АВИАЦИТАТА
«... для успеха в современной войне недостаточна уже одна тайна суворовских побед... необходима еще другая, новейшая, тайна побед, новое средство ведения войны... применение воздухоплавания на войне русскою армиею было бы небесполезно...»
Генерал-майор Краевский, 1869 г.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
12 Февраля
12 февраля 1914 г. На самолете «Илья Муромец» установлен мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров на борту самолета - 16 человек.
|
Энциклопедия СМИРНОВ Иван Васильевич
|
|
АВИАЦИЯ
|
Звание: Военный летчик
Даты жизни: 10.01.1895 г. - 28.10.1956 г.
Страна: Российская империя - Великобритания - Испания
|
Биографическая справка:
Иван Васильевич Смирнов родился 10-го января 1895 года в крестьянской семье Владимирской губернии. Получил домашнее начальное образование. 01.10.1914 г. вступил в службу «охотником» в 96-й пехотный Омский полк. 08.12.1914 г. вместе с группой полковых разведчиков попал в засаду и был тяжело ранен пулеметной пулей в правую ногу. Эвакуирован. По выздоровлении командирован в Отдел воздушного флота. С 07.08 по 27.08.1915 г. обучался в Севастопольской военной авиационной школе. 12.10.1915 г. переведен в Школу авиации военного времени Императорского Московского общества воздухоплавания. Прибыл в школу из 1-го авиационного парка. 25.08.1916 г. Смирнов сдал экзамен на звание летчика на самолете типа «Моран-парасоль» по программе Военной авиационной школы. Прикомандирован к 1-му авиационному парку. 27.08.1916 г. назначен на службу в 19-й корпусной авиационный отряд. С 07.09.1916 г. — в 1-й Боевой авиационной группе. За период службы с 20.12.1916 г. по 10.11.1917 г. Иван Смирнов сбил девять вражеских самолетов.
Великий русский летчик-ас Иван Смирнов не принял большевисткий переворот 1917 года и в декабре 1917 г. эмигрировал в Англию, где работал пилотом-инструктором в авиационной школе в Незерэвоне. После закрытия авиационной школы в 1919 г. на короткое время выезжал в Россию с группой авиаторов, посетил Новороссийск. Возвратился в Англию, оттуда переехал во Францию, где состоял шеф-пилотом при Российском представительстве в Париже. С 1922 г. работал на авиационном заводе фирмы Хэндли Пэйдж в Крононе (Англия), затем был летчиком бельгийской частной авиационной компании SNETA, позднее— пилотом KLM (Королевских Голландских авиалиний). В 1942 г. поступил на службу в чине капитана в 8-й армейский воздушный корпус Нидерландской Восточной Индии. Совершал рейсы, будучи пилотом военного транспортного самолета D.C.-3, между о. Ява и Австралией. 02.03.1942 г., Иван Смирнов во время совершения рейса, был атакован тремя японскими истребителями, принял воздушный бой и был ранен пятью пулями в руку, после чего был вынужден совершить посадку на побережье. Экипаж самолета И.В. Смирнова был найден спасательной командой только на шестые сутки после начала поисков. Позднее Смирнов служил в американской военно-транспортной авиационной компании в Брисбэне (Австралия), где летал в составе 317-й транспортной группы. После Второй мировой войны Иван Смирнов вернулся на работу в авиационную компанию KLM на должность старшего пилота, а после ухода с летной работы был назначен главным консультантом этой компании. Русский летчик со сложной интересной судьбой, Иван Васильевич Смирнов скончался 28.10.1956 г. в католической клинике г. Пальма на испанском острове Майорка.
Чины и звания Старший унтер-офицер — 05.10.1916 г. Прапорщик — Приказом по армиям Юго-Западного фронта № 506 от 30.04.1917 г. за боевые отличия (производство утверждено ПАФ от 15.11.1917 г.). Военный летчик — Приказом Верховного главнокомандующего № 599 от 09.07.1917 г. за боевые отличия. Награды
Георгиевские кресты: 4-й степени №89155— Приказом по 2-й армии № 224 от 13.11.1914 г. «за разведки в период с 10 по 24 октября 1914 г.»; 3-й степени № 132836— Приказом по 7-й армии №735 от 26.05.1917 г. «за бой 16 апреля 1917 г.»; 2-й ст. — Приказом по 7-му авиационному дивизиону №398 от 24.12.1917 г. «за то, что 19 апреля 1917 г. поднявшись для преследования неприятельского самолета, атаковал и сбил его в районе 3-го Кавказского корпуса»; 1-й степени — Приказом по 7-му авиационному дивизиону № 398 от 24.12.1917 г. «за боевые подвиги с 10 августа по 18 сентября 1917 г. и за сбитие двух неприятельских самолетов».
Орден Святого Георгия 4-й степени — Приказом по 7-й армии № 1765 от 31.10.1917 г. «за то, что 11-го сентября 1917 г., поднявшись на самолете-истребителе для преследования неприятельского самолета нагнал его в районе м. Балин и после лихого боя сбил его пулеметным огнем. Германский самолет спустился в нашем расположении и захвачен в целом виде. Неприятельский пилот и смертельно раненый наблюдатель взяты в плен».
Был также представлен к ордену Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Георгиевскому оружию (представление не рассматривалось и было возвращено в Главный штаб из Петроградской Георгиевской думы). Награжден французским орденом «Военный крест» и сербским орденом Белого орла. |
|
Источники: РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 27635. Л. 15-22; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1999; Ф. 2067. Оп. 2. Д. 987. Ч. 2. Л. 709-721; Ф. 2077. Оп. 1. Д. 112. Ч. 1. Л. 315; Ф. 2129. Оп. 2. Д. 52. Л. 58-66.
- Durkota A., Darcey Т., Kulikow V. The Imperial Russian Air Service. Famous Pilots and Aircraft of World War I. Flying Machines Press, Mountain View, С A, 1995.
|
|
|