АВИАЦИТАТА

Не предполагается никаких революционных изменений у аэропланов. Дизайн более-менее стабилизировался,- и только в деталях, в материалах, в прочности и лёгкости, можно искать какие-то отличия.

Майор Де Хевиленд, "Atlantic Monthly", январь 1928

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 Октября

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи Один день из жизни российского императора Николая II. Смотр войск в Красном Селе.
АВИАЦИЯ
Один день из жизни российского императора Николая II. Смотр войск в Красном Селе.

Марат Хайрулин, г. Москва.

Ровно сто лет исполняется событию, в котором принимали участие российский царь Николай II и молодая военная авиация нашего государства. Сохранились немногие факты и даже фотографии, посвящённые этому событию.

Двадцать пятого июля (7 августа по новому стилю) 1913 года в Красном Селе состоялся смотр войск Санкт-Петербургского военного округа, как тогда писали в "Высочайшем присутствии".

Император Николай II очень кратко зафиксировал этот день в своём дневнике: "25-го июля. Четверг. В 9 1/2 поехал в Красное Село на общий парад. Войска проходили отлично и спокойно. ... Около 4 час. отправился на военное поле и подробно осмотрел новый большой аэроплан Сикорского".

"Большим аэропланом Сикорского" без сомнений был четырёхмоторный биплан конструкции И. И. Сикорского "Русский Витязь", построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе.

Фото 1. Сикорский и свита царя наблюдает как Николай Романов забирается на балкон "Русского Витязя". 25 июля 1913 года.

 

Фото 2. На балконе "Русского Витязя" конструктор И. И. Сикорский и царь Николай II. 25 июля 1913 года.

Первоначально аэроплан носил наименование «Гранд» и был двухмоторным. Его первый полёт состоялся 27 апреля 1913 года на Корпусном аэродроме. Убедившись, что размещение двигателей по обе стороны фюзеляжа не вызывает проблем в управлении самолётом, конструктор переделал аппарат в четырёхмоторный, установив ещё два двигателя «Аргус» за имеющимися. Вновь установленные двигатели получили толкающие винты. Потом, из патриотических соображений, усилившихся с приближением 300-летия дома Романовых, отказались от звучного иностранного названия и «Гранд» стал официально именоваться «Большой Русско-Балтийский».

В конце июня 1913 года «Большой» ещё раз сменил название — теперь он был официально переименован в «Русский Витязь». В июле на аэроплане установили четыре двигателя «Аргус» в ряд вдоль передней кромки нижнего крыла. Такая схема стала классической для многомоторных самолётов. Сикорский внёс изменение в конструкцию «Витязя», добавив два дополнительных руля поворота, которые увеличили устойчивость и улучшили управляемость аппаратом в случае остановки одного из двигателей.

В июле в Красном Селе традиционно проводился Высочайший смотр Петербургского военного округа и войск гвардии. В нём принимала участие и военная авиация — 1-я авиационная рота. Было принято решение показать царю «Русский Витязь». Рано утром, 25 июля Сикорский перелетел на нём на Красносельский плац. После обеда прибыл Николай II с многочисленной свитой. Его сопровождали военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлинов, начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский и командующий Петербургским военным округом великий князь Николай Николаевич. Царь очень заинтересовался аэропланом, залезал в кабину.

Журнал «Армия и Флот» (№ 6 за 1914 год) в заметке «Игорь Иванович Сикорский и его деятельность» отмечал: «25-го июля 1913 года «Русский Витязь» совершил полёт из Петербурга в Красное Село, где в этот день происходил смотр войскам С.-Петербургского военного округа в Высочайшем присутствии. Государь Император подробно осматривал гигантский аэроплан, сопровождаемый И. И. Сикорским, дававшим объяснения. С тех пор в каюте-салоне «Русского Витязя красуется серебряная доска с надписью, свидетельствующей о посещении воздушного корабля Державным Адмиралом будущего великого русского воздушного флота. И. И. Сикорский получил Высочайший подарок».

В сентябре 1913 года на Корпусном аэродроме проходил конкурс военных аэропланов. Во время одного из полётов с пролетавшего над аэродромом биплана «Меллер-II» сорвался 80-сильный мотор «Гном» и попал прямо в стоящий на земле «Русский Витязь». Двигатель повредил оба крыла и пробил картер крайнего левого «Аргуса». После кратких консультаций с правлением РБВЗ Сикорский решил не восстанавливать эту машину, которая выполнила свою задачу, дав обильный опытный и исследовательский материал для дальнейших разработок многомоторных самолётов.

Как уже отмечалось выше, на общевойсковом смотре войск Санкт-Петербургского военного округа присутствовала также и 1-я авиационная рота в составе 18-го корпусного авиаотряда и авиаотряда Гвардейского корпуса. Сведений об участии в параде остальных авиаотрядов роты не сохранилось. Первая авиарота был представлена монопланами французского производства «Ньюпор-IV», бывшие в то время на вооружении российской военной авиации.

Фото 3. Царь со свитой скачет мимо выстроенных аэропланов "Ньюпор-IV" из состава 1-й авиационной роты. Утро 25 июля 1913 года.

Журнал «Воздухоплаватель» за 1913 год (№ 8 за август) с гордостью писал в заметке "Высочайший отзыв о деятельности авиационных отрядов": В Высочайшем рескрипте, данном 6 сего августа в Н.-Петергофе, на имя Августейшего Главнокомандующего войск Гвардии и Петербургского военного округа, между прочим, сказано: «Не могу не отметить и прекрасной работы авиационных отрядов, принимающих впервые в настоящем году участие в летних занятиях войск красносельского сбора в виде правильно организованной авиационной части». 1-я Авиационная рота, только в апреле месяце приступившая к формированию, вполне может гордиться, что за такой короткий промежуток времени удостоилась лестной Высочайшей отметки о своей деятельности.

Но история этого дня была бы неполной без рассказа об одной трагедии, случившейся за два дня до смотра войск в Красном Селе.

Двадцать третьего июля 1913 года военный лётчик 18-го корпусного авиаотряда поручик Георгий Иванович Поликарпов вместе с механиком РБВЗ Дреновым на биплане Сикорский С-6А вылетели с аэродрома 1–й авиароты в Красное Село для участия в полётах при объезде императора Красносельского лагеря.

При подходе к Красному Селу, лётчик выключил мотор и стал планировать на Военное поле. Из-за поломки левого добавочного крыла и разрыва материи аэроплан деформировался и рухнул на землю. Авиаторы погибли на месте. Как сообщал «Воздухоплаватель»: «23 июля, в 6 часов 5 минут утра, над церковью Авангардского лагеря показался аэроплан Сикорский 6-б, на котором летел из С.-Петербурга в Красное Село поручик Поликарпов с вольнонаёмным механиком Дреновым…».

В дневнике царя гибель авиаторов не нашла отражение: «23-го июля. Вторник. Встал позже обычного; все утро принимал. Гулял 1/4 часа. Завтракали Ирен и Андрей. В 4 ч. поехал в Красное Село. Почет. кар. — моя Эриванская рота. У Дворца депут. крестьян с иконою. В 5 ч. сел на лошадь и только выехал за ворота, полил здоровый ливень. Все промокли моментально, но скоро и просохли. Передал Л.-Гв. Московскому полку мой приз за лучшую стрельбу. Объезд кончился в 6 1/2. После зори приехал в Красное и обедал в саду в палатке. В 9 час. поехал в театр и вернулся в Петергоф в 12.40».

Фото 04. Обломки Сикорского С-6Б. 23 июля 1913 года.

Похороны Поликарпова и механика Дренова состоялись 25 июля, как раз в день смотра войск округа. В прессе отмечали, что «на выносе тел погибших присутствовали: начальник генерального штаба генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский, начальник воздухоплавательной части генерал-майор М. И. Шишкевич, начальник штаба войск гвардии и Петербургского военного округа свите его величества генерал-майор Гулевич и друг. На гроб Поликарпова было возложено более 30 венков. В том числе — от августейшего главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Оба погибших похоронены в одной могиле в Красносельском военном кладбище».

***

Эта групповая фотография на фоне «Русского Витязя» была сделана 25 июля 1913 года на Красносельском плацу. На фото присутствуют авиаторы 1-й авиационной роты, Государь Император Николай II, конструктор «Русского Витязя» Сикорский, военный министр Сухомлинов.
В. В. Корниенко сделал основную работу по опознанию людей на снимке. В кадр попали 26 человек.

1. Военный лётчик поручик Владивостокского крепостного минного батальона В.В. Ушаков, младший офицер 18-го корпусного авиаотряда.
2. Помощник командира 1-й авиационной роты по технической и хозяйственной части капитан А-А.А. Ванькович.
3. Военный лётчик подпоручик 10-й воздухоплавательной роты А.Л. Кнох, младший офицер Временного авиаотряда.
4. Военный лётчик штабс-капитан 6-го Сибирского саперного батальона Х. Ф. Пруссис, начальник 1-го корпусного авиаотряда.
5. вероятно механик на «Русском Витязе».
6. Военный министр генерал-адъютант В. А. Сухомлинов.
7. Конструктор И. И. Сикорский.
8. Государь Император Николай II.
9. Военный лётчик штабс-капитан 1-го мортирного артиллерийского дивизиона Б. В. Голубов, начальник авиаотряда при Гвардейском корпусе.
10. Командир 1-й авиационной роты подполковник Ю.Н. Герман.
11. Неизвестный
12. Военный лётчик штабс-капитан 94-го пехотного Енисейского полка А. Г. Рыжков, младший офицер авиаотряда при Гвардейском корпусе.
13. Военный лётчик поручик 29-го пехотного Черниговского полка В.А. Павленко, младший офицер 18-го корпусного авиаотряда.
14. Военный лётчик поручик 5-й воздухоплавательной роты В. Г. Баранов, младший офицер авиаотряда при Гвардейском корпусе.
15. Военный лётчик поручик 1-й Кронштадтской крепостной минной роты Ф. Э. Верницкий, младший офицер 1-го корпусного авиаотряда.
16. Пилот авиационного отдела Р.Б.В.З. Г. В. Алехнович. (на момент съёмки был в запасе)
17.
Пилот авиационного отдела Р.Б.В.З. Г.В. Янковский.
18. Военный лётчик подпоручик 147-го пехотного Самарского полка П.П. Сергеев, младший офицер 18-го корпусного авиаотряда.
19. Военный лётчик подпоручик 25-го сапёрного батальона А.Н. Калашников.
20. Военный лётчик поручик 8-й воздухоплавательной роты С. Н. Ефимов, младший офицер авиаотряда при Гвардейском корпусе.
21. Военный лётчик поручик 9-й воздухоплавательной роты В. Н. Фирсов, младший офицер 1-го корпусного авиаотряда.
22. Поручик лейб-гвардии Семёновского полка Н. М. Мельницкий, прикомандирован к 1-й авиароте.
23. Штабс-ротмистр 8-го запасного кавалерийского полка Н.Н. Гатовский, начальник Временного авиаотряда.
24. Военный лётчик поручик 26-й артиллерийской бригады Н. П. Боярогло.
25. Военный лётчик штабс-капитан 4-й Сибирской воздухоплавательной роты С. А. Бойно-Родзевич, начальник 18-го корпусного авиаотряда.
26. неизвестный стоит за спинами Государя Императора и Голубова.

Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Марату ХАЙРУЛИНУ за любезно предоставленные для электронной публикации материалы.


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты