АВИАЦИТАТА

...Быстрый прогресс воздухоплавательного дела и значительные успехи военной авиации в иностранных армиях вызывают необходимость принятия энергичных мер к скорейшему развитию воздухоплавательно-авиационного дела и в нашей армии.

Из всеподданейшего доклада по военному ведомству за 1914 год.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 Октября
22 октября 1938 г.
Итальянский пилот М.Пецци установил на Капрони Са161бис мировой рекорд высоты для поршневых самолетов, поднявшись на 17.083 м. Этот рекорд до сих пор не побит.
22 октября 1910 г.
Первый в России перелет (из Петербурга в Гатчину) выполнил поручик Евгений Руднев  на "Фармане-III", преодолев 64 км за 56 мин.
22 октября 1911 г.
Впервые авиация была использована для военных целей - капитан Пьяцца (Италия) на моноплане Блерио выполнил воздушную разведку турецких позиций во время Итало-турецкой войны 1911-1912 гг. в районе Триполи.
22 октября 1909 г.
Баронесса Раймонда де Ларош первой из женщин совершила полёт на самолёте.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи «КРАСНЫЙ» ИТАЛЬЯНЕЦ В НЕБЕ ИСПАНИИ
АВИАЦИЯ
«КРАСНЫЙ» ИТАЛЬЯНЕЦ В НЕБЕ ИСПАНИИ


звестно, что во время гражданской войны в Испании 1936-39 гг. правительство Муссолини оказало весомую помощь мятежникам во главе с Франко. Однако мало кто знает, что и в республиканской авиации воевало несколько десятков итальянцев. Наш рассказ посвящен наиболее отличившемуся из них в воздушных боях.
Иосип Кризай родился 13 марта 1911 года в принадлежавшем тогда Австро-Венгрии городе Коприва на Красу (ныне Каприва дель Карсо, Италия) в сербской семье. После окончания Первой мировой войны город перешел к Италии, и все жители автоматически стали гражданами этой страны. Стремившееся к независимости славянское меньшинство опять оказалось в подчиненном положении и к новой власти относилось оппозиционно, тем более, что по соседству возникло собственное федеративное государство - с 1929 г. - Югославия.

красный ас Иосип КризайВ 1929 году семья Кризай переехала в Айдовшину (итальянское название - Айдушина). Здесь наш герой, закончив школу, поступил на курсы неофициальных пилотов итальянских ВВС, которые являлись первой ступенью в подготовке военных авиаторов. До марта 1930 года Иосип занимался там теоретической подготовкой и по итогам экзаменов занял в рейтинге 139 место среди 339 однокурсников. По существовавшим в то время правилам следующий этап обучения Кризай прошел в гражданской летной школе, находившейся неподалеку от Милана, по окончании которой, 12 июля 1930 года, получил гражданскую летную лицензию и первое воинское звание Primo Aviere (летчик). Затем подготовка продолжилась во 2-й истребительной тренировочной эскадрилье на авиабазе Геди около Брешиа, где начинающий пилот овладел навыками управления устаревшими истребителями Ansaldo А.С. 2 и А.С.З. И наконец в августе для завершения военного образования Кризая направили в летную школу в Ла Фубара (провинция Лацио), где он освоил основной истребитель итальянских ВВС Fiat C.R.20 и получил диплом военного летчика. Из характеристики того периода отметим только одну фразу - «любит летать».
После короткого отпуска штабисты определили местом его дальнейшей службы 71-ю эскадрилью 3-го ИАП (71а Squadriglia, 3 Stormo Caccia), которая базировалась в Кампоформидо (около Удине). Летать там пришлось на уже знакомом «Фиате». В октябре Иосипа перевели в 70-ю эскадрилью, расположенную в Брешиа. Командиры высоко отзывались о его способностях, особенно отмечая хорошую технику пилотирования: при очередной аттестации он в этой дисциплине добился 18 баллов из 20 возможных. Вскоре Кризаю присвоили звание сержанта.
16 сентября 1931 года истек срок его контракта, и Кризай оказался перед выбором: продолжить службу или уйти. Молодой пилот выбрал последнее. Существует две версии, объясняющие этот поворот в судьбе перспективного летчика. По одной он просто разочаровался в военной службе, а по другой - контракт не продлило командование из-за славянофильских взглядов Иосипа.
Вернувшись в Айдовшину, он поселился вместе со своей сестрой Марией, но добиться успеха на «гражданке» не смог. В фашистской Италии славянское население часто сталкивалось с дискриминационными проявлениями, вот и Кризай безрезультатно мотался в поисках работы по различным авиакомпаниями летным школам. Подниматься в воздух ему все же удавалось, так как все летчики запаса должны были поддерживать профессиональные навыки в аэроклубах. Пользуясь этим правилом, Иосип периодически летал на легком «Фиате» A.S.1. Тогда у него и родилась шальная мысль - перелететь в соседнюю Югославию. 25 июня 1932 года во время очередного тренировочного полета Кризай пересек границу и приземлился около Любляны, где жила его вторая сестра Станислава. Он сразу обратился к югославским властям с просьбой о политическом убежище, однако был арестован и допрошен компетентными органами, которых интересовало буквально все о ВВС соседней страны. Беглеца отправили подальше от границы в Лесницу (южная Сербия), где некоторое время содержали под арестом.
Официально было объявлено, что Кризай оказался в Югославии из-за «потери ориентации во время учебного вылета», а самолет вскоре вернули прежним владельцам. Однако на итальянцев это впечатления не произвело, и военный трибунал в Удине лишил Иосипа воинского звания. Тем временем югославская полиция выпустила его из-под ареста и отправила в Биолонию. Не знавшему сербского языка Кризаю найти там работу оказалось невозможно, поэтому жил он и получал еду в муниципальной больнице. Лишь осенью 1933 года «невозвращенец» смог приехать к сестре в Любляну, где устроился наработу и наконец-то получил югославский паспорт.
Прошло еще почти два года, прежде чем власти посчитали Кризая достаточно благонадежным и пригласили на службу в ВВС. В августе 1935 года он прошел переучивание на белградском аэродроме и был направлен в подразделение, вооруженное бомбардировщиками Potez. Однако прослужил там недолго, так как командование и личный состав отнеслись к нему настороженно, приняв за итальянского шпиона. Кризаю пришлось вернуться в Любляну. Он снова остался без работы, в течение года освоил несколько профессий, но найти постоянный заработок так и не смог. Тут ему на глаза попалась газета с большой статьей о событиях в Испании, в которой говорилось и о том, что республиканское правительство испытывает острый недостаток в подготовленных пилотах, которым готово выплачивать приличное жалование. Решение ехать на Пиренеи созрело у Иосипа сразу же. Он обратился в штаб ВВС, получил там «добро» и неофициальный статус секретного военного наблюдателя. Это позволило быстро оформить загранпаспорт и в конце августа года отправиться в Париж. После безуспешной попытки попасть в Испанию с помощью посла этой страны во Франции Кризай вышел на некого Ферри, занимавшегося вербовкой персонала для республиканских ВВС. Представившись летчиком-истребителем, Иосип вскоре подписал контракт с испанским правительством сроком на три месяца, по которому ему полагалось ежемесячно выплачивать по 3000 французских франков. 1936
самолет Иосипа
27 августа Кризай получил 1000 франков аванса и отправился в Тулузу, а затем на пассажирском самолете - в Барселону. Там он получил направление на аэродром Барахас в интернациональную эскадру «Эспанья», возглавляемую французским писателем Андрэ Мальро. Истребительной группой этой части командовал капитан французских ВВС Абель Гиде, под непосредственное начало которого и попал Кризай, получивший в распоряжение «Ньюпор» 52.
Как и другие летчики эскадры, он жил в роскошном мадридском отеле «Гран Виа», но позже перебрался в менее дорогой «Флорида».
 
В начале сентября Кризай освоил двухмоторный «Потэз-540» и возглавил сформированный из итальянцев экипаж, в который вошли еще четверо его бывших соотечественников, включая бомбардира Джордано Виеззоли и стрелка Цезаре Рода. Они участвовали во многих операциях, в том числе и налетах на крепость Альказар в Толедо. Во время одного вылета Кризаю с сотоварищи пришлось выдержать бой с парой «Хейнкелей». Во многом благодаря мастерству командира экипаж избежал гибели, хотя после посадки механики насчитали в самолете несколько десятков пулевых пробоин.
Вылеты на бомбардировку чередовались у Кризая с работой истребителя, причем основной задачей было прикрытие «Потэзов». Его первые бои прошли над Сигуензой, Толедо и Талаверой. За эти вылеты Иосип от своих друзей получил прозвище «ас». Сам он всегда говорил о трех воздушных победах, что гарантировало по 15000 песет премиальных за каждую. Однако документально подтвердить или опровергнуть эти утверждения сегодня не представляется возможным. А вот то, что Кризай дважды терпел поражения в воздушных схватках, известно точно. Впервые это случилось 11 сентября над Талаверой. Он на «Ньюпоре» вместе с другим летчиком, пилотировавшим Dewoitine D.371, вступили в бой с парой «Фиатов» итальянского авиационного корпуса, которыми управляли его бывшие «однокашники» по курсам в Айдусине лейтенант Франчески и сержант Магистрини. Класс кадровых военных летчиков оказался значительно выше, и самолет Кризая был подбит в самом начале боя, однако Иосипу удалось совершить благополучную вынужденную посадку.
Быстро освоив «Девуатин-371», Кризай стал вылетать на боевые задания на этом истребителе, но 14 октября военная удача вновь изменила ему. Над Сайта Круз де Ратамар его снова сбил Магистрини! Кризай смог выпрыгнуть с парашютом из пылающего самолета, но его ступни и лицо успели сильно обгореть, а во время приземления он к тому же получил три перелома. Ветер отнес летчика на территорию, контролированную националистами. Превозмогая боль, Кризай попытался выбраться к своим, но через сутки его состояние стало критическим, и он сдался мятежникам.
Иосипа поместили в госпиталь Талаверы. Тут нашлось много желающих посмотреть на попавшего в плен итальянца, который сражался за Республику. В Испании воевала почти целая эскадрилья его бывших сослуживцев, которые также пытались навестить отступника и «разобраться» с ним, но охрана не допустила самосуда. Когда Кризай несколько окреп, его перевели в тюрьму, расположенную в Саламанке. Вскоре в Париже и Белграде появились статьи, в которых подробно описывалось, как «храброго югославского летчика» захватили «злобные» мятежники и после чудовищных пыток казнили. В действительности 20 июля 1937 года в результате очередного обмена пленными, организованного Красным Крестом, Иосип оказался на свободе.
Побывав в Югославии, он уже в октябре вернулся в Испанию. К тому времени деятельность эскадры «Эспанья» была свернута, и Кризая определили в 71-ю группу, занимавшуюся патрулированием побережья недалеко от Валенсии. Вскоре он возглавил 1-ю эскадрилью группы, которая летала, в основном, на знакомых ему «Девуатинах». Чаще всего он поднимался в воздух на машине с несчастливым номером «13», однако без каких-либо неприятностей долетал до апреля 1938 года, когда окончательно покинул Пиренеи.

Вернувшись в Югославию, Кризай жил сначала у сестры и только в сентябре 1938 года переехал в Земун (Сербия), где получил работу на авиастроительном заводе. В следующем году он продолжил летную карьеру в столичном аэроклубе «Поланка». Тут он встретил и свою будущую жену Ерену Крупскую. Когда в апреле 1941 года германо-итальянские войска вторглись в Югославию, Кризай не ушел в партизаны, сославшись на последствия ранения в Испании. Он благополучно пережил оккупацию и, когда в октябре 1944 года Белград освободили советские войска, одним из первых записался в воссоздаваемые ВВС Югославии. Освоение новой техники растянулось до конца войны, и за этот период Иосип успел полетать на истребителе Як-3 иштурмовике Ил-2.
После войны Кризай сделал блестящую карьеру, быстро дослужившись до звания капитана. Летать ему пришлось на знакомых машинах советского производства - прежде всего на Як-3. Время было весьма не спокойное, например, летчикам «Яков» неоднократно приходилось подниматься на перехват американских самолетов, залетавших в воздушное пространство Югославии. За 1947-48 гг. пилотам 254-го ИАП, в котором служил Кризай, удавалось
дважды принудить к посадке С-47, причем в одном случае американский транспортник разбился. К сожалению, остается неизвестным, принимал ли участие Иосип в этих инцидентах.

Жизнь Кризая оборвалась 6 октября 1948 года. Ему предстояло перегнать Як-3 из Любляны на соседний аэродром, он взлетел, но к месту назначения не прибыл. После нескольких дней напряженных поисков обломки разбившегося истребителя были обнаружены в горах недалеко от Иллирска Бистрица. Расследовавшая катастрофу комиссия посчитала, что ее причиной стал «человеческий фактор».
Позже на месте гибели Иосипа Кризая был сооружен памятник, который и сейчас служит напоминанием о непростой судьбе отчаянного летчика.

Список использованной литературы:
  • Шингарев С. «Чатос идут в атаку». – Москва, 1971
  • Predrag Jelic People And Planes Aviation History November 2001
  • Karl Ries and Hans Ring The Legion Condor, 1992
  • Jesus Salas Larrazabal Air War over Spain , 197

© Михаил ЖИРОХОВ, 2003 г.
© Михаил ПРУЦАКОВ, 2003 г.

Проект Retroplan.RU  выражает признательность Михаилу ЖИРОХОВУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы.

Иллюстрации:

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты