АВИАЦИТАТА

Пилоту рекомендуются следующие способы воздушного боя. Первый: пикировать со стороны солнца перпендикулярно полету неприятельского аэроплана, нырнуть под него, начать петлю и кончить ее переворотом на крыло, с выравниванием под неприятельским аэропланом в непосредственной близости от него. При втором способе летчик опускается к неприятелю с хвоста, делая все время зигзаги, пока не займет нужного положения под хвостом противника...

И.А.Орлов "Приемы ведения воздушного боя", 1917 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

09 Декабря

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи Бакинская офицерская школа Морской Авиации
АВИАЦИЯ
Бакинская офицерская школа Морской Авиации

Осенью 1915 г., в самый разгар Первой мировой войны, Российский Императорский флот испытывал острую нужду в военных лётчиках, а Гутуевская (Петроградская) офицерская школа Морской Авиации (ОШМА) не могла обеспечить все потребности. Более того, наступал зимний период, когда обучение полётам с воды на Балтике становилось невозможным. В этой связи, руководство Морского Генерального Штаба (МГШ) предприняло некоторые шаги, направленные на исправление сложившейся ситуации.

Ещё 16 сентября 1915 г. начальник МГШ Русин в своём письме за № 14048/3987 обратился в отдел воздушного флота с просьбой: на зимнее время открыть отделение Петроградской ОШМА в Баку. Первоначально данное решение рассматривалось как временное, и преследовало цель обеспечить бесперебойную подготовку лётных кадров Морской Авиации в любое время года.

Причин, по которым был выбран именно Баку, было несколько:

— это был один из немногих крупных портов, не замерзающих в зимнее время, что позволяло вести обучение морских лётчиков круглогодично;

— помимо чисто климатических факторов, немалую роль сыграло и то обстоятельство, что Бакинский порт к началу XX века стал самым крупным портом Российской Империи по грузообороту, и техническое оснащение порта создавало весьма благоприятные условия для размещения школы Морской Авиации именно в Баку;

— нельзя сбрасывать со счетов и то, что Баку был достаточно удалён от основных ТВД, и в меньшей степени испытывал трудности военного времени.

18 сентября 1915 г. Великий Князь Александр Михайлович приказал «...открыть в Баку на зимнее время Отделение Петроградской ОШМА под наблюдением капитана 1 ранга в отставке Андрея Александровича Яновича, одного из деятелей г. Баку, и уведомить о том администрацию Бакинского военного порта, с целью оказания капитану 1 ранга Яновичу самого широкого содействия».

Поздней осенью 1915 г. в Баку перебазировали часть постоянного состава и материального имущества Петроградской школы. Руководил формированием школы начальник воздухоплавательного отделения МГШ ст. лейтенант А.А.Тучков.

Большой вклад в создание школы внесла Бакинская городская управа, в лице её руководителя Мамед-Гасана Гаджинского. Наряду с управой, деятельное участие в обустройстве школы приняли командир Бакинского порта контр-адмирал Е.В.Клюпфель и начальник Бакинского торгового порта капитан 1 ранга в отставке Данилов.


Первый эшелон с командой офицеров и нижних чинов прибыл в Баку 12 ноября 1915 г., а второй — через месяц, 14 декабря. Всё оборудование школы было закончено к 22 ноября 1915 г., когда состоялось открытие Бакинского отделения Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Командование им было поручено капитану 1 ранга А. А. Яновичу.

Уже 23 ноября 1915 г. начались учебные полёты. Команда Бакинского отделения составляла 160 человек. Несмотря на официальное название — «офицерская школа», в нём, наряду с офицерами, обучались и нижние чины — авиационные унтер-офицеры, авиационные кондукторы, охотники (добровольцы) и матросы.

15 декабря 1915 г. в Баку было направлено ещё несколько аэропланов производства завода Щетинина. Только 15 января 1916 г. эти лодки были получены и поставлены на учёт приказом по отделению школы. Для обучения полётам, согласно отчёту Яновича, имелось «...8 учебных аппаратов двух систем: типа М-5 и типа FBA... Весной 1916г. школа получила один аппарат Кертисс, но полётов на нём было сделано мало...». Обучение, в основном, осуществлялось на гидросамолётах конструкции Григоровича М-5, М-9, М-11.

Согласно приказу по БОШМА №121 от 16.01.1916 г. на учёте в Бакинском отделении школы по Ведомости авиационного имущества состояли:

Летательные аппараты:

а) исправные:

— 5 аппаратов Щетинина М-5 с моторами «Моносупан»;

— 2 аппарата ФВА с моторами «Моносупан»;

— 1 аппарат Щетинина М-9 с мотором «Сальмсон»;

— 1 аппарат Щетинина М-10 с мотором «Моносупан»;

б) разобраны:

— 1 аппарат Щетинина М-5;

— 1 аппарат Щетинина М-7;

— 1 аппарат Кертисс;

в) в ремонте:

— 2 аппарата Щетинина М-5 без двигателей. Всего: 14 аппаратов.

27 апреля 1916 г. занятия и полёты в Бакинском отделении офицерской школы Морской Авиации были завершены. Отдел Воздушного флота готовится к приёму большой партии новых курсантов, для обучения в Петроградской школе. За время деятельности отделения школы, с 23 ноября 1915 г. по 27 апреля 1916 г. в нём обучались 40 офицеров и 17 нижних чинов, имеющих право на производство в офицеры, а также 6 нижних чинов, этого права не имеющих. Из них было выпущено 20 морских лётчиков офицеров и один нижний чин.

Лишь осенью 1916 г. Бакинское отделение школы возобновило свою работу.

На протяжении всей Первой мировой войны главными задачами Морской Авиации были разведка и корректировка артогня. Основной упор в подготовке лётчиков в Бакинском отделении школы делался на эти виды боевого применения. Позднее к ним добавилось и бомбометание, для чего был выделен полигон на о. Песчаный в Бакинской бухте.

Кроме подготовки пилотов, на базе Бакинского отделения школы производились испытания новой техники для Морской Авиации:

— 22 декабря 1915 г. в Баку состоялся первый полёт летающей лодки М-9 Д.П.Григоровича. Испытания шли до 9 января 1916 г.;

— в феврале 1916 г. на Васильевском острове в Петрограде, на заводе Щетинина, конструктор А.Н.Седельников построил летающую лодку М-10. Её испытания проводились в Баку. Лодка показала лётные качества лучше, чем у М-5, однако в серийное производство принята не была. После испытаний самолёт оставили в Бакинском отделении авиашколы;

— в ноябре 1916 г. в Петрограде, на заводе Щетинина, был построен прототип морского истребителя М-15. После первых испытательных полётов самолёт перевели в Бакинскую школу, для продолжения всесторонних испытаний. Но, из-за отсутствия двигателей, самолёт остался в единственном экземпляре;

— в 1916 г. в Баку проходили также испытания морского истребителя конструкции штабс-капитана Е.Р.Энгельса. 5 декабря 1916 г., во время третьего испытательного полёта самолёт потерпел катастрофу, в которой погиб сам конструктор (по одной из версий, причиной катастрофы стала диверсия);

— в конце 1916 г. в Бакинском отделении Петроградской ОШМА прошли испытания летающей лодки ВМ-4 конструкции А.Ю.Виллиша. После испытаний самолёт был куплен Морским ведомством и оставлен при школе для дальнейшей эксплуатации. В серию он запущен не был, так как уже имелась весьма надёжная и отработанная в производстве лодка М-5 конструкции Д.П.Григоровича.

С 25 февраля 1917 г. Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков стало именоваться 5-м дивизионом Воздушной бригады особого назначения флотилии Северного Ледовитого океана. Начальником дивизиона был назначен ст. лейтенант А.Е.Грузинов (ранее исполнявший обязанности начальника Бакинского отделения). Позднее в составе Воздушной бригады был сформирован 6-й авиадивизион, который также размещался в Баку. Предположительно, этот дивизион был вооружён колёсными самолётами.

Приказом исполняющего обязанности Морского министра капитана 1 ранга Б.П. Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения был расформирован. Входившие в её состав 5-й и 6-й дивизионы стали именоваться Бакинской офицерской школой Морской Авиации (однако, в связи с отменой в России званий и сословий, слово «офицерская» было изъято из её наименования). Таким образом, школа стала самостоятельным военно-учебным заведением, наравне с Петроградской и Красносельской школами.

В составе школы разделение на дивизионы сохранялось ещё некоторое время: один из них был гидроавиационным, а другой — сухопутным (какой номер носил каждый из них, требует уточнения). В последующем дивизионы были слиты под единым командованием школы. Для их функционирования школа располагала двумя аэродромами: гидро- и сухопутным.

В декабре 1917 г. школа и Морская станция в Баку продолжают действовать. Нехватка запчастей и двигателей становится остро ощутимой. С задачей получить новые моторы и запчасти, на Черноморский Флот был направлен лейтенант Лишин. Но там его встретили полнейшие беспорядок и анархия. Ему с трудом удаётся вернуться живым в Баку. Но и в Баку обстановка с каждым днем ухудшается. В феврале 1918 г. от пули патруля на улице города погибает начальник БШМА ст. лейтенант С.А.Петров.

В исторической литературе существуют два противоположных варианта восприятия личным составом школы установления в Баку советской власти. Согласно одной версии, личный состав поддержал в апреле 1918г. «Бакинскую Коммуну» под руководством С.Шаумяна и включился в борьбу с азербайджанскими националистами и турками. По другой — одна лишь Бакинская ШМА не только не разделяла плана большевиков по захвату города, но и была настроена против этого выступления. Истина, как всегда, находится где-то посередине. Очевидно, с установлением большевистской власти руководство школой восприняло её как законную, но после падения «Коммуны» стала служить новой национальной власти.

Однако, как бы командование школы ни относилось к «Советам», 10 апреля 1918 г. оно выделило два отряда лодок М-9 для участия в операции против турецких войск и мусаватистских националистов:

— один из них, составом двух лодок, разместился в порту Петровский. В помощь этому отряду, в июне 1918 г. в Дербенте был организован воздушный пост. Главной задачей отряда была охрана береговой линии, а также участие в экспедициях красных войск в горы, против мятежных племен;

— второй отряд, составом трёх лодок М-9, расположился на о. Сара под Ленкоранью. За ним закрепилось название — Саринская боевая воздушная база. Этим отрядом командовал охотник флота, ученик-лётчик Кропотов. На отряде лежала задача охраны границы до р. Астария и содействие отрядам красных войск, защищающих Мугань.

28 мая 1918 г. Азербайджан провозгласил о своей независимости после распада Закавказской федерации.

Приближение турецких войск к Баку на расстояние 160-215 км на Тифлисском направлении заставило руководство школы сформировать авиационный отряд (2 летающие лодки М-9), который разместился на оз. Аджи-Кабул. В это же время в самом городе из оставшихся самолётов и пилотов школы был сформирован Бакинский (Кубанский) гидроавиадивизион на самолётах М-5 и М-9 [По свидетельству В.Л.Корвина-Кербера, это же время Бакинская школа была расформирована. Одновременно в Москве был сформирован Кубанский авиационный дивизион, направленный в Баку. Среди лётчиков дивизиона, которым командовал В.Л.Корвин-Кербер, был П.Е.Депп, ранее служивший инструктором в Бакинской ОШМА.], под командованием А.А.Степанова (позднее — А.С.Демченко). В состав дивизиона входило два гидроавиационных отряда летающих лодок (командир авиаотряда «Веди» — В.Л.Корвин-Кербер). Сама школа ещё некоторое время сохранялась как подчинённая часть.

8 июля 1918 г., ввиду отсутствия финансовой помощи и материального снабжения, а также потери части персонала, приказом №489 Бакинская школа Морской Авиации была расформирована, а 11 инструкторов, 26 учлётов и 15 авиаспециалистов переведены в Нижний Новгород, для дальнейшего прохождения службы и обучения.

К концу июля, с продвижением турок к Баку, Аджи-Кабульский авиаотряд перебазировался в город.

28 июля 1918 г. в Азербайджане эсеры свергли власть большевиков. Однако с 30 июля лётчики гидроавиадивизиона приняли участие в воздушной обороне Баку, длившейся 45 дней, теперь уже на стороне эсеровских властей против наступавших со стороны Грузии турецких войск Нури-паши. Лётчики проводили фоторазведку, бомбили военные объекты, корректировали артиллерийский огонь, вели воздушные бои. В этих вылетах использовались, в основном, летающие лодки М-5 и М-9. Всего было сброшено до 6 т бомб и 160 кг стрел.

4августа 1918г. в Азербайджан из Энзели (Персия) прибыли английские войска — так называемые добровольческие силы «Данстерфорс» [Названы так по имени их командира — английского генерала Данстервиля. Кроме англичан, в состав этих отрядов входили и добровольцы бывшей российской армии и флота.], а 14 августа ими были арестованы и впоследствии казнены руководители «Бакинской коммуны».

В боях с турками авиаторы дивизиона несли потери:

— 8 августа огнём с земли был повреждён самолёт М-9, пилотируемый морским лётчиком Сахаровым и механиком Тидриком. Самолёт сел в расположении турецких позиций. 22 сентября лётчик скончался в турецком госпитале (12 августа скончался от ран механик Тидрик);

— 1 сентября зенитным огнём турок над Баку был сбит самолёт М-5, пилотируемый морским лётчиком Таракановым и механиком Клешным. Оба они погибли.

В начале сентября, под напором превосходящих турецких войск, англичане вынуждены были покинуть город.

Накануне вступления турок в город, 14 сентября 1918 г. все ангары Бакинского гидроавиадивизиона, а также 5 неисправных самолётов М-5 были уничтожены. Часть личного состава и имущества были погружены на пароход и убыли в порт Петровск.

15 сентября 1918 г., в день занятия турецкой армией Баку, лётчики гидроавиадивизиона П.Е.Депп и М.М.Огородников сделали попытку перелететь на двух сухопутных «Фарманах-30» через Каспийское море в Красноводск (250 км). Самолёт, пилотируемый Деппом с летнабом Котляровым, погиб в море, а самолёт Огородникова благополучно приземлился в 40 км севернее Красноводска. Из Красно-водска этот самолёт был направлен в г. Ашхабад, где он оставался, по крайне мере, до ноября 1918 г.

Ещё некоторое количество лётчиков гидроавиадивизиона, под командованием А.С.Демченко, на самолётах М-5 и М-9 перелетели на о. Нарген, а оттуда — в Астрахань, где составили основу Каспийского гидроавиадивизиона.

Турецкая оккупация Баку длилась полтора месяца, и вскоре после подписания (30 октября 1918 г.) перемирия между Османской империей и странами Антанты, с 17 ноября турки ушли из города. В этот же день в город вновь вошли английские войска. Теперь власть в нём взяли местные националисты и белогвардейцы под «надзором» английского военного командования.

В декабре 1918 г. Бакинская авиашкола была возрождена, но теперь уже под другим флагом. Её начальником и, одновременно, начальником отдела гидроавиации белых был назначен поручик морского ведомства Г.Я.Блюменфельд. С 19 декабря он стал начальником гидроавиации Каспийского моря, основу которой составил вновь сформированный на базе школы гидроавиационный отряд из 6 самолётов (3 М-9, 3 М-5) [Любопытно, что в советской историографии пишется о том, как красные военморлёты уничтожили все имущество школы, а на исправных самолётах перелетели к своим. Тогда откуда же взялись 6 летающих лодок для Каспийского гидроавиаотряда белых?!].

После падения «Советов» новое правительство Азербайджанской Республики приступило к решению реорганизационных вопросов по созданию на базе школы морских лётчиков первого азербайджанского авиационного отряда, зенитной батареи и штаба военно-воздушного флота Азербайджана.

В марте 1920 г. граница Советской России проходила по отрогам Главного Кавказского хребта. На территории Закавказья существовали формально независимые национальные правительства в Грузии, Армении и Азербайджане за спиной которых стояли английские и турецкие войска. 27 апреля в Баку вспыхнуло вооружённое восстание, инспирированное большевиками, и уже на следующий день была провозглашена Азербайджанская ССР. В июне того же года советская власть была установлена над большей частью республики.

Уже 25 мая 1920 г. в Баку была вновь открыта Морская школа авиации Азербайджанской ССР. Начальником школы был назначен выпускник Бакинской школы 1918 г. — морской лётчик, бывший прапорщик по авиационной части — К.А.Павлов. Данная школа под его руководством существовала до 1932 г. Но, очевидно, она уже не принадлежала военному ведомству. Дальнейшая судьба школы требует уточнения.


Начальники школы (дивизиона):
  • А.А.Янович (октябрь 1915 г. — июнь 1916 г.)
  • Проворихин (июль-сентябрь 1916 г., ВрИД)
  • Быков (сентябрь 1916 г., ВрИД)
  • А.Е.Грузинов (октябрь 1916г. — май 1917г.)
  • Яковицкий (лето 1917г., ВрИД)
  • С.А.Петров (до февраля 1918., убит)
  • В.П.Антоненко (ноябрь 1917 г. — март 1918 г.)
  • В.Л.Корвин-Кербер (с мая до 15 сентября 1918 г.) - Так указано в автобиографии В.П.Корвина-Кербера, написанной им в 1931 г.
  • А.С.Степанов (июль-сентябрь 1918 г., погиб в 1919 г.)
  • Г.Я.Блюменфельд (декабрь 1918г. — декабрь 1919 г.)
  • К.А.Павлов (с мая 1920 г. — в 1932 г.).

Наименования школы в разные годы существования
  • Бакинская офицерская школа Морской Авиации
  • Морская школа авиации Азербайджанской ССР
  • Кубанский авиационный дивизион
  • Бакинское отделение Петроградской школы морских лётчиков
  • 5-й и 6-й воздушные дивизионы Бригады особого назначения флотилии СЛО
  • Бакинский гидроавиадивизион

Источники:

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты