АВИАЦИТАТА

Летающие машины тяжелее воздуха невозможны.
Лорд Кельвин, президент, Королевское общество.1895 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Сентября
24 сентября 1938 г.
Начался беспосадочный перелет советских лётчиц В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, М. М. Расковой по маршруту Москва — Дальний Восток.
Самолет АНТ-37бис «Родина» преодолел почти 6000 км, перелет длился 26 часов 29 минут.
Всем участницам перелета были присвоены звания Героя Советского Союза.
24 сентября 1916 г.
Лётчик Константин Константинович Арцеулов впервые в истории авиации намеренно ввёл самолет «Ньюпор» в штопор и совершил 3 витка.
Эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей Отдельной Качинской авиашколы.
24 сентября 1910 г.
Первая жертва русской авиации: капитан Л.М.Мациевич (получил бреве №176 в школе Фармана, 31-й дипломированный летчик) разбился на "Фармане" при выполнении показательного полета на Всероссийском празднике воздухоплавания.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТЕХНИКА Дирижабли Дирижабль «ЧЕРНОМОР»
АВИАЦИЯ
Дирижабль «ЧЕРНОМОР»
Дирижабль «ЧЕРНОМОР»
Страна: Российская империя
Производитель: Великобритания
Первый полет: 1916 г.
Тип: мягкий
Описание:

9 июня 1916 года приказом № 144 начальником морского штаба Главнокомандующего при авиации Черноморского флота был учрежден отряд из четырех дирижаблей для отыскания и уничтожения подводных лодок, а также наблюдения за морем вне видимости береговых постов и других боевых целей.
Для этих целей из Англии было выписано 4 дирижабля типа «Coastal» объемом 4500 куб. м, которые могли развивать скорость до 80 км/ч.
Coastal Class - дирижабль мягкого типа, создан для патрулирования береговой линии и конвоирования судов.
Конструкция дирижабля повторяла эскиз морского дирижабля №10 с трёхарочной оболочкой (“Tri-lobe”) французской компании Astra Torres. Подобная оболочка аэростата делала дирижабль более прочным, с лучшими аэродинамическими показателями, она была проще в производстве и дешевле. Гондола изготовлялась из двух фюзеляжей самолёта Avro-510. Фюзеляжи стыковались друг к другу хвостами. В гондоле устанавливались два двигателя - в носовой и хвостовой части. Соответственно, на них были установлены тянущий и толкающий винт. Фюзеляжи самолётов были двухместными, т.е. экипаж дирижабля составлял 4 человека. Позднее в кабине оборудовали ещё одно, и экипаж увеличился до 5 человек.
Прототип Coastal был поставлен британскому флоту в начале 1916 г., после чего началось серийное производство. На серийных дирижаблях устанавливались два двигателя Sunbeam ,которые позже были заменены на Renault в 220 л.с.(хвостовая часть), и Berliet в 100 л.с.(носовая часть). Пропеллеры 4-х лопастные, диаметром 2,75 м.
Coastal вооружался двумя пулемётами, один из которых устанавливался на верхней площадке. На оружейную площадку можно было подняться из гондолы по специальной лестнице.
На каждом корабле была радиосвязь.

Уже к 1917 г. все корабли Coastal типа были списаны британским флотом - многие из них требовали полного ремонта. Некоторые после ремонта вернулись в строй, но было принято решение заменить Coastal класс более совершенным С* ( C Star).
Дирижабли, прибывшие в Россию, были наречены «Черноморами», так как передавались Черноморскому флоту. Командиром отряда «черноморцев» назначили штабс-капитана Липпинга, не оставившего заметного следа в истории отечественной авиации, если не считать его прямой вины в аварии дирижабля «Гигант» в самом начале первой мировой войны.
Липпинг был человеком деятельным, но морскими дирижаблями интересовался слабо. Всеми делами в отряде ведал военный моряк Сахаров, человек более инертный и трусоватый.
Как только в конце июня 1916 года дирижабли стали прибывать из-за границы, сразу начались осложнения. Не было эллинга и подъёмных кранов для сборки, отсутствие которых русские моряки возместили смекалкой и чисто российским подходом к проблемам. Поражённые мичман Шанкс и лейтенант резерва Хичкок, сопровождавшие доставку груза, наблюдали, как русские собирали «Черномор-1»: без инструкции по сборке (её просто не оказалось), без кранов, а лишь «по нюху» и с пожарными лестницами. И сделали всё правильно, несмотря на то, что видели данный дирижабль впервые. Вообще, все три «черномора» были собраны в Севастополе, и одновременно, во время работы над дирижаблями для них был собран эллинг.
После окончания сборки командир отряда стал ежедневно испытывать дирижабль.
В день, когда должен был состояться полёт на аэростате «Черномор-1», съехались почти все авиационные чины Черноморского флота. При этом полёт чуть не сорвался, когда командир корабля Сахаров в последний момент заявил, что лететь нельзя, «так как на горизонте появилось солнце (?!)». Всеобщее недоумение разрешил командующий авиацией, который посоветовался со специалистами и, заменив командира, дал команду на вылет. Полет на аэростате прошёл успешно, о чём незамедлительно и преждевременно сообщили высшему командованию.
Последующие вылеты показали ненадёжность работы двигателей «Санбим», которые периодически отказывали в воздухе. Однажды после их довольно стабильной работы, дирижабль «Черномор-1» было решено направить в море. Не пролетев и 20 км, экипаж был вынужден остановить один двигатель и возвращаться. Тут скрылось солнце, оболочка аэростата начала резко охлаждаться, и «Черномор-1» стал падать. Сброс балласта не остановил падения. Дирижабль погрузился гондолой в воду в 6-10 километрах от Херсонесского маяка. Оказавшийся поблизости патрульный гидросамолет прислал катер для людей, а дирижабль отбуксировали в Круглую бухту. Во время транспортировки аэростата по суше поднялся столь сильный ветер, что во избежание поломки дирижабль разобрали прямо посреди дороги.
Сегодня основной причиной аварии дирижабля «Черномор-1» называют недостаточное заполнение оболочки газом и отсутствие достаточного запаса балласта.

Собранный «Черномор-2» также часто возвращался в эллинг с одним неработающим двигателем. Однажды при дальнем вылете в очередной раз отказал двигатель, полёт на аэростате решено было остановить и посадить дирижабль на аэродроме Качинской школы военных летчиков. Во время посадки встал и второй двигатель. После этого был разоружен и «Черномор-2».
«Черномору-3» даже не довелось летать. 24 марта 1917 года сильным ветром сорвало брезент, прикрывавший вход в эллинг, где находился аэростат. Сильная воздушная струя стала трепать дирижабль. На месте приняли решение разоружить «Черномор-3». Люди отцепили гондолу, и как только оболочка аэростата прижалась к потолку эллинга, стали тянуть разрывное полотнище. Когда натянулась разрывная вожжа, внезапно раздался взрыв. Пламя моментально охватило дирижабль, эллинг, газгольдеры и бензобаки на гондоле. Люди с трудом прорвались через бушующее пламя.
После катастрофы «Черномора-3» приказом командующего флотом была назначена специальная следственная комиссия, которая так и не смогла выяснить причины гибели дирижабля. Сегодня причиной взрыва называют разряд статического электричества при отрыве разрывного полотнища.
Командующий флотом распорядился «Черномором-4» не заниматься и сдать имущество в порт.
Так первая попытка русского флота обзавестись дирижаблями потерпела неудачу и оказалась последней.



Технические характеристики:
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Название
«Черномор»
Длина, м.
59,6
Объем, м3.
4500
Диаметр максимальный, м.
17
Двигатель
Sunbeam («Санбим»)
мощность, кВт/л.с
2 х 129
Винты, кол-во/диаметр, м
2/ -
Число и объем баллонетов, м3
4
Полезная нагрузка, кг.
1600
Максимальное кол-во пассажиров
5
Максимальная скорость, км/ч
80
Потолок, м.
2500
Продолжительность полета максимальная, ч.
10
Вооружение
два пулемёта



Источники:


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты