АВИАЦИТАТА

«... для успеха в современной войне недостаточна уже одна тайна суворовских побед... необходима еще другая, новейшая, тайна побед, новое средство ведения войны... применение воздухоплавания на войне русскою армиею было бы небесполезно...»

Генерал-майор Краевский, 1869 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Октября
19 октября 1867 г.
Русский изобретатель Н.А.Телешов получил во Франции патент на проект самолета с пульсирующим двигателем - один из первых в мире проектов реактивного самолета.
19 октября 1901 г.
Самая ранняя демонстрация управляемого полёта на дирижабле - бразилец А.Сантос-Дюмон облетел на дирижабле №6 вокруг Эйфелевой башни в Париже и завоевал приз в 100000 франков.


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи ВВС Турции в Первой мировой войне. Создание военной авиации
АВИАЦИЯ
Категории: авиация Турции
ВВС Турции в Первой мировой войне. Создание военной авиации

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)


Создание военной авиации в Турции

В 1910 году произошел толчок в развитии авиации в Европе, наступило понимание возможностей применения самолетов в армии и начали приниматься решения о создании военно-воздушных сил.

Правительство Османской Империи внимательно следило за этими процессами в Европе, и оценило их по достоинству. В 1911 году военный министр Махмут Шевкет-Паша издал директиву о формировании в структуре Генерального Штаба отдела развития военной авиации, впоследствии этот отдел был подчинен Инспекции технических частей и укрепрайонов, став фундаментом быстрого создания и развития авиации.

Параллельно с этими работами, в 1912 году Ешилькёе была открыта Авиационная школа, два офицера были отправлены на учебу во Францию. Европейские страны, лидировавшие в авиастроении, посетила делегация, которая имела целью прояснение ситуации о возможных закупках самолетов, дирижаблей и обучении летчиков.

Первое боевое использование турецкой авиации имело место в Балканской войне. После Балканской войны Энвер-Паша, занявший пост военного министра, продолжил развитие Военно-Воздушных сил. Для организации обучения пилотов из Франции был приглашен капитан французской авиации Marki De Goys De Mezeyarac, который был назначен на должность начальника Авиационной школы в Ешилькёй. Этот человек сумел быстро организовать процесс подготовки пилотов на самолетах, приобретенных во Франции, и турецкая авиация вышла на новый этап в своего развития.

С началом Первой мировой войны в Турцию начали прибывать немцы и De Goys возвратился на свою родину, бросив начатые работы на половине. После De Goys начальником Авиационной школы был назначен майор артиллерии Латиф. В этот период правительство Османской Империи объявило мобилизацию, аэропланы и пилоты Авиационной школы были мобилизованы, подготовка новых летчиков для авиации была сорвана.

военный министр Махмут Шевкет-Паша
  Marki De Goys De Mezeyarac
Махмут Шевкет-Паша  Marki De Goys De Mezeyarac

Становление ВВС Турции, подготовка личного состава и дислокация.

Количество подготовленных пилотов и самолетов в авиационных подразделениях, оказывающих воздушную поддержку турецкой армии в боях с войсками Антанты на турецких фронтах, увеличилось.

В 1914 году турецкое правительство обратилось к Германии с просьбой оказать содействие в поставках самолетов и подготовке пилотов. В Турцию был отправлена группа пилотов под командованием старшего лейтенанта Serno, технический персонал и 12 самолетов. Старший лейтенант Serno Военным министерством был повышен до звания капитана и назначен командовать Авиационной школой в Ешилькёе. 3 февраля 1915 года немецкая военная делегация приступила к выполнению задач в Авиационной школе и сразу улучшилось снабжение школы: из Германии поступили дополнительные самолеты, наладилось снабжение запасными частями, приборами и оборудованием. Германское правительство сообщило о готовности направить еще некоторое количество самолетов, однако при этом уведомило, что дополнительные летчики не будут присланы.

Из-за невозможности организовать доставку самолетов из Германии сухопутным путем, был разработан план переброски самолетов по воздуху, своим ходом. В южных районах Венгрии немецкий технический персонал подготавливал самолеты к перелету и передавал их турецким авиаторам, обученным в Германии. Турецкие пилоты осуществляли перегон самолетов в Турцию. Опасность была в том, что часть полета выполнялась над болгарской территорией, и, в случае какой-либо аварии мотора, самолет вынужден был совершить посадку, и был бы захвачен болгарами. Несмотря на опасения, таким путем несколько самолетов безаварийно были переброшены в Турцию. После перегона пилоты, прибывшие на этих самолетах, сразу же были направлены в авиационные подразделения на усиление.

К тому времени были сформированы и переданы в распоряжение армии авиационные роты в наиболее важных со стратегической точки зрения районах, существовала Авиационная школа, Отряд воздухоплавания (воздушные шары и дирижабли), Метеорологический отдел. Все они были подчинены 13-му отделу Генерального Штаба, который получил название «Отдела по делам авиации» (Umuru Havaiye). Были сформированы авиационные роты:

- 1-я и 6-я авиационные роты – в зоне пролива Дарданеллы;
- 2-я авиационная рота – должна была отправиться в Ирак;
- 3-я авиационная рота – дислоцирована в Узункёпрю (Uzunkőprű, вилайет Эдирне, западная Турция);
- 4-я авиационная рота – была отправлена в Адану;
- 5-я авиационная рота – в распоряжении 2-й полевой армии;
- 7-я авиационная рота – находилась в готовности для отправки на Кавказский фронт;
- одна авиационная рота находилась в Дамаске
- одна авиационная рота находилась в Кешане (вилайет Эдирне).

Содержание авиационных рот осуществлялось за счет Военного и Морского министерств, снабжением материально-техническими ресурсами и управлением ведал 13-й отдел Генерального Штаба. Боевое применение, размещение, продовольственное снабжение было возложено на командование армии, которой подчинялась рота, для этого в штабе армий были созданы специальные группы.

С целью увеличения эффективности от использования турецко-немецкой авиационной группировки в районе Дарданелл и Черного моря и для большей безопасности полетов, было принято решение о создании метеорологической службы, первые «Отделения наблюдения за погодными условиями» разместились в Стамбуле и Эдирне. В декабре 1915 года было принято решение о создании третьего такого отдела в Гелиболу. Эти отделения измеряли скорость и направление ветра, отслеживали изменения погодных условий и сообщали полученную информацию должностным лицам, принимавшим решения о совершении полетов.


Статья является "вступлением" в цикле материалов по истории военной авиации Турции времён Первой мировой войны.
Продолжение следует...

Источник: havaciyiz.com/BirinciDunyaSavasi1.htm

Дополнительные материалы по истории турецкой авиации:
Выражаем искреннюю признательность автору статей Эрджану ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы по истории военной авиации Турции, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты