АВИАЦИТАТА

Сближаться для производства атаки надо незаметно для противника, то есть преимущественно сзади, пользуясь лучами солнца.

Е.Крутень «Воздушный бой», 1916 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 Октября
22 октября 1938 г.
Итальянский пилот М.Пецци установил на Капрони Са161бис мировой рекорд высоты для поршневых самолетов, поднявшись на 17.083 м. Этот рекорд до сих пор не побит.
22 октября 1910 г.
Первый в России перелет (из Петербурга в Гатчину) выполнил поручик Евгений Руднев  на "Фармане-III", преодолев 64 км за 56 мин.
22 октября 1911 г.
Впервые авиация была использована для военных целей - капитан Пьяцца (Италия) на моноплане Блерио выполнил воздушную разведку турецких позиций во время Итало-турецкой войны 1911-1912 гг. в районе Триполи.
22 октября 1909 г.
Баронесса Раймонда де Ларош первой из женщин совершила полёт на самолёте.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи Богатырь с торпедой
АВИАЦИЯ
Богатырь с торпедой


еред началом первой мировой войны в самолетах-гигантах «Илья Муромец» Военно-морской флот России видел в основном лишь средство дальней разведки. Считалось, что для этой цели лучше всего подходит поплавковый вариант машины. Его испытания, начавшиеся в 1914-м, показали, что необходимо решить ряд проблем, связанных с явлением аэродинамической интерференции (поплавки существенно ухудшили аэродинамику). Залпы первой мировой внесли свои коррективы в планы доводки самолета. После перебазирования из Либавы в Кильконд (о-в Эзель) он потерпел аварию и был уничтожен.

Успешные действия «Муромцев» в составе эскадры воздушных кораблей изменили взгляды морского руководства на возможность применения сухопутных вариантов машины для нужд флота. Летом 1915-го последовал запрос о передаче нескольких аппаратов морской авиации. Но из-за острой нехватки самолетов на фронтах ни в 1915-м, ни в 1916 году «Муромцы» во флот так и не попали.

К лету 1916-го англичане уже имели некоторый опыт боевого применения самолетов-торпедоносцев, в том числе машин типа «Шорт» в Дарданеллах. Опираясь на это, старший лейтенант флота Иван Иванович Голенищев-Кутузов, один из потомков великого фельдмаршала, разработал предварительный проект гидросамолета-торпедоносца.* Будучи профессиональным моряком, Иван Иванович, однако, понимал, что ни знаний, ни опыта в создании самолетов у него нет. Поэтому он поделился своей идеей с главным конструктором завода С.С. Щетинина Дмитрием Павловичем Григоровичем.

Общий замысел Голенищева-Кутузова лег в основу проекта первого отечественного гидросамолета-торпедоносца ГАСН. Его обозначение представляло собой сокращение слов: «гидроаэроплан специального назначения», поскольку применение авиации для торпедометания считалось важным государственным секретом.

ГАСН предполагалось оснастить двумя самыми мощными авиационными двигателями из имевшихся в наличии —моторами «Рено» мощностью по 220 л .с. Торпеда подвешивалась между поплавков. Заинтересованность флота в таком самолете была настолько большой, что сразу, то есть до постройки опытного экземпляра и завершения испытаний, был выдан заказ на постройку серии из 10 машин, реализация которого началась с конца 1916-го. Голенищев-Кутузов был назначен наблюдающим за постройкой самолетов ГАСН на заводе С.С. Щетинина.

Февральская революция, а затем Октябрьская настолько задержали выполнение заказа, что первый самолет был выпущен на испытания лишь во второй половине 1920 года.

Иван Иванович, хорошо зная потребности флота, пытался как-то найти выход из создавшегося положения. Он пришел к выводу, что сухопутные бомбардировщики «Илья Муромец» можно переоборудовать в торпедоносцы. На специальных совещаниях, проходивших на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) с участием конструкторов РБВЗ (Сикорский, Эргант, Поликарпов и др.) и офицеров флота, было решено, что «Илья Муромец» вполне годится для этой цели.

Выступивший на одном из совещаний И.И. Сикорский отметил, что заданным требованиям в лучшей степени удовлетворяют «Муромцы» типов Г2 и ГЗ, но на них необходимо установить новое шасси без сквозных осей, более удобное для подвески и сбрасывания торпед.

Как отметил И.И. Голенищев-Кутузов в своем рапорте по результатам совещаний, «...Муромцы», по словам их конструктора, нельзя ставить на поплавки, так как в таком случае они потеряют свои аэродинамические качества; кроме того это невозможно из-за недостатка времени. В боевой практике «Муромцев» не было случая вынужденной посадки на неприятельской территории, поэтому и мы можем рассчитывать, что и у нас не будет вынужденной посадки на воду на сухопутном шасси...»

К этому времени армия на время прекратила приемку «Муромцев», на РБВЗ скопилось некоторое число этих машин, поэтому предложения флота встретили живой интерес у дирекции завода.

Голенищев-Кутузов спроектировал специальный съемный торпедный аппарат,   что   позволяло   использовать самолеты и по прямому назначению. Свои предложения он изложил в марте 1917-го в докладных записках, направленных в вышестоящие инстанции. Проект получил одобрение.

Оперативная обстановка на Балтике оставалась сложной. Немцы планировали захват Рижского залива и островов Моонзундского архипелага. Поэтому летом 1917-го было принято решение заказать 20 самолетов-торпедоносцев. Началось строительство аэродромов для их базирования, в том числе и на острове Эзель (ныне-Сааремаа) близ Аренсбурга, где предполагалось разместить первое боевое подразделение. Его собирались использовать против немецких кораблей и возможного десанта. (Странны и неожиданны повороты истории. Летом 1941-го именно с этого аэродрома летчики 1-го минно-торпедного полка авиации Балтийского флота совершали полеты на Берлин).

Голенищев-Кутузов предпринимал энергичные усилия для изготовления торпедных аппаратов и оборудования ими «Муромцев».

Испытания первой машины начались в конце июля 1917-го. Мятеж генерала Корнилова, сложная внутриполитическая обстановка не способствовали скорейшему их завершению. В начале октября после захвата немцами Моонзунда вновь встал вопрос о базировании торпедоносцев, окончательно зашедший в тупик в конце месяца.

Октябрьская революция 1917 г. сместила акценты, резко изменила жизнь России. Развал и разруха, вызванные некомпетентным руководством, больно ударили по авиапромышленности. В 1918-м авиационные заводы Петрограда, города, в котором зародилась отечественная авиация и в котором авиапромышленность составляла до 80% от российской, были остановлены. Ряд талантливых конструкторов и инженеров, в числе которых были И.И. Сикорский, И.И Голенищев-Кутузов, отправились в эмиграцию. Те несколько экземпляров «Муромцев», которые успели переоборудовать на новое шасси (по некоторым сведениям три машины), использовались на сухопутных фронтах гражданской войны, но сведений об этом не имеется. По-видимому, их не выделяли из общей массы «Муромцев».

Так закончилась попытка создания первого отечественного сухопутного самолета-торпедоносца.


© ИВАНОВ В.П. , 1996
"Крылья Родины" 1997 г, №2


_______________
* Автор этого проекта Иван Иванович Голенищев-Кутузов скончался в далекой Бразилии 2 января 1946 г. и похоронен в городе Сан-Пауло.


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты