АВИАЦИТАТА

Тихо... появляется воздушный пират над беззащитным городом ночью, спокойно и уверенно сбрасывает свои смертоносные разрушительные бомбы и также незаметно и безмолвно исчезает...

Я.Златогоров "Как летают ночью". Журнал "Вокруг света" №30, 31.07.1916 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Первый русский самолёт Можайского
АВИАЦИЯ
Первый русский самолёт Можайского
Страна: Российская империя
Конструктор: А.Ф. Можайский
Первый полет: июль 1885 г.
Тип: моноплан
Описание:

Во многих изданиях советской эпохи утверждается, что создать первый самолёт удалось не братьям Райт, а отставному русскому моряку, контр-адмиралу А.Ф. Можайскому. На деле же сегодня весьма спорными представляются попытки представить самолет Можайского первым среди аппаратов такого рода.
Проводя свои эксперименты с 1856 года, Можайский в 1876 г. приступает к детальной разработке проекта своего летательного аппарата в натуральную величину.
Так как сооружение подобного самолёта требовало немалых денежных средств. Можайский неоднократно обращается в военное министерство и непосредственно к Александру III за помощью. Но поддержка оказывалась лишь в нескольких случаях.
В первый раз (в конце 1876 года) ему было выделено 3 тысячи рублей комиссией под председательством Д.И Менделеева. В заключении комиссии было указано, что изобретатель "в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам".
 
В том же 1877 году изобретатель составил «Программу опытов над моделями летательного аппарата». Весьма примечательным в ней был пункт об испытании действий особых «маленьких площадей на задней части крыльев». Вероятно, изобретатель считал необходимой установку на самолёте элеронов или, иначе говоря, органов поперечной устойчивости и управляемости самолета.
Сведений о воплощении этой идеи на натурном аппарате не найдено.

3 ноября 1881 г. Департамент торговли и мануфактур выдал Можайскому первый в России патент на летательный аппарат. Из приложенного описания и чертежей следовало, что «воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колёсами, на которую поставлен весь снаряд; машины для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей горизонтальной и вертикальной… Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колёсами… служит для разбега летательного снаряда по земле перед его подъёмом…».

Таким образом, говоря современным языком, первый русский самолёт представлял собой расчалочный моноплан с крылом малого удлинения, двумя толкающими и одним тянущим винтом, с фюзеляжем в виде лодки.

Основная проблема для Можайского заключалась в двигателях. Заинтересовавший его сперва двигатель внутреннего сгорания Брайтона, демонстрировавшийся в то время в Америке, не оправдал ожиданий: он с трудом запускался, был ненадёжен и гораздо массивнее паровых машин. Поэтому Можайский дал заказ на изготовление двух паровых машин в Англии по разработанному им проекту (и также получил на это средства в размере 2500 рублей).
Это были двухцилиндровые вертикальные паровые машины компаунд облегченной конструкции. Одна из машин развивала мощность в 20 л.с. при 300 об/мин. Вес ее был 47,6 кг. Другая машина имела мощность в 10 л.с. при 450 об/мин. Вес ее составлял 28,6 кг. Пар в машины поступал от прямоточного котла весом 64,5 кг. Топливом служил керосин.

Коленчатые валы и поршневые штоки машин для уменьшения веса были сделаны пустотелыми. Получив машины, Можайский приступил к сборке самолета. При этом конструкция уже отличалась от заявленной в «привилегии». Так, основным материалом стали не стальные пластины, а сосновые бруски углового сечения. Винты с задних кромок крыла он переместил в прорези ближе к передней кромке, что позволило увеличить их диаметр. Переместил вперёд он и 20-сильную машину. Это изменило центровку самолёта, сделав её более передней.
Картина "Взлет самолета", построенного А.Ф.Можайским, совершенного 20 июля 1882 г. в Красном Селе около Петербурга за два десятилетия до полета братьев Райт; в овале - портрет А.Ф.Можайского, представленная на выставке, посвященной создателю первого в мире самолета моряку Александру Федоровичу Можайскому, в Центральном доме-музее авиации и ПВО им. М.В.Фрунзе. 1949г., Москва.

Наземные испытания самолёта Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года, благо военным ведомством для этих целей был отведён участок под Петербургом "для проведения опытов".  

Часто высказывается мнение, что полет самолета Можайского произошел 20 июля 1882 года. Однако прямыми доказательствами эта дата не подтверждается.

Вероятнее предполагать, что полет произошел летом 1883, или даже летом 1885 года. К этому времени сам Александр Федорович просил создать комиссию из членов Русского технического общества. Такая комиссия под председательством М. А. Рыкачева собиралась. Она ознакомилась с самолетом и в решении, подписанном 22 февраля 1883 года, отметила, что первый русский самолет Можайского «уже почти готов». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете и "рекомендовала соотношение подъемной силы к силе сопротивления принять равным 3.7, вместо 9.6, (как было заявлено изобретателем), в связи с чем потребная мощность двигателей определялась в 75 лошадиных сил, а не 30". Продувки в ЦАГИ показали, что комиссия М.А. Рыкачева гораздо реальнее оценивала характеристики «прибора», нежели сам автор проекта.

В июле (до сих пор точно не установлено, какого года. В исследованиях указывается отрезок времени с 1882 по 1885 гг.) Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества. Пилотировал механик И. Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло. Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто первый самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 году, были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г., и затем широко запущены в оборот в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

Мнение о совершённом полёте самолёта сложилось также благодаря свидетельствам очевидцев, отыскиваемых различными авторами в архивах. Существует также гипотеза о полёте, который мог бы быть осуществлён при существовавших 20 июля погодных условиях. Но так как точная дата полёта до сих пор не установлена, все эти сведения следует признать лишь гипотетическими.


Испытания модели самолёта, проведённые в 1979—1981 гг. в ЦАГИ, показали, что первый самолёт в принципе был неспособен подняться в воздух — не хватало тяги. Следует заметить, что после первых неудачных опытов Можайский заказывает более мощные двигатели на Обуховском сталелитейном заводе. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета. Оба новых двигателя Можайского были готовы лишь в начале 1890 года. Их вместе с двумя первыми машинами, снятыми с самолета после его испытания, перевезли на Балтийский завод, где они и хранились на складе. Однако установить новые, более мощные машины и испытать их не удалось Можайскому — он умер в марте 1890 года.

После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.



Технические характеристики:
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Модификация
Самолет Можайского А.Ф.
Длина, м.
25
Высота, м.
7,5
Размах крыльев, м.
23,2
Площадь крыла, м2
329
Масса, кг.
 
пустого
 
максимальная взлетная
1266
Двигатель
???
мощность, л.с.
30
Расчетная скорость, км/ч
40
Диаметр винтов, м
4,75
КПД винта
0,55
Площадь горизонтального оперения, кв.м.
41,1
Площадь вертикального оперения, кв.м. 10
Энерговооружённость, кВт/кг. 0, 0177



Источники:
  • 1.    Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. — Л.: Молодая гвардия, 1951.
  • 2.    Захаров В. П. Первый военный аэродром. – М.: Воениздат, 1988. – c. 12-24.
  • 3.    Король В. Самолет начинался так... – Ленинградская правда. – 1990. – 26 мая. – c. 4.
  • 4.    Бычков В. Первый русский самолёт. – Крылья Родины. – 1986. - №1. – с. 32
  • 5.    Строителев К.С. Русский моряк А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета.
  • 6.    Веймарн Андрей Летучка с адскими снадобьями.
  • 7.    Виктор Владимирович Гончаренко. «Как люди научились летать».К: «Веселка», 1986.


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты