АВИАЦИТАТА

Без твердого знания искусства эволюционирования в воздухе авиатор и аэроплан всегда в опасности. Необходимо уметь планировать с высоты с остановленным мотором и делать крутые виражи, что очень важно при случайных осложнениях во время полетов.

Ефимов М.Н.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 Октября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия СИМВОЛИКА Иностранные награды Австрийский Орден Железной Короны («Couronne de fer» österreichischen Ordens der Eisernen Krone)
АВИАЦИЯ
Австрийский Орден Железной Короны («Couronne de fer» österreichischen Ordens der Eisernen Krone)

Дата учреждения: 5 июля 1805 года в Италии, в 1816 году – в Австрии
Учредитель: Наполеон I
Статус: за военные отличия и гражданские заслуги для военных и гражданских лиц
Девиз: «Dieu me la donne, gare à qui la touchera» («Бог мне корону дал, горе тому, кто ее тронет»)
Число степеней: 3 (плюс лавровый венок за «Военное Отличие» с 12 февраля 1860 года, и «Мечи» за храбрость с 1917 г.)
Лента: золотисто-оранжевая
Статут:

Правила ношения:

  • Кавалеры ордена носили серебряный знак отличия на груди слева;
  • Командоры – золотой знак на шее;
  • Золотой знак высшего сановника носился через правое плечо на широкой ленте;

орден Железной Короны учрежден 5 июля 1805 года Наполеоном Бонапартом, когда его провозгласили правителем Италии, известным тогда как Наполеон Первый. Название ордена отражало дух короны Лангобардских королей, в которую, согласно древней легенде, был заключен железный гвоздь из распятия Христова. В VI-VII веке до нашей эры государство лангобардов размещалось на территории Северной Италии и было одним из государств, оставшихся после падения Римской империи. Возлагая на себя Железную Корону, Наполеон хотел подчеркнуть законность и значимость королевства Италии.

Орден Железной Короны Австро-ВенгрияЗнак ордена был выполнен в виде небольшой короны с острыми зубцами. По краям короны располагалась надпись «Dieu me la donne, gare à qui la touchera» («Бог мне ее вручил, и горе тому, кто ее коснется») – слова, произнесенные Наполеоном во время коронации в Милане. Начиная с 1809 года, девиз начали писать на итальянском языке. Корона крепилась к стилизованному императорскому орлу, знак носили на ленте золотисто-оранжевого цвета с зеленой полосой по краям.

Орден имел три степени – орден Железной Короны для сановников (высших чиновников), командоров (степень ордена для генералов и адмиралов) и кавалеров (для военнослужащих любого ранга). Согласно статуту, количество награжденных орденом определялось заранее по каждой степени. Высшие чиновники – 20 человек, командоры – 100 человек, кавалеры – 500 человек. Начиная с 1807 года, количество кавалеров сократили до 15, 50 и 300 человек по каждой из степеней. Для всех кавалеров ордена предусматривалась ежегодная пенсия – 900 лир для сановников, 700 лир для командоров и 300 лир для кавалеров. Кавалеры ордена носили серебряный знак отличия на груди слева, командоры – золотой знак на шее. Золотой знак высшего сановника носился через правое плечо на широкой ленте. Кроме этого, для сановников полагалась также большая вышитая звезда.

Орден Железной Короны был наградой универсального характера. Ею жаловались все гражданские и военные лица Италии за особые отличия. Тем не менее, в статуте ордена было записано, что 200 кавалеров, 25 командоров и 5 высших сановников награждаются в обязательном порядке из числа солдат Франции. Таким образом Наполеон хотел подчеркнуть и укрепить боевое братство французских и итальянских солдат, сделав орден Железной Короны символом взаимовыручки и дружбы.

среди награжденных орденом Железной Короны высшие сановники Богарне, Бертье, Лористон, Массен, Ожеро, Серрюрье; командоры Мутон, Фриан; кавалеры Даву, Дефевр, Сульт, Сюше. За время существования королевства Италии высшими сановниками ордена стали 33 человека, из них 12 военных, командорами – 105 человек, из них 60 военных и кавалерами – 1500 человек. Ранее установленные ограничения по количеству награжденных были существенно превышены. За период существования ордена этот знак отличия стал очень популярным орденом среди итальянцев и французов.

В 1814 году орден Железной Короны был упразднен в качестве высшего отличительного знака Итальянского королевства. После перехода королевства Италии под власть Австрийской империи, орден Железной Короны в 1815 году был восстановлен. А орденская лента получила преемственность во Франции, во времена правления Наполеона Третьего она отнесена к орденскому знаку Военной медали. Орден Железной Короны состоял из железной короны с двуглавым орлом, на груди которого размещался щит из финифти темно-синего цвета. На щите – вензель «F». Орденская лента была желтого цвета, с узкими темно-синими полосками.

1 января 1816 года был утвержден новый статут Ордена Железной Короны. Согласно статуту, австрийский орден также имел три степени. Количество кавалеров ордена опять было строго ограничено: 20 человек для награждения орденом первой степени, 30 – для второй и 50 – для третьей.

Знак Австрийского Ордена Железной Короны 3-й степени с мечами12 февраля 1860 года был добавлен знак отличия к ордену – «Военное отличие», исполненный в виде лаврового венка. Жаловали этим отличительным знаком за боевые заслуги в военное время. В 1917 году к ордену были добавлены «Мечи» за личную отвагу в военных операциях.

Кавалеры (рыцари) первой степени ордена Железной Короны носили желтую ленту через плечо справа, знак ордена на бедре слева и орденскую звезду с восемью лучами на груди слева. Знак ордена был исполнен в виде двуглавого орла Австрийской Империи, находящегося на железной короне Ломбардии. На лицевой стороне ордена на груди у орла находился синий щит с золотой буквой «F». Термальный орденский знак был размером 76х45 мм, орденская лента – 120 мм. В золотом медальоне размещалось изображение Железной Короны. Медальон окружала лента синего цвета с надписью "Древний и Существующий" («AVITA ET AUCTA»).

до 1 июня 1884 года каждый кавалер Ордена Железной Короны первой степени становился одновременно и членом Тайного Совета. Начиная с 6 апреля 1908 года, к дополнительным знакам отличия ордена добавили «Малое отличие» («Kleine Dekoration») в виде знака ордена третьей степени с маленьким изображением звезды ордена на колодке. Впоследствии это изображение стало вариантом для ежедневного ношения Ордена Железной Короны первой степени, и заменило собой ленту со звездой.

Кавалеры Ордена Железной Короны второй степени носили на шее орденский знак размером 66х34 мм. 27 октября 1917 года был добавлен дополнительный знак отличия ко 2-й степени ордена – «Малое отличие». Этот отличительный знак имел изображение австрийской железной короны на колодке ордена третьей степени. До 18 июля 1884 года рыцарь ордена второй степени жаловался титулом барона австрийского или венгерского дворянства.

Кавалеры третьей степени Ордена Железной Короны носили орден на груди на колодке треугольной формы. До 18 июля 1884 года рыцари ордена третьей степени жаловались одновременно с орденом и рыцарским дворянским титулом.

За время Первой Мировой Войны ограничения по количеству награжденных орденом были существенно превышены по всем степеням ордена. Орденом Железной Короны награждали за храбрость в бою. Еще до начала войны ограничение было нарушено, кавалерами ордена было уже более 100 человек. За время же Первой Мировой Войны орденом наградили более тысячи человек. Только в полках «Императорских стрелков» орденом Железной Короны третьей степени были награждены 166 офицеров.

В последний раз награждение Орденом Железной Короны состоялось в 1918 году.


Источники:

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты