АВИАЦИТАТА

...современный аэроплан уже больше не игрушка, но могучее и всегда готовое, несмотря на погоду, оружие связи, разведки и даже боя, и для современного военного дела он так же необходим, как и пехота, кавалерия, артиллерия.

Д.П.Григорович, 1911 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 Ноября
22 ноября 1911 г.
Состоялась первая в России радиопередача с самолета, пилотируемого А. В. Панкратьевым. Радиообмен с борта самолета выполнил инженер-подполковник Д. М. Сокольцов в Гатчине. Передатчик был закреплен на груди Сокольцова, антенна представляла собой провод длиной 35 метров с металлическим обручем на конце.
22 ноября 1797 г.
Француз Андре Жак Гарнерен совершил первый в мире удачный прыжок с парашютом, выпрыгнув с высоты 1000 м (по другим данным - 680м) с воздушного шара над парком Монсо неподалёку от Парижа.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Разгром корпуса Жлобы. Одна из боевых командировок Ткачева на фронт
АВИАЦИЯ
Разгром корпуса Жлобы. Одна из боевых командировок Ткачева на фронт

Марат ХАЙРУЛИН
Москва

Белая авиация сыграла одну из главных ролей при уничтожении прорвавшего 28(15) нюня 1920 г, фронта белых 1-го конного корпуса товарища Жлобы.
На ст.Акимовка в этот период находился аэродром Крымской боевой авиагруппы (4-й и 5-й авиаотряды на D.H.9) под командованием полковника Антонова. Красная конница была случайно обнаружена разведчиком 4-го а/о. Вот как это произошло.

Описание подвига, совершенного военным летчиком 4-го а/о подпоручиком Леонидом Байдаком

«15 июня 1920 г[1] согласно приказа командира Крымской авиагруппы была получена задача обследовать район В. Токмак, Вербовое, Налоги, Берестовое, Ногайск. Выполняя задачу и пролетая вдоль ж/д, подпоручик Байдак заметил на дороге большую пыль в направлении дер. Поповка; Изменив маршрут своего полета, летчик стал детально обследовать р-н Поповки и В.Токмак, снизился до 400 м и обнаружил кавалерийскую колонну с артиллерией, двигавшуюся из дер. Поповка на В.Токмак, численностью до 3000 всадников. По самолету был открыт ружейный и пулеметный огонь. По собственной инициативе прекратил продолжать данную ему задачу в направлении Ногайска и, несмотря на неудобную для посадки местность, опустился у Гнаденфельда в рожь дли доставки сведений в Штаб Донского Корпуса. Летчик, несмотря на наступающие сумерки, успел сообщить в поезд Штаба Главнокомандующего, сбросив последнему донесение.
Благодаря своевременному и точному донесению Байдака Штабом были приняты своевременные меры, окончившиеся разгромом конницы Жлобы.
С 15 по 21 июня подпоручик Байдак в разгар борьбы с кавалерией Жлобы произвел 10 боевых полетов продолжительностью 32 ч 45 мин и выбросил на головы противника 135 6омб весом 85 пудов. Ходатайствую о награждении подпоручика Байдака орденом Св. Николая Чудотворца».

В архиве удалось отыскать уникальные документы, скупо повествующие о работе красных и белых летчиков. Также были найдены полетные листы 1-го а/о, заполненные самим «Авиаглавом» Генерал-майором Ткачевым, который непосредственно водил эскадрилью Крымской боевой авиагруппы в бой.
К сожалению, полетные донесения 4-го и 5-го белых авиаотрядов не сохранились и воссоздать полную картину воздушных боев очень затруднительно. Ниже для сравнения приведены полетные листы противоборствующих сторон.

Полетные листы 1-го Авиационного имени Генерала Алексеева Отряда


16 июня 1920 г.
Полет №191.
D.H.9 №620;
в. л. поручик Дессино[2];
задание: доставка самолета генералу Ткачеву;
маршрут: Симферополь— Кача, 50 мин.

18 нюня 1920 г.
Полет № 205. (19 ч 45 мин — 21 ч 55 мин):
генерал Ткачев, подполковник НИКУЛИН на D.H.9 №620;
задание: бомбометание колонии Александрокрон и разведка (групповой полет — 5 машин);
маршрут: аэродром авиагруппы у ст. Акимовка — с. Астраханка — кол. Клефельд — Фридендорф — Валдгейм — Шпаррау — Акимовка;
продолжительность: 2 ч 10 мин;
высота: максимальная — 1500 м, минимальная — 400 м;
нагрузка: 400 патронов, 12 бомб по 25 ф. (израсходовано 3 бомбы).

19 июня 1920 г.
Полет № 206. (19 ч — 22 ч 15 мин);
генерал Ткачев, подполковник Никулин на D.H.9 №620;
задание: бомбометание группы пехоты у сел. Мануйловки (групповой полет — 6 машин);
маршрут: ст.Акимовка, 3 ч 15 мин;
высота: максимальная — 1000 м, минимальная — 400 м;
нагрузка: бомб 25 ф. — 9 шт (все израсходованы), 500 патронов (300 шт. израсх.);
результаты: «Группа пехоты у Мануйловки ликвидирована. Во время бомбометания самолет был атакован 2 «Ньюпорами» красных; произошел воздушный бой, продолжавшийся до 1/2 часа, но безрезультатный.. Мотор работал исправно. Получено в самолете 5 пробоин, из них 3 в области мотора и 2 в верхних плоскостях».
(Ткачев дрался в это время с красвоенлетами 13-го Казанского а/о Межераупом и Воедило, их полетные донесения не найдены.)

20  июня 1920 г.
Полет № 207. (13 ч 10 мин — 17 ч 10 мин);
генерал Ткачев, подполковник Никулин на D.H.9 №620;
задание: бомбометание па конницу Жлобы (групповой):
маршрут:   ст. Акимовка — Шпаррау — Валдгейм — Черниговка — Акимовка, 4 ч;
высота: максимальная — 1000 м, минимальная — 300 м;
нагрузка: бомб 25 ф. — 9 шт. 5 ф. — 10 шт (19 шт = 6 п. 35 ф.); 800 патронов;
результаты: «Задание выполнено. Конница Жлобы ликвидирована исключительно работой самолетов. Во время расстрела конницы Жлобы из пулемет, наш самолет был атакован 3 «Ньюпорами» красных, произошел воздушный бой, продолжавшийся до 3/4 часа, но закончившийся безрезультатно».

21 июня 1920 г.
Полет №208;
генерал Ткачев, подполковник Никулин на D.H.9 №620:
задание: перелет Акимовка — Федоровка — Чаплинка.

За эти полеты Начальник Авиации Русской Армии Генерал-майор Ткачев В. М. был удостоен ордена Святителя Николая Чудотворца 2-й степени (Приказ Главкома №3292 от 22.06.1920).

Полеты 3-го истребительного авиаотряда 1-го авиадивизиона истребителей РККВВФ

Из-за многочисленных атак 28-29 июня белых самолетов на группу красных, Жлобе пришлось вызвать па помощь авиацию 13-й армии. Рано утром 30 июня у ст. Верхне-Токмак сели 6 «Ньюпоров» 3-го истребительного (Ингаунис, Петренко и Агишевский) и 13-го Казанского(Межерауп, Воедило и Крекис) авиаотрядов.

29 июня (16 июня ст. ст.) 1920 г.
(12 ч 30 мин — 15 ч 10 мин);
к. в. л. Ингаунис, «Ньюпор-24» №5121;
задание: охрана и сопровождение кавколонны тов. Жлобы;
вылет из Цареконстантиновки;
продолжительность: 2 ч 40 мин:
результаты: «Двигавшаяся колонна была обнаружена между деревнями Шпаррау и Прагенау и сопровождена до д. Прагенау».

29 июня (16 июня ст. ст.) 1920 г.
(12 ч 30 мин — 14 ч 30 мин);
к. в. л. Агишевский, «Ньюпор-23» №2556;
задание: охрана нашей кавалерии тов. Жлобы;
маршрут: Цареконстантиновка — Шпаррау — Марияволе — Прагенау — Клефельд—Стульнево — Черниговка — Цареконстантиновка;
продолжительность: 2 ч 00 мин;
результаты: «задание выполнено».

29 нюня (16 июня ст.ст.) 1920 г.
(20 ч 30 мин — 23 ч);
к.в.л. Агишевский, «Ньюпор-23» №2556;
продолжительность: 2 ч 30 мин;
результаты: «воздушный бой с 9 неприятельскими самолетами и 4 нашими у дер. Астрахановка» (вместе с 3 «Ньюпорами» 13-го Казанского а/о).

30  июня (17 июня ст.ст.) 1920 г.
(8 ч 40 мин — 10 ч);
к. в. л. Агишевский, «Ньюпор-23» №2556;
задание: преследование неприятельского самолета;
маршрут: Верхне-Токмак — Черниговка  — Шпаррау — Стульнево — В.Токмак;
продолжительность: 1 ч 20 мин:
высота; 1800 м;
результаты: «Над д. Шпаррау догнал неприятельский самолет и вступил с ним в бой, после 10-ти минутного боя самолет противника пошел с, большим снижением к Мелитополю и т. к. догнать его не мог, я вернулся обратно. Мой самолет получил 2 пробоины в верхнем левом крыле и 2 пробоины в винте».

30 июня (17 июня ст. ст.) 1920 г.
(20 ч 10 мин — 21 ч);
«Красвоенлеты 13-го Казанского а/о Межерауп, Крекис и Воедило поднимались с целью встречи неприятельскою самолета, появившегося в районе Черниговки. Заметив поднимающиеся самолеты, неприятельский повернул на юг и, преобладая скоростью, скрылся в направлении Бердянска. Высота 1200 м».

1 июля (18 июня ст. ст.) 1920 г. Полет №127;
к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» №5146;
задание; преследование неприятельского самолета в р-не Черниговки;
маршрут: Верхне-Токмак — Черниговка — В. Токмак;
результаты: «Достигнул неприятельский самолет в р-не Гнаденфельд, вступил в бой, после 2 атак неприятельский самолет ушел на Мелитополь».

2 июля (19 июня ст. ст.) 1920 г.
Полет №129, (21 ч 00 мин — 23 ч);
к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» №5146;
задание: разведка;
маршрут: ст. Верхне-Токмак;
продолжительность: 2 ч 00 мин;
результаты: «Замечено 4 неприятельских самолета, с одним из них вступил в бой, тогда остальные бросились на меня, с большим трудом мне удалось уйти на ст. Надельгейм.
В р-не Юрьевка заметил неприятельский самолет, обстреливающий нашу кавалерию. Вступил в бой. который длился полчаса, после чего самолет противника ушел по направлению Мелитополя. У меня в бою пробит винт»
.

3 июля (20 июня ст. ст.) 1920 г.
Полет №130. (17 ч — 18 ч 30 мин);
к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» .№ 5146; маршрут: ст. Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау — В. Токмак;
продолжительность: 1 ч 30 мин;
результаты: «Напав в р-не Черниговка — Шпаррау на неприятельских самолетов, вступил с ними в бой. После одной очереди пулемет заел, задержку уничтожить было невозможно. Но так как в бою участвовали Ингаунис, Воедило и Межерауп, то я летая для того чтобы выручать из критических моментов. Первый раз выручил Воедило и 2 раза выручал Ингауниса и когда 2 самолета ушли по направлению Мелитополя. Один в скором времени с боем и со снижением тоже ушел. Четвертый аппарат пошел со снижением и по словам Ингауниса сел недалеко в Шпаррау».

3 июля (20 июня ст. ст.) 1920 г.
(17 ч — 18 ч 30 мин);
к. в. л. Ингаунис, «Ньюпор-24» №5121;
маршрут: ст. Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау — В. Токмак;
продолжительность: 1 ч 30 мин;
результаты: «В бою над д.Шпаррау мною был сбит самолет противника, опустившийся с остановленным мотором в нейтральной зоне на перекрестке Валдгейм и Гнаденфельд. С северной стороны моста к самолету противника бросились всадники, отделившиеся от группы кавалерии противника. Они стали переводить самолет на свою территорию. Разогнал пулеметным огнем кавалерию противника и выпустив все патроны вернулся на аэродром».

3 июля (20 июня ст. ст.) 1920 г.
(20 ч 30 мин — 22 ч);
к. в. л. Петренко, «Ньюпор-24» №5146;
к. в. л. Ингаунис, «Ньюпор-24» №5121:
задание: преследование неприятельских самолетов и попутная разведка:
продолжительность: 1 ч 30 мин;
маршрут: Верхне-Токмак — Черниговка — Шпаррау;
результаты: «Замечено над Шпаррау 3 неприятельских самолета, которые побросав бомбы па поле и не приняв боя ушли на Мелитополь. В р-не Наульгейм и Мариевол стоит, сбитый военлетом Ингаунисом неприятельский самолет типа «Дейч Элевен», возле которого была кавалерия и пешие, которые были обстреляны из пулеметов. Высота 1200 м».

Из Телеграммы Авиадарму: «4 июля Петренко полетел на разведку в тот же район и обнаружил, что самолета нет. Наверно, по исправлении таковой улетел или вернее за ночь был разобран».
Как итог боевой работы приведу приказы по белой авиации;
10 июля 1920 г. Приказ № 128 Начальника Авиации ВСЮР:
«B период с 15 по 21 июня с. г. был совершенно ликвидирована прорвавшая наш фронт конная группа Жлобы.
15 июня подпоручик Байдак с летнабом капитаном Барановским обнаружили движущуюся на В. Токмак большую конную группу красных. 16 июня было между Черниговкой и Шпаррау замечено несколько колонн до 3000 шашек и атаковано группой из 6 самолетов под руководством в. л. полковника Антонова (в этот день потери красных составили до 300 лошадей). 18 июня эскадрилья под командой штабс-капитана Шебалина атаковала конную группу красных у В. Токмака и Шардау, заставив ее отступить. 19 июня эскадрилья из в самолетов атаковала конницу красных в дер. Апександрокрон и заставила бежать на север. Затем под моим командованием была произведена воздушная операция, имевшая целью оказать содействие нашим войскам в атаке пехоты красных в дд. Maнуйловке и Николаевке. Снижением, бомбометанием и пулеметным обстрелом совершенно разгромили пехотную группу неприятеля у д. Мануйловки и заставили очистить эту деревню.
Паника и расстройство красных были столь велики, что пытавшаяся задержаться на новых позициях батарея противника сбивалась с них одним снижением самолета, а пехота обращалась в бегство даже при сбрасывании с самолетов сигнальных ракет. 20 июня после обнаружения воздушной разведкой под моим руководством была атакована одна из колонн конницы Жлобы у д. Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 м, пулеметным огнем и бомбометанием совершенно разгромили эту группу красных, которые бежали на восток и северо-восток, зачастую бросая, ввиду усталости, своих лошадей и бежали пешком. Все поле было покрыто черными пятнами убитых людей и лошадей. Очень много красных разбежалось по домам окрестных деревень. Красными были брошены почти все оставшиеся еще у них пулеметные тачанки и повозки.
Этим боем было нанесено окончательное поражение конной группе Жлобы, оказавшейся у нас в глубоком тылу и при данной обстановке — малом количестве, нашей конницы — могшей оказать самое решительное влияние на исход борьбы за обладание Северной Таврией.
Начальник Авиации ВСЮР в.л. Генерал-майор Ткачев, г. Севастополь»

19 июля 1920 г.
Приказ №132 Начальника Авиации ВСЮР:
«Приказ Главкома ВСЮР от 11.7.1920: в воздаяние воинской доблести, мужества и особо блестящей работы чинов 4-го а/о, проявленных в боях с 2 5мая с. г., означенному отряду в честь величайшего русского Летчика Полковника Казакова именоваться впредь: «4-м Авиационным имени в.л. полковника Казакова отрядом.
Генерал-майор Ткачев,
г. Севастополь»


Найдено также фото самолета, на котором летал Ткачев.
D.H.9 №620 в начале июня 1920 г. прибыл из Константинополя на пароходе Добровольного Флота «Владимир» в Севастополь.
При захвате красными Крыма, самолет находился в ремонте в 1-м авиапарке в Симферополе, в бывшем филиале завода Анатра.

Примечания:
1. Даты по белой авиации даны по старому стилю.
2. 1-й авиационный отряд не принимал участие в разгроме корпуса Жлобы, от отряда летал только летнаб подполковник Никулин.

Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Марату ХАЙРУЛИНУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы по действиям авиации ВСЮР и роли Ткачева в разгроме корпуса Жлобы.


Источники:
Фотографии из Центрального Музея Вооруженных Сил.
В статье использованы материалы РГВА.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты