| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
| Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ) |
|
Поначалу новое производство выполняло заказы аэроклубов и частных покупателей, а в 1912 г. начали поступать заказы военного ведомства. До апреля 1914 г. ПРТВ изготовило и сдало для нужд военной авиации 57 монопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман». Со временем удачливые компаньоны расширили «товарищество» и приобрели участок земли на Корпусном аэродроме в Петербурге, где были построены дополнительные заводские помещения.
Имя Григоровича по праву относится к пионерам русской авиации, свою практическую деятельность по конструированию самолетов он начал в Киеве, во время обучения в Политехническом институте. После переезда в Петербург в 1911 году Григорович работал редактором журнала «Вестник Воздухоплавания» и одновременно продолжал начинания в деле авиационного изобретательства. В начале 1913 г. Григорович по предложению Щетинина поступил работать на ПРТВ на должность управляющего заводом. Занятие морскими самолетами началось для него не вполне обыкновенно и связывается с необходимостью ремонта потерпевшей аварию летающей лодки «Доннэ-Левек». Несколько разнотипных экземпляров «Доннэ-Левек», купленных во Франции в 1912 — 1913 гг., эксплуатировались в морской авиации Балтийского моря.
Этот эпизод послужил отправной точкой для проектирования и последующего изготовления на ПРТВ целой серии летающих лодок, в основном по проектам Григоровича. В истории эти аппараты запомнились под обозначением «М» — морской, хотя использовались и другие буквенные сочетания, использующие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ.С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ.И.» (Щетинин с «Испано»). Помимо производственных помещений, в связи с возникшей необходимостью испытаний серийных летающих лодок, ПРТВ создало опытную испытательную станцию с ангарами и приспособлением для спуска на воду на Крестовском острове в Петербурге. Аналогичную станцию организовали в Круглой бухте Севастополя, где со временем предполагалось построить филиал для сборки и доводки самолетов. В 1916 г. началась организация нового завода С.С. Щетинина в Ярославле, однако последующие события 1917 г. не позволили довести это начинание до завершения.
В июне 1918 г. последовала национализация предприятия, которое получило название «Авиационный завод Гамаюн, бывший С.С. Щетинина». В дальнейшем, производственные корпуса, расположенные на Комендантском аэродроме, вошли в состав Государственного авиационного завода № 3 (ГАЗ № 3) «Красный летчик», в 1927 г. получившего наименование Авиазавод № 23. С 1925 г. здесь базировался отдел опытного морского самолетостроения (ОМОС), который до осени 1928 г. возглавлял Д.П. Григорович. Источники:
|
|
|
|
|
![]() | |


Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ)
1909 году столичный юрист С.С. Щетинин, увлекшийся авиацией и видевший в ее развитии обнадеживающие перспективы, приступил к созданию первого авиазавода в России. Получив от военного ведомства в начале 1910 г. денежную ссуду, Щетинин, совместно с московским капиталистом М.А. Щербаковым, основал первое авиационное производство. Оно представляло из себя небольшую мастерскую на Корпусной улице в Петербурге. Первый русский авиазавод получил название «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания» — ПРТВ (с 1915 г. использовалось дополнительное название — завод «Гамаюн»).
емонт леающей лодки, происходивший под руководством Григоровича, позволил получить общие и детальные представления об ее конструкции, снять чертежи и использовать их при самостоятельном изготовлении подобного аппарата.
ак и многие российские предприятия, завод С.С. Щетинина с наступлением революционных событий понес значительные имущественные потери. Совершенно разграбленными оказались морская станция в Севастополе и недостроенное производство в Ярославле, погибли в огне пожара помещения на Корпусной улице в Петрограде.