два раза. Свои выводы по
этому вопросу Н.Е.Жуковский опубликовал в "Трудах расчетного бюро"
под названием "Насадки и диффузоры аэродинамических труб" (1918 г.Вып.6).
В процессе экспериментов, преследовавших цель построить новую
аэродинамическую трубу, было изготовлено несколько небольших моделей
труб. В результате этих исследований было выработано понятие "качества трубы".
...
Усилиями Жуковского и его последователей была спроектирована и построена
круглая труба диаметром 1.5 м. установленная в корридоре МВТУ. Одновременно они
создали ещё более мощную аэродинамическую трубу, имеющую рабочее сечение
диаметром 3 м.
...
В то время это была крупнейшая в мире труба...
История воздухоплавания и авиации в России(июль 1914 г.- октябрь 1917 г.)
П.Д.Дузь. М.: Машиностроение. 1989. стр.160
"В процессе экспериментов, преследовавших цель построить новую
аэродинамическую трубу, было изготовлено несколько небольших моделей"
Вероятно, одна из них.
http://andcvet.narod.ru/UR/27/asd14.html
Другая, плоская аэродинамическая труба была спроектирована и построена
студентом Андреем Николаевичем Туполевым.
Таков уж был метод Николая Егоровича (Жуковского): давать студенту думать
над еще не решенной проблемой.
http://old.ihst.ru/projects/sohist/books/goldstars/323-346.pdf
И так было со всеми учениками Жуковского. Каждый ощущал,
что именно он способен сделать что-то чрезвычайно важное,
необходимое и с умноженной силой стремился к исполнению
этого.
Стр.2
Онлайн книга «Великие умы России. Том 14. Николай Жуковский»
http://loveread.me/read_book.php?id=61929&p=1