АВИАЦИТАТА
«Женщины начинают быстро выдвигаться в авиации, в этом новом пока деле. Вслед за мной пилотские дипломы получили спортсменка Евдокия Анатра и певица Любовь Голанчикова. Горячо верю, что года через два-три женщины будут иметь большие успехи и на этом поприще».
Зверева Л.В.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
11 Сентября
11 сентября 1900 г. Родился известный авиаконструктор, Генеральный конструктор С.А.Лавочкин
|
Энциклопедия FIESELER, Gerhard (Физелер, Герхард)
|
|
АВИАЦИЯ
FIESELER, Gerhard (Физелер, Герхард) |
|
Звание: Лейтенант FA(A) 243, FA 41, Jasta 25
Даты жизни: 15.04.1896 - 01.09.1987
Страна: Германия
|
Биографическая справка:
Герхард Физелер родился 15 апреля 1896 г. в семье наборщика Августа Физелера и Катарины Физелер (урожденной Маркс) в Глеше, Северный Рейн-Вестфалия. Через 6 лет семья переехала в Бонн, где Герхард помогал отцу, имевшему к тому времени свою типографию. С самых ранних лет Физелер проявил интерес к технике вообще и к авиации в частности, строя многочисленные модели самолетов. Когда началась война, подавал заявления в FA в Берлине-Йоханнистале и Бутцвайлерхофe под Кельном. Оба раза его прошения были отклонены. Однако в 1915 г. в связи с острой нехваткой пилотов он был принят в авиацию и направлен на курсы летной подготовки. Во время одного из тренировочныx полетов он потерпел аварию и был настолько тяжело ранен, что сумел вернуться в строй лишь в феврале 1916 г. В октября 1916 г. был направлен в FA(A) 243, а позже - в FA 41. Пройдя подготовку для полетов на одноместных самолетах, в мае 1917 г. получил назначение в Jasta 25 на Македонский фронт, куда он прибыл 12 июля. После первой победы, одержанной 20 августа, после которой он получил звание официрштелльфертретера, серьезно заболел, в связи с чем не принимал участие в боях с 21 сентября по 5 ноября. Физелер был награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса, Золотым крестом военных заслуг (получил 3 сентября 1918 г.), австрийским серебряным крестом Заслуг с короной, а также был полным кавалером болгарского солдатского креста «За храбрость». В октябре 1918 г. был произведен в офицеры.
После окончания войны вынужден был заняться печатным делам, поскольку по Версальскому договору Германии запрещалось иметь или строить самолеты. Физелер имел типографию в Эшвайлере, которую закрыл в 1926 г., чтобы переехать в Кассель, где стал работать летным инструктором на самолетостроительной фирме Рааб-Катценштайн. С момента отмены запрета на полеты Физелер, как и многие его бывшие сослуживцы, стал воздушным пилотом-акробатом. Он прославился тем, что изобретал новые и сложные маневры, имея в своем распоряжении не самые мощные машины. В период 1928-1934 гг. он пять раз побеждал на мировых состязаниях по воздушной акробатике во Франции. Он был первым, кто исполнил фигуру высшего пилотажа «бочка на кругу». В 1928 г. разработал собственный самолет Fieseler F1, который был построен на фирме Рааб-Катценштайн. В 1930 г. фирма Рааб-Катценштайн обанкротилась, и 1 апреля Физелер выкупил ее у прежних владельцев, переименовав в Fieseler Flugzeugbau (позже - Gerhard-Fieseler-Werke GmbH). Был разработан еще один самолет - Fieseler Fi 2 Tiger, с которым он выиграл международные состязания, в которых принимали участие 9 пилотов из 7 европейских стран. Во время них двое пилотов погибли, и Физелер закончил свои выступления в воздушной акробатике. Полученный выигрыш в размере 100000 франков он инвестировал в свою фирму.
Став членом НСДАП, Физелер получил льготы в получении заказов на оснащении только что образованной Люфтваффе. Самым известным его самолетом стал Fieseler «Storch». До конца войны было построено 2549 таких машин. 29 марта 1944 г. Физелер был смещен с должности директора фирмы, поскольку число выпущенных самолетов было ниже запланированного. На фирме работали до 10000 работников, в том числе тысячи людей из Голландии, угнанных на принудительные работы. После войны Физелер прошел программу денацификации. Умер 1 сентября 1987 г. в Касселе. |
|
Победы:
№ п/п | Дата | Тип сбитого самолета | Номер и воинская часть противника
| Район падения | Время | Авиачасть победителя | 1
| 20.08.1917
| Nieuport XVII
| 3743, 17 Sqdn
| Ю Прилипа
| | Jasta 25
| -
| 09.09.1917
| Nieuport Scout н/п
| | Поградец
| | 2 | 30.01.1918
| Nieuport XVII
| | Ю Моглиа
| | 3 | 05.04.1918
| Nieuport XXIV
| 4047, Esc N. 508
| С-З Канисте
| 08:15
| 4 | 20.06.1918
| Spad
| | Макова
| | 5
| 05.07.1918
| Nieuport XXIV
| Esc N. 506
| Ю-В Прилипа
| | 6
| 24.07.1918
| Nieuport Scout
| | Ю Добро-Поле
| | 7
| 25.07.1918
| Nieuport Scout
| | Градешница
| | 8
| 28.07.1918
| Breguet XIV
| | Канатларцы
| | 9
| 04.08.1918
| Nieuport Scout
| Esc N. 503
| В Витоле
| | 10
| 05.08.1918
| Nieuport Scout
| | Градешница
| | 11
| 11.08.1918
| Nieuport Scout
| Esc N. 524
| С-В Водены
| | 12
| 16.08.1918
| AR 2
| | С Негоцаны
| | 13
| 23.08.1918
| Spad 2
| Esc N. 524
| В Витоле
| | 14
| 04.09.1918
| Breguet / Spad 2
| Esc N. 524
| Будмирца
| | -
| 09.09.1918
| Nieuport н/п
| | Орхида
| | 15
| 13.09.1918
| Nieuport
| Esc N. 508
| В Витоле
| | 16
| 15.09.1918
| Nieuport
| Esc N. 505
| Дебедеса
| | 17
| 18.09.1918
| Spad
| Esc N. 524
| В Церна-Райкса
| | 18
| 19.09.1918
| Nieuport
| Esc N. 506
| Монастир
| | 19
| 20.09.1918
| Breguet / Nieuport
| Esc N. 506
| Тройвьярцы
| |
Интересные факты и легенды:
На счету Физелера числится 19 побед. Ещё две победы не были официально подтверждены. В сентябре 1918 г. он мог записать в свой список машину су-лейтенанта Д. Коста, французского аса из Spa. 531, который был в бою тяжело ранен, но Физелер не заявлял об этом бое.
Физелер вошел в историю как самый результативный выживший летчик на Восточном театре военных действий.
Физелер считается основателем современных соревнований в воздушной акробатике. Одна из фигур (петля-разворот) в английском языке получила в название его имя.
Источники: Фрэнкс Н., Бейли Ф., Гест Р. Германские асы Первой мировой войны 1914-1918. Статистика побед и поражений. Справочник (пер. с англ. А. Жукова). - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.: ил. ISBN 5-699-146067
The Aces and Fighter Units of the German Air Service, Naval Air Service and Flanders Marine Corps 1914-1918 by Norman L. R. Franks, Frank W. Bailey, Russell Guest; Grub Street the Basement, 1994
Сайт «The Aerodrome»
|
|
|