Биографическая справка:
Я.Д. Захаров - профессор химии, ординарный академик, статский советник. Его старший брат – известный архитектор А.Д.Захаров. Яков Дмитриевич Захаров родился в Петербурге, обучался в академической гимназии, после окончания которой в 1785 году был направлен в Геттингенский университет для дальнейшего усовершенствования в науках. После возвращения в Россию был избран в адъюнкты Академии наук Санкт-Петербурга. Одним из первых в России начал читать химию по антифлогистической системе. В 1795 г. он был произведен в экстраординарные, а в 1798 г - в ординарные академики по химии. В 1810 разработал систему русской химической номенклатуры. Ему принадлежат исследования законов теплоемкости тел. Изобрел приборы для разложения воды в больших количествах (с помощью раскаленного железа), для плавления тугоплавких веществ и др. Статьи с описанием его научных изобретений публикуются в "Мемуарах Академии" и "Технологическом журнале". В 1824 г. избран в почетные члены Адмиралтейского департамента. В 1827 г. назначен почетным членом ученого комитета морского штаба, а в 1835 г. исполнял должность члена домостроительного комитета и казначея в Академии. Также числился членом Вольно-экономического общества. Среди поклонников же воздухоплавания Захаров сегодня известен прежде всего своим полётом на воздушном шаре – первым полётом в истории развития воздухоплавания, организованном с исключительно научными целями. Впервые подобный проект состоялся именно в России - 30 июня 1804 г. Организован он был по инициативе Академии наук Санкт-Петербурга и совершён Я.Д.Захаровым и бельгийским профессором Г.Р.Робертсоном (история развития воздухоплавания в России на тот момент оставляла желать лучшего). Первоначально предполагалось, что полёт на аэростате осуществят академик Т.Е.Ловиц и бельгийский воздухоплаватель Робертсон, с которым был заключен договор. 16 июня из-за серьезной болезни Ловица дело полета было полностью передано Якову Дмитриевичу Захарову, который разрабатывал опыты совместно с Ловицом к данному мероприятию. Отметим, что Захаров еще за год до полета получил водород разложением водяных паров «посредством раскаленного железа» и наполнил «водотворным гасом шар». Фактически это была первая промышленная установка по получению водорода. Для предстоящего полета на аэростате была составлена большая программа научных исследований и подготовлено соответствующее для этой цели оборудование: 1) 12 склянок с кранами в ящике с крышкой; 2) барометр с термометром; 3) термометр; 4) электрометр с сургучом и серой; 5) компас и магнитная стрелка; 6) секундные часы; 7) колокольчик; 8) голосовая труба (рупор); 9) хрустальные призмы; 10) известь негашеная и некоторые другие вещества для физических и химических опытов. В гондолу воздушного шара поместили приборы и клетку с чижами для наблюдений за птицами на большой высоте. В дне лодочки Захаров установил зрительную трубу для лучшего определения своего местонахождения в полете. Вес шара со снаряжением и пассажирами составил 18 пудов 3 фунта. Шар стали заполнять водородом на плацу 1-го Кадетского корпуса в присутствии членов Академии наук и многих знатных особ. Оболочка аэростата - диаметром около 9 метров - была изготовлена в Петербурге, а водород поставила Академия наук. Ожидали визита императора, но тот не прибыл, и в 7 часов вечера произошел старт. Робертсон управлял шаром: следил за высотой и сбрасывал балласт. Захаров проводил все намеченные измерения: на каждый дюйм падения давления он открывал кран новой бутылочки с краном и заполнял ее воздухом соответствующей данному давлению высоты. Последнее наполнение бутылочки было выполнено при давлении 22 дюйма, что соответствует максимальной высоте подъёма шара, примерно 2550-2631 м. Захаров: «На сей высоте делал я наблюдения самим собою, над электрическим веществом и магнитом… Электрическое вещество на сей высоте действие свое показывало; ибо сургуч, быв потерт об сукно, приводил Бенетов электрометр в движение... Пульс был в минуту столько же раз, как и на земле, именно 82 раза, дыхание было у меня… 22 раза в минуту…» С 1770-метровой высоты ученый провел эксперимент со звуковым явлением. Выяснилось, что сигнал из рупора возвращается эхом, и даже вызывает колебания воздушного шара. То есть, таким образом легко определить высоту полета — измерив время между подачей сигнала и слышимостью эха. Дважды были выпущены птицы. Было отмечено, что они не стремились лететь вниз, а пытались сидеть на корзине шара – их пришлось отгонять, чтобы они летели к земле. Всего воздушный шар пролетел 60 верст, достигнув высоты 2550 метров, и летел в течение 3 часов 45 минут. Захаров и Робертсон планировали летать до рассвета, но состояние атмосферы и то, что окончился балласт, вынудили их начать спуск. В 22 часа 45 минут шар мягко приземлился прямо перед домом тайного советника П.Г. Демидова в 61 версте от Санкт-Петербурга (деревня Сиворицы близ Гатчины). Свои наблюдения и результаты проделанных опытов Захаров подробно изложил в «Рапорте о полете», который частично был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Результаты полёта также были опубликованы в "Мемуарах Академии". Воодушевленный полетом, Захаров был готов совершить еще не один полет на аэростате, но следующий научный полет в России осуществил уже только Менделеев спустя 80 лет. Как бы то ни было, именно русские учёные вписали новую страницу в история развития воздухоплавания – причём, воздухоплавания с сугубо практической, научной точки зрения. "Гей-Люссак поднялся — два месяца спустя, и мы должны гордиться тем, что первое чисто метеорологическое поднятие совершено русским ученым и из Петербурга" (Менделеев Д. И., Соч., т. 7, 1946, стр. 252) |
|
Интересные факты и легенды:
Из воспоминаний Робертсона: «…г-н Захаров не хотел дать пощады шампанскому до последнего бокала и приглашал меня проявить симпатию до конца к соответствующему вину… Мы хотели выполнить при возвышении груду опытов, но солнце скрылось совершенно неожиданно для нас, неба жителей, и нам помешала влажность». При спуске Захаров и Робертсон связали все инструменты и теплое белье в один узел и перебросили за борт лодочки «все оное вместо якоря… Между тем г. Робертсон выпускал мало-помалу гас, отчего шар медлительно понижался и так тихо опустился, что мы даже не почувствовали ни малейшего удара…». При этом большая часть инструментов (в том числе часть бутылочек с пробами воздуха) были утрачены при посадке или повреждены.
Источники: 1. Памятные места Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1973. – c. 191. 2. Коваль В. Для делания ученых наблюденнй. – Гатчинская правда. – 1979. – 30 июня. – c. 3. 3. Игнатович-Завилейский В.В. Воздухоплавание и его успех. Киев, 1885; 4. Груздев Ф.С. Завоевание воздуха. С приложением статьи А.Эвальда о наилучшем типе летательных машин. СПб., 1897; 5. Журнал «Летун». 1913, № 1; 6. Лобко Л.Л. Краткий указатель русской литературы о воздухоплавании. СПб., 1884; 7. Перелет на шаре из С.-Петербурга в Кронштадт. Русский вестник, 1859, № 14; 8. Рапорт в Академию наук академика Я.Д.Захарова о воздушном путешествии, совершенном 30 июня 1804 г 9. Раскин Н.М. Яков Дмитриевич Захаров. Л., 1979; 10. Рассуждение о воздушных шарах, горючим воздухом наполняемых. СПб., 1783; 11. Родных А.А. История воздухоплавания и летания в России. СПб., 1912; 12. Родных А.А. Иллюстрированная летопись воздухоплавания и летания в России. С приложением истории военного воздухоплавания на Руси со времен Олега по конец царствования Николая I. СПб., 1914. 13. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907). 14. С.В.Телешов. Русские ученые-химики в воздухе
|