| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Польские летчики и самолеты в гражданской войне в Испании |
Эмиссары Франко прибыли в Польшу осенью 1936 года с заданием срочно купить партию истребителей. Новые PZL Р.7а получить было нереально, так как они требовались местным ВВС. Взамен продавцы предложили устаревшие машины «второй линии» - PWS-10. Этот истребитель смешанной конструкции был разработан в 1930 году и строился на фирме Podlaska Wytwornia Samolotow в Бяла Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами «Виккерс» wz. 09/18 калибра 7,7 мм и оснащен двигателем «Лоррэн-Дитрих» Ld 12ЕЬ мощностью 450 л.с, выпускавшимся по лицензии в Чехословакии. Всего было выпущено 80 машин, но строевые летчики их не жаловали, отмечая тяжелое управление. Уже в 1933 году на смену PWS-10 пришел новый цельнометаллический PZL Р-7а. Самолеты передали в школу высшего пилотажа и деблинский центр подготовки летчиков.
франкистов же выбора не было, и они заключили договор на поставку 20 PWS-10. Контракт подписали от имени подставной португальской фирмы SEPEWE, конечным пунктом также указывалась Португалия. Кроме самих самолетов, поставлялись 12 двигателей и 10 комплектов запасных частей. Поставки разделили на две партии. Первая в количестве 15 машин в декабре 1936-го прибыла в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой ее переправили на аэродром «Ла Таблада» недалеко от Севильи. Тут их собрали польские механики. Существует, впрочем, и другая версия, согласно которой машины прибыли в Виго в ноябре 1936 года. Оставшиеся пять машин поступили в январе 1937-го. По системе обозначений националистов PWS-10 получил код «4» и, соответственно, бортовые номера от «4-1» до «4-20». А пилоты прозвали истребитель pavipollo («индюк»).
феврале 1937 года самолеты зачислили в истребительную группу Grupo de Caza №4. Тут из них сформировали эскадрилью, которой стал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (впоследствии известный ас, «отметившийся» даже в 1941 году на Восточном фронте). Истребители базировались на аэродроме «Леон» и участвовали в боях на этом участке фронта. Однако, если при встречах со старыми «Ньюпор-Деляжами» Ni-D 52 у мятежников еще были какие-то шансы, поединок с И-15, а тем более - с И-16 мог окончиться для них весьма плачевно. Поэтому уже в апреле 1937 года «ПВСы» вывели из боевого состава и передали в различные летные школы. Здесь самолет очень пригодился, так как оказалось, что по управлению он во многом напоминает основной истребитель франкистов «Фиат CR.32. В ходе обучения испанские курсанты разбили в авариях за год четыре машины. Окончательно самолеты вывели из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера продолжалась ненамного дольше - до начала 1939-го). Кроме партии истребителей, мятежникам удалось закупить еще несколько польских машин. Уже к концу 1936 года через Португалию прибыли четыре легких связных самолета RWD-13. Им присвоили кодовый номер «30». Один из них был передан группе 6-G-15. Во время посещения этого подразделения в августе 1937 года на нем летал лучший франкистский ас Хоакин Гарсия Морато. Самолеты №№30-3 и 30-4 пережили войну и только в 1942 году были переданы аэроклубу Сарагосы. Там они использовались для подготовки летчиков еще несколько лет. По польским документам удалось идентифицировать только три самолета RWD-13:
Кроме того, есть неподтвержденные данные, что из Польши националисты получили, по крайней мере, 20 учебных машин PWS 16, но к сожалению, на данный момент автор не располагает фотографиями, подтверждающими этот факт. Единственными польскими машинами в составе республиканских ВВС были два связных RWD-9, которые в начале войны реквизировали у частных лиц. Эти машины (SP-DRA, -DRB) в 1935 году прибыли в Испанию. Один из них - EM-W46 - был разбит при вынужденной посадке во Франции 31 октября 1936 года. При каких обстоятельствах он оказался за границей и что там делал его экипаж – неизвестно. ольских летчиков, летавших на Пиренеях в годы войны, было гораздо меньше. В основном они имели гражданские лицензии и перегоняли самолеты, закупленные правительством в различных европейских странах. Самым известным был случай перегона трехмоторного «Фоккера» F-XII (гражданское обозначение G-ADZK), в экипаж которого входили Тадеуш Чарковский, Казимир Лазоцкий, Адам Шарек и Казимир Зимбинский. Был ли это единичный случай - опять таки неизвестно. Кроме того, по крайней мере один польский еврей - Пикар Хацкель летал бортстрелком на «Потезе-54» в эскадрилье «Эспанья». Кроме того, есть смутные данные о неких загадочных летчиках польской национальности, вроде бы, числившихся в составе республиканских ВВС, но от них остались только прозвища - «Бенгольд», «Абуш» и «Гедалия». Есть мнение, что под этими именами летали первые советские летчики-истребители на Пиренеях. Автору также известен один поляк, летавший на стороне франкистов - Тадеуш Стричек. Но никаких других сведений об этом человеке не сохранилось. © Михаил ЖИРОХОВ |
|
|