| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ЛАТВИИ 1919-1940 гг. |
Марат ХАЙРУЛИН Мир авиации №2/1996 Зарождение латвийской авиации происходило на фоне событий, без рассказа о которых нам никак не обойтись. Как известно, еще в конце 1 8-го века Латвия была присоединена к Российской империи и оставалась ее частью вплоть до окончания Первой мировой войны. В феврале 1918 г. Латвия была занята немецкими войсками, и по условиям Брестского мирного договора (3 марта 1918 г.) отходила (как и вся территория Прибалтики) Германии. Правительства стран Антанты тоже хотели иметь влияние в этом регионе, поэтому не без их помощи в Латвии было сформировано свое правительство и создана своя армия. Территория страны, таким образом, стала предметом интересов трех сторон: России (большевиков), Германии (согласно Брестскому договору) и Антанты (национального правительства, с ориентацией на независимость). Авиация Армии Советской Латвиимарте 1918 г. в России началась Гражданская война между белыми, поддерживаемыми Антантой, и красными. На стороне последних воевала Латышская Советская Стрелковая дивизия (небезызвестные «латышские стрелки»). По приказу ее штаба 9 мая 1918 г. в подмосковном поселке Подосинки началось формирование Авиационной группы при дивизии. Командиром назначили военлета Рудольфа Стукалиса. Летом из московского парк-склада были получены новенькие «Ньюпоры» и «Сопвичи». Группа состояла из двух отрядов, в которых служили такие летчики как: Петр Томсон, Аттис Вейнберг, Нарцисс Пушкель, Ян Предит, Владимир Якубов и Петр Мардок. В октябре 2 самолета из 2-го латышского отряда под командованием Томсона отправились на Южный фронт и, пробыв там до декабря, вернулись обратно в тыл. Конец 1918 г. отмечен рядом значительных событий: в ноябре Советское правительство аннулировало условия Брестского договора, тогда же при содействии Антанты было сформировано Временное правительство Латвии во главе с К. Ульманисом, а 7 декабря в Латвии была провозглашена Советская власть. К декабрю Авиагруппу переформировали в Авиационный Дивизион, состоявший уже из трех авиаотрядов. В должности командира остался Стукалис, который кроме этого занял пост Начальника Авиации и Воздухоплавания Советской Латвии. Со временем в дивизион из разных отрядов перевелись латышские летчики: Вольдемар Скрастынь, Альфред Меднис, Владимир Коробовский, Петр Абрам, Эдуард Альтдорф и Август Опарин. В январе 1919 г. авиадивизион отправился в Латвию на Северный фронт в район действия латышских советских бригад. Большевики там воевали с немцами (Балтийский ландесвер. Железная дивизия) и «бело-латышами» (т. е. военными формированиями национального правительства К. Ульманиса). Первый латышский отряд под командованием Вейнберга имел стоянку в Риге и летал на «Ньюпорах». С января по апрель 1919 г. летчики этого подразделения совершили на фронте 14 боевых вылетов. К этому же времени на территории Германии был сформирован Добровольческий отряд (имени графа Келлера) из бывших русских военнопленных. Подразделением командовал полковник Петр Рафаилович Бермондт (позднее — князь Авалов). Отряд входил в состав Добровольческого Корпуса ротмистра Светлейшего Князя А. П. Ливена. В 14 часов 9 мая 1919 г. над Ригой появился немецкий аэроплан, что в те дни не являлось редкостью. Навстречу разведчику поднялись на своих «Ньюпорах» 24бис красвоенлеты Якубов, Предит и Пушкель. Заметив их, немец на полном газу стал уходить к линии фронта. «Ньюпоры» погнались за неприятелем и на свой аэродром близ Цементного завода больше не вернулись. Только вечером немецкий самолет сбросил в расположение красных вымпел с запиской: «Сегодня в воздушном бою были сбиты три самолета. У одного из летчиков прострелена грудь. Второй при посадке скапотировал и переломал себе ноги, получив сотрясение головного мозга. Третий с простреленным рулевым управлением был принужден от пяти истребителей садиться, его фамилия Якубов. Он остался невредим». Послание было ложным, рассчитанным только на то, чтобы защитить от преследования родственников перелетевших летчиков.
На самом деле три советских истребителя (Предита — № 4300, Пушкеля — № 4306 и Якубова — № 4321) перелетели линию фронта и сели на Петерсфельдском аэродроме недалеко от Добеле. На нем дислоцировался немецкий авиаполк Заксенберга (Kampfgeschwader Sachsenberg). Когда преследуемый «Румплер» из 413-го отряда (Flieger Abteilung 413) приземлился, на аэродроме сразу объявили тревогу. К удивлению немцев, красные самолеты не пустили в ход пулеметы, а совершили посадку. Из них выбрались пилоты и подняли руки. На допросе летчики заявили о том, что они давно хотели воевать против большевиков за свою родину и искали только такой возможности. Командир полка капитан Заксенберг решил использовать трофейные «Ньюпоры» против своих недавних хозяев, оставив на них прежние опознавательные знаки — красные звезды. В первом же вылете, который состоялся в тот же день, 9 мая, «Ньюпор» Якубова был разбит вицефлюгмейстером Хакбушем. Летчик получил тяжелые ранения. Причина аварии оказалась проста — немецкое горючее не подходило для французских моторов «Рон». Кстати, фотографии разбитого самолета, в подтверждение той ложной записки, были сброшены на следующий день на аэродром 1-го латышского отряда. Перелетевшие же летчики с двумя оставшимися аэропланами были зачислены в Авиационный отряд Светлейшего Князя Ливена.
Большевики отметили пропавших летчиков как героев Красного Воздушного Флота, погибших при исполнении своих служебных обязанностей. И только примерно через год жена адъютанта 44-го отряда Екатерина Степанова (она была задержана в Риге немцами и долгое время не могла добраться к своим) рассказала о том, что она видела «здоровыми и состоявшими на службе в белой авиации» Якубова, Предита и Пушкеля. Спустя годы в сохранившихся архивных документах удалось обнаружить немало «погибших красных пилотов» на службе в белой авиации. В большинстве это были летчики без твердой политической убежденности, которым, ради сохранения жизни своих семей или по сложившимся обстоятельствам, приходилось воевать под первым попавшимся флагом. В то трагическое время им сложно было разобраться на чьей стороне правда. Судьба этих людей и случаи их «предательства и дезертирства» — тема для будущих публикаций. Причины перелетов, в большинстве своем, так и останутся для нас неизвестными. В любом случае мы не вправе их осуждать, наше дело — приводить факты.
22 мая 1919 г. в Ригу вошли германские войска. Штаб и канцелярия 1-го латышского отряда были захвачены вместе со служащими. Летнабы Грасман и Маркедант были убиты, летчику Альтдорфу удалось спастись на катере. Летчик Скрастынь вместе с несколькими служащими отряда скрылись. Неприятелю достались «Сопвич» № 2341 и неисправный «Ньюпор» 24бис № 4287, находившиеся на аэродроме у Цементного завода. После майского отступления остатки 1-го, 2-го и 3-го отрядов Латышского авиадивизиона были переименованы соответственно в 44-й, 45-й и 46-й разведывательные авиаотряды. В течение года противнику достались еще 4 самолета из вышеназванных красных латышских отрядов. Это случилось так. 19 июля 1919 г. из Режицы на бомбометание по мосту через реку Эвст вылетел «Сопвич» № 7046 45-го отряда. Надо заметить, что после отступления и «исчезновения» большей части летного состава 45-го отряда (летчики Спарин и Зеберг, летнабы Думс и Сникер) оставшиеся пилоты (не исключая командира отряда Абрама!) летали только с наблюдателем-коммунистом, вооруженным наганом. Так было и в этот раз: с летчиком Мардоком летел коммунист Карклин. Роте железнодорожной охраны удалось «подстрелить» самолет. С поврежденным мотором аэроплан сел на поле и был захвачен подоспевшими «белолатышскими» солдатами. По показаниям перебежчика, Карклина как коммуниста расстреляли на месте, Мардок с места посадки успел скрыться. Позже, 6 августа, Петр Мардок был зачислен в Авиагруппу Латвийской национальной авиации (о ней рассказ чуть ниже). Туда же попал и его «Сопвич». 8 сентября 1919 г. на «Ньюпоре» 23 № 4271 для сопровождения «Сопвича» вылетел красвоенлет В. И. Куцько из 19-го авиаотряда. В районе озера Любань он был подбит наземным огнем. Летчик попал в плен, а разбитый самолет удалось отремонтировать. 21 февраля 1920 г. с аэродрома у озера Нища отправился в боевой полет «Сопвич» № 5248 (опять из 45-го отряда!). В самолете находились пилот Владимир Коробовский и моторист Ионишкан. Они сели на территории, занятой «белолатышами», и вместе с машиной были зачислены в Латвийскую авиацию. 22 марта 1920 г. под предлогом отыскания аэродрома в районе Великих Лук перелетели в Латвию на «Альбатросе»: красвоенлет П. Абрам и краслетнаб Э. Оше — оба из 45-го отряда, а также красвоенлет Карл Визин — временно исполняющий дела Начальника авиации 15-ой армии [1] (!). Всего за 1919-1920 гг. в Латвию от красных дезертировало 11 пилотов: из 1-го (44-го) отряда — Якубов, Предит, Пушкель, Скрастынь; из 2-го (45-го) — Мардок, Абрам, Спарин, Зеберг, Коробовский, Томсон (он незаметно остался в Риге в мае 1919 г.) и Визин. Двенадцатым (а точнее, первым) был красный военный летчик 22-го корпусного авиаотряда 3-й боевой авиагруппы Эдвин Битте. Еще 9 ноября 1918 г. он «пропал без вести» на Южном фронте. Служил в Донской авиации, затем у Врангеля во 2-м авиаотряде на «Авро». В чине подполковника вернулся в декабре 1921 г. из Парижа на родину. После Гражданской войны в Латвию вернулось еще несколько летчиков-латышей, служивших в рядах красных. Но о них мы поговорим в другой раз. Война за независимость Латвии. Август 1919 г. - август 1920 г.нем создания Латвийской национальной авиации считается 7 июня 1919 г., когда был издан приказ по Латвийской армии о формировании Авиационной группы (Aviacijas gruра), командиром которой был назначен военный летчик ст. лейтенант Альфред Валлейка (Alfreds Valeika). Кстати, в Первую мировую он был наблюдателем 17-го корпусного авиаотряда и сбил 2 немецких аэроплана. В те дни обстановка для латышей была неблагоприятной: Ригу занимали немцы — части Балтийского ландесвера и Железной дивизии, а бригада генерала Балодиса («белолатыши») воевала на Латгальском фронте против большевиков. В июне 1919 г. от Ливена перевелись в Авиагруппу уже знакомые нам сержант Приедитис (Janis Prieditis) [2], капрал Якубовс (Voldemars Jakubovs). Лейтенант Пушкелис (Narcis Puskelis) оставался у Ливена до октября 1919 г. В списках группы значились также: адъютант капитан Муцниекс (Janis Muznieks), ст. лейтенанты Томсонс (Peteris-Eduards Tomsons) (помощник начальника), Спариньш (Augusts Sparins) и Сникерис (Snikeris), лейтенанты Скрастыньш (Voldemars Skrastins) и Экке (Ekke). К 21 июня в Авиагруппе насчитывалось 14 офицеров, 95 инструкторов и солдат. Не было только самолетов! Наконец, случай пополнить свою материальную часть представился. В середине июля 1919 г. Авиационный отряд Светлейшего князя Ливена собирался на Нарвский фронт для присоединения к Северо-Западной армии Юденича. Четыре машины (3 «Ньюпора» № 4287, 4300. 4300 и «Сопвич» №2341) были погружены на баржу для отправки по реке. 20 июля вооруженный отряд Валлейки захватил судно и отбуксировал на другой берег Даугавы. Светлейший Князь не хотел так просто расставаться со своим имуществом, и случилось бы вооруженное столкновение, не вмешайся союзная комиссия, которая разделила груз пополам. Латышам «достались» лучшие самолеты: «Ньюпор» 24бис № 4300 и «Сопвич» №2341.
22 июля 1919 г. Приедитис получил приказ сформировать из этих самолетов 1-й латвийский авиационный отряд. На том самом «Ньюпоре» № 4300, на котором он летал еще v красных, командир совершил пробный полет 5 августа. Якубовсу достался «Сопвич». На нем он налетал больше всех в период Войны за Независимость. 19 августа отряд был послан в Крустпилс на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии, ведшей боевые действия против большевиков. Самолеты отправили железной дорогой, т. к. горючего было всего около 4,5 пудов. 26 августа 1919 г. состоялся первый боевой вылет латвийской авиации. «Сопвич» с пилотом Якубовсом и наблюдателем Зутте сбросил 12 бомб на станцию Трепес. По возвращении в самолете насчитали 5 пулевых пробоин. На следующий день Приедитис вылетел на «Ньюпоре», заправленном последними запасами горючего. На обратном пути бензин кончился, и летчик едва дотянул до своего аэродрома. Отряд вскоре перебросили в местечко Мазюмнравмуйжа в Елгавском районе, где лейтенант Якубове на «Сопвиче» выполнил еще несколько боевых полетов. 30 сентября 1919 г. Авиационная группа была переименована в Авиационный парк (Aviacijas park) и вышел приказ о формировании 2-го отряда из трофейных «Сопвича» № 7046 и «Ньюпора» 23 № 4271. (Об истории появления их у латышей говорилось выше.) Приказом от 16 октября начальником Авиапарка был назначен Рудольф Дриллис (Rudolfs Drillis). Таким образом, национальная авиация крепла, обретение независимости было уже не за горами. Это, видимо, чувствовали и немецкие ставленники: 8 октября Западная Добровольческая армия [3] под командованием Бермондта начала боевые действия против латвийских формирований. Основная тяжесть боевой работы легла на плечи первых латышских летчиков — Якубовса, Мардокса и Приедитиса. 4 ноября эти летчики, например, совершили 5 вылетов — наибольшее число вылетов в день за всю Войну. Всего с 8 октября по 19 ноября 1919 г., т. е. в период борьбы против Бермондта, было совершено 47 боевых полетов общей продолжительностью 56 часов. Даже в последний день, 19 ноября, произошел воздушный бой латвийского «Сопвича» с Мардоксом и Спариньшем на борту и бермондтовским самолетом, который предпочел ретироваться сразу же после того, как по нему открыли огонь. При отступлении армия Бермодта бросила значительное количество авиационной техники, из которой удалось собрать более 10 самолетов. Для восстановления аэропланов в Риге в декабре 1919 г. были учреждены авиаремонтные мастерские на базе бывшего Русско-Балтийского завода. 20 января 1920 г. открылась Школа Военной Авиации, в которой имелись классы летчиков-наблюдателей и мотористов. Три разведчика «Сопвич» и семь истребителей «Кэмел» подбросили англичане после ликвидации антибольшевистского фронта на Севере. Вместе с самолетами в Латвию прибыли 2 летчика-инструктора капитаны Арнольд и Винсент, которые приступили к обучению латвийских летчиков на всех типах машин. Эти два англичанина внесли большой вклад в развитие молодой авиации Латвии и, получив официальные благодарности от латвийского правительства, в апреле уехали на родину.
В марте началось формирование 3-го отряда, в то время как 2-ой был послан в Резекне на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии. Из Грузии вернулся летчик 6-го авиаотряда Добровольческой армии Деникина подпоручик Александр Зарин (Зариньш) (Aleksandrs Zarins), летавший там на «Кэмеле». В мае он продолжил воевать на том же типе, но уже в Латвии. 11 августа 1920 г. Советская Россия и Латвия подписали мирный договор. Наступил долгожданный мир, длившийся без малого 20 лет — до 17 июня 1940 г. Всего с августа 1919 г. по август 1920 г. (этот период назван Освободительной войной или Войной за Независимость) молодая латвийская военная авиация совершила (по официальным данным) 69 боевых полетов общей продолжительностью 101 час 33 минуты. К концу Войны в Авиапарке насчитывалось уже 23 самолета. Наступала пора мирного строительства авиации молодого государства. Самолеты военной авиации Латвии, состоявшие на вооружении в 1919-21 гг.
Примечания: [1] 15 армия создана согласно директивы главкома от 7 июня 1919 г. путем преобразования Армии Советской Латвии. [2] Здесь и долее приводятся фамилии, даже уже знакомые нам, в новом, «национальном» написании. [3] Западная Добровольческая Армия к тому моменту состояла из: 1-го Западного Добровольческого имени графа Келлера корпуса, 2-го Западного Добровольческого полковника Вырголича корпуса, Железной дивизии и Немецкого Легиона. Опознавательные знаки латвийской авиации
Источники: В статье использованы материалы РГВЛ (Москва) и ЛГИА (Рига). Автор благодарит за предоставленные фотографии и материалы Военный.музей в Риге, Латвийский государственный исторический архив, а также историков Э. Брувелиса, В. Щербинскиса (Латвия) и М. Бухмана (Израиль). |
|
|