АВИАЦИТАТА

...современный аэроплан уже больше не игрушка, но могучее и всегда готовое, несмотря на погоду, оружие связи, разведки и даже боя, и для современного военного дела он так же необходим, как и пехота, кавалерия, артиллерия.

Д.П.Григорович, 1911 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 Ноября
22 ноября 1911 г.
Состоялась первая в России радиопередача с самолета, пилотируемого А. В. Панкратьевым. Радиообмен с борта самолета выполнил инженер-подполковник Д. М. Сокольцов в Гатчине. Передатчик был закреплен на груди Сокольцова, антенна представляла собой провод длиной 35 метров с металлическим обручем на конце.
22 ноября 1797 г.
Француз Андре Жак Гарнерен совершил первый в мире удачный прыжок с парашютом, выпрыгнув с высоты 1000 м (по другим данным - 680м) с воздушного шара над парком Монсо неподалёку от Парижа.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Ткачёв В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.
АВИАЦИЯ
Ткачёв В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг. Ткачёв В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.

Судьба книги, которую Вы держите, поистине уникальна. Начиная с момента, когда Вячеслав Матвеевич Ткачев закончил свои мемуары, было предпринято с десяток попыток их публикации. И все они заканчивались неудачей.

Вердикт, вынесенный в начале 1960-х годов советскими цензорами, гласил: "Трибунал осудил Ткачева за преступление против государства. Он отбыл положенный по суду срок наказания и получил конституционные права советского гражданина, но не получил моральной реабилитации. Публикацией своих воспоминаний он стремился к моральной реабилитации. Книгу публиковать не следует".

ОТ АВТОРА

В 1958 году по совету сотрудников Исторического отдела ВВС я начал писать этот труд, положив в его основу мои личные воспоминания о событиях и обстановке, связанных с зарождением русской авиации, и использовав сохранившийся в моей памяти обширный материал, почерпнутый из специальной иностранной литературы.
В процессе работы над рукописью я встретился с многочисленными историческими документами и справками, имеющимися в богатейших архивах СССР, что помогло мне уточнить и подтвердить факты, события, встречи, запечатлевшиеся в моей памяти.
Первый вариант рукописи был отрецензирован военно-мемуарной редакцией Воениздата и в исторической военно-авиационной группе ВНО ЦДСА.
Учтя замечания, критику и пожелания рецензентов, я коренным образом переработал и дополнил первоначальный вариант рукописи.
Считаю своим долгом сердечно поблагодарить В. Б. Шаврова, А. В. Шиукова, Е. Ф. Бурче, И. Е. Мосолова, В. И. Гольцшмидта, Э. И. Меоса, В. Г. Соколова, А. М. Шатерникова, К. Н. Затонско-го, А. И. Мартынова-Марова, И. Я. Шатоба, И. И. Петражицко-го и А. А. Кирия, кто своей объективной критикой, справками, советами и участием в литературном редактировании рукописи помог мне завершить этот многолетний труд.

 


В. М. Ткачев КРЫЛЬЯ РОССИИ. Воспоминания о прошлом русской военной авиации. 1910-1917 гг. - СПб: ГИЦ «Новое культурное пространство», 2007. - 640 с. ISBN 978-5-902404-11-8




Скачать


Содержание


ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ АВТОРА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: В АВИАЦИОННЫХ ШКОЛАХ
ГЛАВА 1. Первое знакомство с авиацией
В школе Одесского аэроклуба
Дальнейшее знакомство с авиацией
Участие авиации в войсковых маневрах
Торжество открытия Одесской авиационной школы

ГЛАВА 2. В Севастопольской военно-авиационной школе
Техническая самоподготовка «жаждущих» авиационных знаний
Неполетные дни
Осенние полеты
Сенсационные новости
Окончание школы

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПЕРВЫЕ ШАГИ И ПОДГОТОВКА
ГЛАВА 3. В Киеве
Особенности летной работы того времени
Посадки вне аэродрома
Разговор «по душам»
Работа с артиллерией
Групповой перелет Киев—Остер—Нежин—Киев, в строю.
Мертвая петля
На маневрах
Первая разведка
Дальние перелеты
Итоги 1913 года
Деятельность авиационного центра в Петербурге
Реорганизация центра, возглавлявшего авиацию и воздухоплавание
Прощай, Киев

ГЛАВА 4. В 4-й авиационной роте — в Лиде — 1914 г. (характеристика роты, состояние летного материала и аэродрома)
Подготовка (план работы XX корпусного авиационного отряда)
Первые сведения об «Илье Муромце»
В Двинске — на полигоне
Дальние перелеты 1914 г.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НА ВОЙНЕ
ГЛАВА 5. Мобилизация 1914 г.
Условия и характер мобилизации
Мобилизация воздухоплавания
Первые боевые единицы кораблей «Илья Муромец»
Состояние снабжения авиационного тыла
Авиационные средства других воюющих держав

ГЛАВА 6. На фронте - 1914 г.
XX корпусный авиационный отряд в Люблине
Попытка штаба Юго-Западного фронта использовать авиацию для стратегической
разведки
Галицийская битва — август 1914 г.
Наше наступление,
Воздушная разведка спасает положение на правом фланге Юго-Западного фронта
В VIII русской армии
В III русской армии
Подвиг штабс-капитана П. Н. Нестерова
Перемена фронта
Операции в Восточной Пруссии
Октябрьские бои на р. Висле и отступление противника
Аэродром в Конске и новые задания
Опыт применения русской военной авиации в 1914 г.

ГЛАВА 7. На фронте - 1915 г.
Снова в Севастопольской авиационной школе
Работа авиации в условиях стабилизированного фронта
«Вольтижировка» в воздухе и испытание нервов
Первые боевые полеты кораблей «Илья Муромец»
ГЛАВА 4. В 4-й авиационной роте — в Лиде — 1914 г. (характеристика роты, состояние летного
материала и аэродрома)
Подготовка (план работы XX корпусного авиационного отряда)
Первые сведения об «Илье Муромце»
В Двинске — на полигоне
Дальние перелеты 1914 г

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: НА ВОЙНЕ
ГЛАВА 5. Мобилизация 1914 г.
Условия и характер мобилизации
Мобилизация воздухоплавания
Первые боевые единицы кораблей «Илья Муромец»
Состояние снабжения авиационного тыла
Авиационные средства других воюющих держав

ГЛАВА 6. На фронте - 1914 г
XX корпусный авиационный отряд в Люблине
Попытка штаба Юго-Западного фронта использовать авиацию для стратегической
разведки
Галицийская битва — август 1914 г.
Наше наступление,
Воздушная разведка спасает положение на правом фланге Юго-Западного фронта
В VIII русской армии
В III русской армии
Подвиг штабс-капитана П. Н. Нестерова
Перемена фронта
Операции в Восточной Пруссии
Октябрьские бои на р. Висле и отступление противника
Аэродром в Конске и новые задания
Опыт применения русской военной авиации в 1914 г.

ГЛАВА 7. На фронте - 1915 г
Снова в Севастопольской авиационной школе
Работа авиации в условиях стабилизированного фронта
«Вольтижировка» в воздухе и испытание нервов
Первые боевые полеты кораблей «Илья Муромец»
Повторение тарана в воздухе
Зимние операции и работа авиации
Горлицкий прорыв
Вынужденный отдых
Развитие немецкого наступления в Галиции
Успешные действия кораблей «Илья Муромец»
Осложнение работы авиации в период отступления из Польши
В Риге
Ответственная работа XX корпусного авиационного отряда перед фронтом XII армии
Регулировка «Парасоля»
В Пскове
Первые жертвы в отряде
В гостях у «Муромцев»
Реорганизация авиации на фронте
Что делалось в 1915 году в авиации на Западе

ГЛАВА 8. Война - 1916 г
Действия авиации зимой
Первая радиосвязь аэроплана с землей
Формирование авиационных дивизионов
Формирование VII истребительного отряда
Наша помощь французам. Операции в районе Двинска и оз.Нароч
Управление XI авиационного дивизиона на фронте
Майское наступление на Юго-Западном фронте
Мой первый успешный бой в воздухе
Включение в состав XI армии VIII корпусного авиационного отряда и характеристика его летчиков
«Учет» боеспособности авиационных отрядов штабами Юго-Западного фронта
Формирование УВОФлота
Проект Дюсиметьера
Воздушная разведка и наша победа под м. Берестечко
Аэропланы без летчиков. Победа в воздухе западнее Дубно
Угроза немецкому флоту в Полесье
Сосредоточение немцами в Ковеле авиационного «кулака»
Формирование в Луцке 1-й истребительной авиационной группы
Действия 1-й истребительной группы
Бомбардировочные действия кораблей «Илья Муромец»
Инспекция отрядов
Первый учебник по тактике воздушного боя
Обстановка, в которой проходила работа русских летчиков в 1916 году
Наши боевые летчики во Франции
Итоги работы русской авиации в 191б году
Подготовка к февральскому наступлению 1917 г.
События в стране

ГЛАВА 9. ВОЙНА - 1917 г.
Авиация и февральское наступление на Юго-Западном фронте
Запрос из Ставки
Революция и фронт. Приказ № 1
Взаимоотношения солдат и офицеров в авиационных отрядах
Что привезли с собой наши летчики из Франции?
Формирование боевых истребительных авиационных групп армий фронта
Активность русской авиации весной 1917 года
Июньское наступление
Июльское наступление IV русской армии
Перемены в «авиационных верхах» на фронте
Авиационный съезд в Москве
Мероприятия для устранения недочетов в русской авиации
Чистка авиационных школ
Повышение военного образования командного состава
Мероприятия по упорядочению снабжения
Реорганизация эскадры кораблей «Илья Муромец»
Предполагаемые меры для сокращения расходов в авиационных частях
Меры укрепления морального состояния летчиков
Разработка вопросов, касающихся будущего авиации
Воздушные бои во второй половине 1917 года
Итоги работы русской авиации в Первой мировой войне
Деятельность снабжающего тыла
Рост авиации на Западе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Комментарии


Источники


1. Документы Центрального государственного военно-исторического архива. — ЦГВАА, Москва.
2. А. В. Шиуков, Е. Ф. Бурче, И. В. Мосолов и В. Б. Шавров. Летопись отечественной авиации и воздухоплавания. Часть I. — Рукопись.
3. А. Зайончковский. Мировая война — 1914—18 гг. — Воениздат, 1933.
4. Б. Шапошников. Мозг армии. — Л.: Госудиздат — отд.: воен. мемуары, 1929.
5. С. А. Красовский. Жизнь в авиации. — Воениздат, 1960.
6. А. В. Ворожейкин. Над Курской дугой. — Воениздат, 1962.
7. Комбриг Н. Ф. Евсеев. Августовское сражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии (Танненберг) — 1914 г. — Воениздат, 1936.
8. И. Спирин. В голубом небе. — Издат. «Советская Россия», 1960.
9. Журнал «Воздухоплаватель», 1910—12 гг.
10. И. Д. Анощенко. Воздухоплаватель. — Воениздат, 1960.
11. О. М. Яковлев. Наши крылатые земляки. — Смоленское издательство, 1962.
12. Приложения к журналу «Родина».
13. М. Б. Ляховский. Надежные крылья республики. — Киев, 1962.
14. А. А. Брусилов. Мои воспоминания. — Воениздат, 1963.
15. А. Самойло. Две жизни. — Воениздат, 1958.
18. М. Д. Бонч-Бруевич. Вся власть советам. — Воениздат, 1958.
17. А. А. Игнатьев. Пятьдесят лет в строю. — Госиздат, 1959.
18. К. Н. Финне. Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского. — Белград (Югославия), 1930.
19. И. И. Сикорский. Эскадрилья летающих кораблей. — Лондон (на английском языке).
20. «La conquete de l'air». — Eigaro illustre, 1908.
21. Ludendorf E. Meine Kriegserinnerungen. — 1914—18. — Berlin.
22. G. P. Neumann. Die deutschen Luftkrafte im Weltkriege. — Berlin, 1926.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты