| A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9
Офицерская школа морской авиации (Петроградская) |
Офицерская школа морской авиации (ОШМА) стала родоначальником всей системы военного образования в Морской Авиации России и является, пожалуй, единственным авиационным учебным заведением Морской авиации ВМФ, сохранившимся до наших дней (хотя и в изменённом виде), и в июле 2010 г. отпраздновала 95-летний юбилей. К началу Первой мировой войны морская авиация Российской империи организационно входила в состав службы связи флотов. Оперативное руководство на каждом флоте возлагалось на командующего морскими силами, а общее руководство — на Морской Генеральный штаб. 18 мая 1915 г. помощник морского министра и начальник Морского Генерального Штаба вице-адмирал Александр Иванович Русин обратился в воздухоплавательное отделение Морского Генерального Штаба к ст. лейтенанту А.А.Тучкову (занимал пост начальника этого отделения) с письмом за №7041/1693, содержащим указание об открытии в Петербурге или его окрестностях офицерской школы Морской Авиации. 25 июня 1915 г. А.И.Русин обратился к директору таможни С.А. Шателену с просьбой выделить часть территории Петроградского торгового порта, занимаемую этим ведомством и уже на другой день получил положительный ответ. Работы по созданию школы велись достаточно быстро. 10 июля 1915 г. в помещении отдела воздушного флота прошло заседание особого комитета по усилению флота, где вплотную обсуждались вопросы строительства и оборудования школы на Гутуевском острове. 16 июля Тучков обратился к Великому Князю Александру Михайловичу с просьбой передать четыре из имеющихся 10 лодок производства завода Щетинина для Гутуевской школы. Остальные шесть лодок должны были отправиться в Севастополь. Одновременно закупается большой ангар и решается вопрос с его установкой в конце дамбы. Через помощника начальника Морского Генерального Штаба капитана 1 ранга графа А.П. Капниста велись переговоры о передаче блокшива «Моряк», для временного обустройства персонала школы. Для этих же целей 10 сентября Тучков просит из Ревеля пароход «Екатерина», который, хотя и не без труда, получает. 28 июля 1915 г. в Петрограде, на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого Князя Александра Михайловича, состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы Морской Авиации. Начальником школы назначили старшего лейтенанта А.А. Тучкова, инструкторами лейтенанта Фриде и ученика-летчика Грузинова. В числе авиамехаников новой школы состоял унтер-офицер, впоследствии морской летчик генерал-майор авиации С. Столярский, в ней же работал и учился гардемарин Б. Чухновский.[4] Деятельность Офицерской школы морской авиации в годы Первой мировой войныПервоначально школа подчинялась отделу воздушного флота, а не Морскому ведомству. Обучение личного состава школы проводилось на четырёх гидросамолётах М-5 конструкции Д.П.Григоровича. К концу 1915 г. уже насчитывалось 7 школьных аппаратов М-5. Кроме того, имелись 2 летающие лодки FBA. В первое время курсанты допускались к обучению в ОШМА только после сдачи теоретических экзаменов на теоретических курсах, поэтому обучение проводилось в два этапа: на Гутуевском острове проводились исключительно учебные полёты, теоретическую часть изучали на курсах при Петроградском политехническом институте. Последний набор на эти курсы состоялся в марте 1917 г., а всего в 1913-1917 гг. было выпущено 315 слушателей.[3] После первого в России гидроаэродрома, созданного в 1912 году при Опытной авиационной станции, морские летчики получили второй в Петрограде участок акватории, оснащенный всем необходимым для летной эксплуатации гидросамолетов, их обслуживания и хранения. По состоянию на начало октября 1915 г., в Петроградской авиашколе обучилось 20 офицеров и 27 нижних чинов — авиационных унтер-офицеров, курсантов из охотников и матросов. Основным летчиком-инструктором был отличный морской летчик Г.А. Фриде. В 1915 г. школа выпустила 16 морских летчиков. Именно этим выпуском практически начата летопись славных дел морских летчиков России.[2] Поскольку обучение полётам в условиях зимней Балтики было затруднительно, было принято решение о создании в г. Баку на Каспийском море отделения Петроградской ОШМА, которое было открыто в ноябре 1915 г. Петроградская ОШМА вновь приступила к работе 12 мая 1916 г. По состоянию на 1.07.1916 г. в ней обучалось уже 120 курсантов. В конце лета 1916 г. было утверждено временное «Положение о центральном воздухоплавательном складе, авиационных мастерских и испытательной станции морского ведомства», школа морской авиации получила в заведование Опытный аэродром (иначе - испытательная станция) на Крестовском острове. Поблизости расположились сдаточные станции авиационных предприятий С.С. Щетинина (Первое Российское товарищество Воздухоплавания), В.А. Лебедева и Ф.Мельцера. Кроме известных адресов на Гутуевском острове и в Гребном порту Петрограда, склады и базы ремонта морских авиаторов располагались ещё и на Комендантском аэродроме.[3] К началу кампании 1917 г. школа была передается в подчинение Морского ведомства. Для получения звания морского летчика требовалось: детально знать двигатель самолета, на котором летчик обучался, уметь производить его разборку, сборку, регулировки и определять неисправности; знать все приборы и инструменты, применяемые в процессе эксплуатации самолета. Летная часть программы включала: полет продолжительностью 1,5—2 ч, связанный с решением тактических задач; полет на высоте не менее 500 м; планирование с высоты 100 м, завершающееся посадкой на воду. К экзаменам допускались летчики с общим налетом не менее 6 ч.[4] С 25.02.1917 г. Петроградская офицерская школа Морской Авиации стала именоваться 2-м дивизионом Воздушной бригады особого назначения флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Начальником дивизиона был назначен лейтенант Б.Р. Миклашевский. Приказом исполняющего обязанности морского министра капитана 1 ранга Б.П .Дудорова от 17.06.1917 г. штаб Воздушной бригады особого назначения ФСЛО был расформирован. Входившие в её состав 2-й дивизион с августа получил прежнее название Петроградской офицерской школы Морской Авиации. Таким образом, школа стала самостоятельным военно-учебным заведением, наравне с Бакинской офицерской школой Морской Авиации и Красносельской морской школой воздушного боя. (к тому времени в середине 1917 г. Бакинский филиал ОШМА получил самостоятельный статус и стал именоваться Бакинской офицерской школой Морской Авиации). Согласно постановлению Адмиралтейств-Совета №5106 от 25 мая 1917 г. и указа Правительствующего Сената №7673 от 07 июля 1917 г., Петроградская ОШМА с 21 августа переводится в Ораниенбаум, где в её состав влился Чудской гидроавиационный отряд воздушной дивизии Балтийского моря. После октябрьского переворота 1917 г., в связи с отменой в России званий и сословий, слово «офицерская» было изъято из наименования школы, и она стала именоваться школой Морской Авиации (да уж, теперь офицерам стала недоступна дешевая аренда квартиры - пришли совершенно новые времена - прим. Ред.). По штатам на 1 декабря 1917 года школа имела в своём составе 10 отрядов и 78 учеников-лётчиков. Самолётный парк располагал следующими аэропланами: 12 гидросамолётов М-5 и М-9, из которых годными к эксплуатации были только пять. Деятельность школы в годы Гражданской войныВ связи со складывающейся неблагоприятной обстановкой на Северо-западном фронте, 7 марта 1918 г. приказом по Управлению Морской Авиации №243, Петроградская (Ораниенбаумская) школа Морской Авиации перебазировалась из Ораниенбаума в Нижний Новгород. Уже 8 июля 1918 г. она получила новое наименование - Нижегородская школа Морской Авиации. В Нижнем Новгороде нефтеналивная баржа «Евпраксия» была переоборудована в плавучую базу-школу для курсантов. На барже были построены помещения для хранения гидросамолетов, спуски с борта к воде, подсобные помещения, ремонтные мастерские. В начале 1919 г. баржа на буксире по Волге была отведена в Самару, где она оставалась до окончания боевых действий на Волге и Каме. В эти дни обучение полетам, естественно, почти не велось. Летчики и самолеты, базировавшиеся на барже, участвовали в боевых действиях.[2] В июле 1918 г. Бакинская школа Морской Авиации прекратила свое существование, 11 инструкторов, 26 учлётов и 15 авиаспециалистов для дальнейшего прохождения службы были переведены в Нижний Новгород. Согласно приказа НК ВМФ №227 от 31.07.1943 г. была определена дата основания школы — 25 июля 1918 г., хотя фактической датой её основания следует считать 28 июля 1915 г. Приказом по Военно-морскому ведомству России от 11.11.1918 г. №769 на Крестовском острове в Петрограде открывается новая школа Морской Авиации по обучению лётчиков и авиамехаников, получившая наименование Школа морской авиации имени Л.Д.Троцкого. На неё возлагалась задача в кратчайший срок переучить бывших авиамехаников и мотористов на морских лётчиков. С 1 мая 1919 г., в связи с наступлением армии генерала Юденича на Петроград, лётчики Петроградской школы Морской Авиации, вместе с лётчиками Красносельской морской школы высшего пилотажа, участвовали в боевых действиях. Они выполняли воздушную разведку, бомбардировку и фотосъёмку расположения войск противника. При подавлении мятежа на фортах «Серая Лошадь» и «Красная Горка» (13-16 июня 1919 г.) был задействован лётный состав школы Морской Авиации на Крестовском острове. Морские лётчики разбросали над восставшими фортами обращение Петроградского комитета обороны с призывом прекратить сопротивление и арестовать зачинщиков мятежа. После отказа самолёты стали наносить бомбо-штурмовые удары по фортам. После разгрома Юденича, в середине октября 1919 г. школа морской авиации им.Д.А.Троцкого вновь возобновила свою работу. 22 октября 1919 г. Нижегородская школа морской авиации была переведена в Самару, туда же в декабре 1919 г. переводят и школу морской авиации им. Л.Д.Троцкого. В июне 1920 г. обе школы объединились в Самаре в Военно-морскую школу авиации им. Л.Д.Троцкого. Парк учебных аэропланов на тот момент составлял всего 4 летающие лодки Григоровича М-5 и М-9. Всего в 1920 году было выпущено 36 летчиков. Лётные происшествия - 3 аварии и 2 авиакатастрофы. За весь период Гражданской войны в этих школах Морской Авиации было подготовлено 120 человек лётного и технического состава. Среди ее выпускников — ставшие знаменитыми морские летчики Д. Антипов, А. Таскинен, А. Комаров, Л. Ковалевский, М. Линдель и другие. Военно-морская школа авиации до Второй мировойВ марте 1922 г., на основании телеграммы начальника Главвоздухофлота №297/с/1466 от 14.12.1921 г., объединённая Военно-морская школа авиации из Самары переводится в Круглую бухту Севастополя освобожденного от интервентов Крыма. Учебная баржа «Евпраксия» была передана Волжскому пароходству для использования ее по прямому назначению. В полуразрушенные помещения гидроавиационной станции Черноморского флота «Круглая бухта» было перебазировано 3 самолёта М-5, один М-9, личный состав школы и 18 курсантов. В то же время теоретический курс подготовки будущих морских авиаторов ещё долгое время оставался в Петрограде. Курсанты школы знакомились с машинами и получали первичные навыки их эксплуатации на имевшихся в городе гидро- и сухопутных аэродромах. Кроме лётчиков, в Севастопольской Военно-морской школе авиации готовились штурманы авиации, или как их тогда называли, — лётчики-наблюдатели, а также авиамеханики. В процессе обучения в школе были сформированы три учебных авиаотряда под командованием В.Молокова, В.Мырсов, И.Шнер. В Севастополе учебный парк школы пополнился новыми гидросамолётами: МУ-1 (поплавковый вариант английского «Авро-504b»), «Савойя» S-16бис, «Юнкерс» Ju-20. К сожалению, другой альтернативы иностранным самолётам тогда не было. Первый учебный самолёт отечественного производства MP-1 начал поступать в школу значительно позже. Но и его можно было назвать отечественным с большой натяжкой. Слишком сильны были в нём английские корни «Де-Хевиленд» DH.9. С 31 мая 1923 г. Севастопольская школа стала именоваться Высшей школой красных морских лётчиков имени Л.Д.Троцкого. Круглая бухта была неудачным местом и 26 мая 1924 г. школа перебазируется в Килен-бухту, где ее ждали ангары и мастерские и еще ряд помещений. Второй нормальный выпуск Военной школы морской авиации имени Л.Троцкого, 29 марта 1925 г.(Источник фото: "Вестник Воздушного Флота №5/1925) С 1927 г. в школе начали готовить лётчиков-наблюдателей (иначе - штурманов). Её штат составлял 350 человек. В январе 1928 г., на основании приказа РВС СССР №14 от 18.01.1928 г., из наименования школы было изъято имя Л.Д.Троцкого и она стала именоваться Школой морских лётчиков. С 1929 г. для обучения в Школе стали применяться новые поплавковые самолёты-разведчики MP-1, авиаотряды были переформированы в учебные эскадрильи. К 1930 г. школу в очередной раз перебазировали из Килен-бухты в бухту Голландия. С августа 1930 г. школа вновь сменила название и стала именоваться Высшей школой морских лётчиков и летнабов ВВС РККА имени И.В.Сталина. В середине лета 1931 г. школа перебазировалась в г. Ейск на Кубани и перешла в подчинение командованию Северо-Кавказского военного округа. В это время для обучения курсантов стали применяться колёсные самолёты Р-1. В школе готовили лётчиков на истребители И- 15, И-16, бомбардировщики СБ, летающие лодки «Савойя» S-166hc, S-626 hc и МБР-2, а также другие типы самолётов. К январю 1932 г. 29 самолётов МР-1 ещё продолжали использоваться в Ейской школе. Через год их число даже увеличилось до 56 единиц за счёт передачи МР-1 из боевых частей, перевооружавшихся на самолёты других типов. Но к ноябрю 1932 года все они (за исключением двух самолётов) были окончательно списаны. С 1934 г., на смену довольно устаревшему Р-1, в качестве учебного самолёта в школу прибыл самолёт-разведчик Р-5 конструкции Поликарпова. 20 апреля 1934 г., среди первых Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за участие в спасении экипажа парохода «Челюскин», было четверо воспитанников школы морских лётчиков: А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский, И.В.Доронин и В.С.Молоков. В декабре 1935 г., в связи с переходом на штат №20/504, в составе школы на базе авиаотрядов были сформированы дополнительные учебно-бомбардировочные и учебно-истребительные авиационные эскадрильи. В 1936 г. школа стала именоваться Военной школой лётчиков морской и сухопутной авиации имени И.В.Сталина, но 9 мая того же года она была передана в подчинение начальнику Морских Сил, за исключением бригады обучения сухопутных летнабов и эскадрильи слепого самолётовождения (иначе — «авиаэскадрилья по подготовке ночных лётчиков»). В составе школы на это время имелась морская авиабригада, бомбардировочная авиабригада и не менее двух истребительных авиабригад. В соответствии с приказом НКО №56 от 14.04.1937 г., школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище имени И.В.Сталина. (В это время в составе училища имелось не менее девяти учебных авиационных эскадрилий, в том числе, эскадрильи переподготовки лётчиков и обучения слепым полётам). Обучение в годы Великой Отечественной войныК началу войны в составе училища имелось две учебно-боевые авиационные эскадрильи (АЭ) на самолётах СБ; четыре учебно-истребительные АЭ: на И-15бис, И- 153 и И-16; одна учебная морская авиаэскадрилья на МБР-2. Первоначальное лётное обучение курсантов выполнялось на учебно-тренировочных самолётах У-2, УТ-2 и УТИ-4. Самостоятельные полёты в конце курса обучения производились на боевых самолётах. В конце июня 1941 г. эскадрилья самолётов МБР-2 из состава ВМАУ им. С.А.Леваневского была перебазирована на гидроаэродром Ейская Коса и вошла в состав Ейского ВМАУ им. И.В.Сталина. К 5 июля 1941 г., на основании приказа НК ВМФ №0 0165 от 03.07.1941 г., при ВМАУ им. Сталина была сформирована ещё одна истребительная авиационная эскадрилья. Эта 8-я истребительная эскадрилья переучивания (командир — Н.А.Чернюк) , совместно с 9-й истребительной эскадрильей прикрытия, в сентябре-октябре 1941 г. отражала налёты вражеских бомбардировщиков, выполнив 131 боевой вылет. С июля 1941 г. по апрель 1942 г. 9-я ОИАЭ училища входила в состав ВВС ЧФ, подчиняясь командующему АзВФ. В апреле 1942 г. эскадрилья была возвращена в подчинение начальнику училища, а 4 мая 1942 г. она была расформирована. В период с 20 октября 1941 г. по 7 сентября 1942 г. ещё одна из эскадрилий училища также входила в состав ВВС ЧФ. Приказом НК ВМФ №0974 от июля 1941 г. в составе училища была сформирована 10-я истребительная авиационная эскадрилья, на самолётах И-15бис. Её формирование было завершено к 20 октября. Она просуществовала менее полугода и, на основании приказа НК ВМФ №01 71 от 28.02.1942 г., была выведена из состава ВВС ВМФ. Вскоре, приказом НК ВМФ №00178 от июля 1941 г., на базе личного состава и авиационной техники расформировываемого учебного авиационного полка при ВКУНС Авиации ВМФ при ВМАУ им. И.В.Сталина была сформирована авиационная эскадрилья переучивания. В августе 1941 г. в составе училища числится уже 10 (по другим данным — 11) авиационных эскадрилий, из них семь (восемь) учебных и три боевых. Во второй половине сентября, на основании приказа НК ВМФ №0895 от 16.09.1941 г., в связи с приближением фронта к Ейску, училище было перебазировано в г. Моздок. Туда перелетели 274 (по другим данным - 240) самолёта училища и перебазировались 17 железнодорожных эшелонов. На основании этого же приказа, эскадрилья самолётов МБР-2 Ейского ВМАУ, вместе с эскадрильей МБР-2 Николаевского ВМАУ, была перебазирована на Волгу, в район сёл Никольское и Комаровское вблизи Астрахани. Там на их основе было сформировано ВМАУ морских пилотов. В апреле 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №0315 от 10.04.1942 г., авиационная эскадрилья переучивания лётного состава при ВМАУ им. И.В.Сталина была расформирована. Эти же приказом предписывалось до 30 апреля 1942 г. передать из училища в состав 1-го запасного авиационного полка ВВС ВМФ авиационную эскадрилью по подготовке ночных лётчиков. В том же месяце, на основании приказа НК ВМФ №0367 от 26.04. 1942 г., предписывалось расформировать 8-ю ИАЭ училища, а её технику и личный состав до 4 мая 1942 г. передать в состав ВВС ЧФ. Однако оперативная обстановка на фронте продолжала ухудшаться, и 15 ноября 1942 г. училище вновь вынуждено было перебазироваться из Моздока — на этот раз в с. Борское Куйбышевской (в настоящее время - Самарской) области. Перебазирование проходило по маршруту Астрахань — Гурьев — Уральск — Безенчук. В распоряжении училища имелось 11 полевых аэродромов, в том числе, аэр. Борское, Безенчук, Чапаевск, Сызрань. Одним из основных типов учебных самолётов был разведчик-бомбардировщик Р-10, который эксплуатировался в училище вплоть до 1944 г. Несмотря на эти трудности, учебный процесс не прекращался, более того, на базе училища в годы войны было подготовлено 3320 (по другим данным, 3517) лётчиков для Морской Авиации. Училище сформировало и отправило на фронт 9 авиационных полков, 18 отдельных авиаэскадрилий, на комплектование которых были выделены 421 самолёт и 308 лётчиков постоянного состава. Кроме того, на базе училища было создано училище морских пилотов, две авиационные и шесть нелётных частей. Среди выпускников училища более 200 человек получили высокое звание Героя Советского Союза. А пятерым — М.В.Кузнецову, А.Е.Мазуренко, Н.Г.Степаняну, В.И.Ракову, Н.В.Челнокову — это звание было присвоено дважды. 24 июля 1943 г. за успехи, достигнутые в деле подготовки лётных кадров для Морской Авиации, и в честь 25-летия со дня создания, указом Президиума Верховного Совета СССР ВМАУ им. И.В.Сталина было награждено орденом Ленина. С этого времени оно стало именоваться Военно-морским ордена Ленина авиационным училищем имени И.В.Сталина. После освобождения Кубани, 11 октября 1943 г. был получен приказ НК ВМФ на возвращение ВМАУ им. И.В.Сталина в Ейск. Перебазирование проходило поэтапно вплоть до 17 мая 1944 г. В начале сентября 1944 г. летчики 6-го гвардейского ИАП ВВС ЧФ перегнали в училище румынские истребители «Мессершмитт» Bf-109 с аэродрома Мамайя. Ранее они находились в румынском авиационном училище и предполагались к использованию в Ейске для обучения курсантов воздушному бою. В 1945 г. учебные авиационные эскадрильи были переформированы в учебные авиационные полки. К этому времени определилась специализация училища. В связи с тем, что кадры для минно-торпедной и бомбардировочной авиации готовились, в основном, во ВМАУ им. С.А.Леваневского и 4-м ВМАУ, а штурмовиков — в 3-м ВМАУ, то за училищем оставили подготовку кадров истребительной авиации. Два полка самолётов предназначались для первоначального обучения, а ещё три полка — боевых самолётов. В их составе имелось до 30 P-47D «Тандерболт», которые впоследствии передали в 255-й ИАП ВВС СФ. Полки училища размещались на полевых аэродромах: Центральный, Кухаривка, Симоновка, Новоминская, Новощербиновская, Старощербиновская, Александровка, «5-й полигон». Полк лодочных самолётов использовал гидроаэродром Ейская Коса. Послевоенные годыВ первые послевоенные годы училище готовило лётчиков-истребителей на самолёты Як-9 и Ла-7. Для этих целей использовались не менее пяти учебных авиационных полков, которые до конца 1950 г. носили порядковые номера с первого по пятый. В этом же году полки получили четырёхзначные номера, а в 1955 г. их сменили на трёхзначные. В связи с тем, что в составе ВВС ВМФ ещё сохранялись на вооружении сотни гидросамолётов МБР-2 и «Каталина», в 1947 г. при училище был сформирован 6-й учебный авиационный полк, вооружённый этими самолётами (аэродром Ейская Коса). Но уже в 1949 г. этот полк стал готовить пилотов на транспортные самолёты Ли-2. Обучение курсантов первого курса всех специальностей производилось на самолётах УТ-2, в 1-м УАП (аэр. Кухаривка) и 2-м УАП («5-й полигон») первоначального обучения. Со второго курса будущие лётчики-истребители осваивали самолёты переходного типа Як- 11, в 3-м, 4-м и 5-м УИАП, а лётчики гидроавиации обучались на самолётах УТ-2 в 6-м УАП. На выпускном третьем курсе лётчики-истребители обучались пилотировать самолёты Ла-9, в 3-м и 5-м УИАП, и Як-9, в 4-м УИАП (аэродром Ейск Центральный). Лётчики гидроавиации (позднее — транспортной авиации) изучали самолёты МБР-2 и PBY-6 «Каталина», а с 1949 г. — Ли-2 и С-47. В сентябре 1949 г. лётный и инженерно-технический состав ВМАУ им. И.В.Сталина, первым в Морской Авиации, приступил к теоретическому переучиванию на реактивные истребители МиГ-15. В 1950 г. первые новенькие МиГ-15 начали прибывать в училище в заводской упаковке. Их сборкой руководил старший инженер училища инженер-полковник И.Ф.Минкин и старший инженер полка подполковник АТС П.П.Антошкин Для облёта собранных самолётов в Ейск прибыл старший инспектор-лётчик боевой подготовки авиации ВМС подполковник Б.Н.Бабаев. Первым из руководства Ейского ВМАУ получили допуск к самостоятельным полётам заместитель начальника училища по лётной подготовке полковник А.И.Азевич и старший инспектор-лётчик училища майор И.М.Лукин. 6 октября 1950 г. они самостоятельно вылетели на самолёте МиГ- 15. Со второй половины 1951 г. Ейское ВМАУ начало готовить лётчиков на истребители МиГ- 15, а с 1952 г. уже три учебных истребительных полка были вооружены самолётами МиГ- 15. Ещё два авиационных полка готовили лётчиков на самолётах Як-11 и один — на Ли-2. В 1951 г. в Куйбышеве было сформировано 94-е ВМАУ лётчиков первоначального обучения, а на Балтике, в поселке Лебяжье — 93-е ВМАУ ЛПО. В этих училищах в течение года производилась теоретическая и первичная лётная подготовка будущих лётчиков-истребителей. После чего курсанты продолжали обучение в Ейском ВМАУ им. И.В.Сталина и Николаевском ВММТАУ им. С.А.Леваневского. В соответствии с приказом МО СССР №00119 от 10.07. 1956 г., в августе 1956 г. Ейское ВМАУ было передано в состав ВВС Северо-Кавказского ВО, и стало готовить лётные кадры для фронтовой и истребительно-бомбардировочной авиации. С 1957 г. на основании приказа МО СССР №0250, училище стало называться Ейским ордена Ленина военно-авиационным училищем имени И.В.Сталина. В мае 1959 г., в соответствии с решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, на основании приказа МО СССР №0038, училище получает статус высшего учебного заведения. С этого времени оно именуется Ейским ордена Ленина высшим военно-авиационным училищем лётчиков имени И.В.Сталина. Приказом ГК ВВС №0028 от 1961 г. изменился профиль подготовки курсантов. Теперь, вместо «чистых» истребителей, в училище стали готовить лётчиков истребительно-бомбардировочной авиации. С 30 декабря 1961 г., после разоблачения «культа личности», на основании приказа Минобороны СССР №0305, в соответствии с решением ЦК КПСС от 21.12.1961 г., из наименования училища было удалено имя И.В.Сталина. 24 августа 1962 г. в училище поступил новый сверхзвуковой самолёт Су-7. Его впервые поднял в воздух заместитель начальника по лётной подготовке полковник А.Я.Денисенко. Первоначальное обучение курсантов до 1963 г. производилось на учебно-тренировочных самолётах Як- 18, а затем самолётом первоначального обучения до 1977 г. оставался УТИ МиГ- 15. В конце 1963 г. в училище стали поступать новые учебные самолёты L-29 «Дельфин» чешского производства, которые окончательно вытеснили поршневые Як- 18. До 1964 г. обучение велось на боевых МиГ- 15, которые затем сменили МиГ- 17 и Су-7. Начиная с 1964 г., курсанты 4-го курса проходили обучение на боевых самолётах Су-7 (позднее — Су-7б). Учебные варианты самолётов Су-7у и Су-7ум появились только в 1968 г. 30 мая 1967 г. постановлением Совета Министров СССР №492 и приказом МО СССР №159 от 16.06.1967 г., Ейскому училищу было присвоено имя лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.М.Комарова. После 1978 г. самолёты МиГ- 15 и МиГ-1 7 при обучении курсантов уже не использовались, хотя и оставались в парке ЕВВАУЛ до начала 1980-х гг. С осени 1981 г. стали поступать истребители-бомбардировщики Су-17, а с 1986 г.: Су-17ум, Су-17умЗ и боевые Су-17м2, Су-17мЗ. К 1984 г. самолёты Су-7 также вывели из системы подготовки курсантов. В 1986-1987 гг. в авиационные полки училища, на смену L-29 «Дельфин», стали поступать чешские реактивные самолёты L-39 «Альбатрос». Обучение морских лётчиков после развала СССРВ 1993 г. в училище формируется учебно-авиационная группа (УАГ), на самолётах L-39 «Альбатрос», МиГ-29, а остававшиеся к этому времени в его составе учебные авиационные полки (959-й и 963-й УАП) переформируются в боевые авиационные части. 9 сентября 1993 г. постановлением правительства РФ Ейское ВВАУЛ было расформировано. На базе расформированного училища создаётся филиал Качинского ВВАУЛ, с дислокацией в Ейске. 10 марта 1995 г., на основании приказа МО РФ №94, филиал Качинского ВВАУЛ был передан в состав Краснодарского ВВАУ и стал именоваться филиалом Краснодарского высшего военного авиационного училища. 17 августа 1995 г., на основании директивы ГШ ВВС №123/3/1672, во исполнение директивы ГШ ВС РФ №314/ 4/0563 от 08.08.1995 г., филиал Краснодарского ВВАУЛ был переименован в Ордена Ленина филиал Краснодарского ВВАУ имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М.Комарова. С 11 ноября 2000 г., на основании приказа МО РФ №537, во исполнение распоряжения правительства РФ №1209-р от 31.08.2000 г., на базе филиала КВВАУ в Ейске создаётся филиал Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. 27 февраля 2001 г. филиал ВВА им. Ю.А.Гагарина получает новое, весьма замысловатое наименование: Ордена Ленина имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.М.Комарова филиал Военно-воздушной Краснознамённой ордена Кутузова академии имени Ю.А.Гагарина. С 1 января 2005 г. приказом МО РФ от №937-р от 09.08.2004 г. на базе филиала Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина в Ейске вновь было создано Ейское высшее военное авиационное училище (Военный институт) имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М.Комарова. В середине 2009 г. появилась информация о намерении командования ВМФ сформировать на базе Ейского ВВАУЛ (Военного института) и расформированного на аэродроме Веретье 444-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ новый 859-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава Морской Авиации ВМФ. Вплоть до середины 2011 г. процесс формирования 859-го ЦБП и ПЛС МА ВМФ осуществлялся на базе Ейского ВВАУЛ (Военного института) и 1 сентября состоялось прощание личного состава училища с Боевым Знаменем. Еще одна кузница летных кадров прекратила свое существование... Парк учебных аэропланов
Начальники Офицерской школы Морской авиацииПервая мировая война:
Гражданская война: военный летчик Ф.П.Цветков (август 1918 г — декабрь 1919 г., школа в Н.Новгороде), С.М.Кочедыков (с ноября 1918 г., школа в Петрограде), красвоенморлёт П.Г.Еременко (ноябрь 1918 г. — декабрь 1919 г., школа в Петрограде), М.Ф.Шеман (сентябрь 1919 г. — 1920 г., школа в Н.Новгороде) Между двумя мировыми: красвоенморлёт Н.П.Королёв (июнь 1920 г. — 1922 г., школа в Самаре), красвоенморлёт М.М.Сергеев (1922 г. — май 1923 г.), красвоенморлёт С.С.Негеревич (май 1923 г. — май 1924 г.), красвоенморлёт В.К.Лавров (май 1924 г. — июль 1925 г.), военморлёт В.А.Букан (июль 1925 г. — 1930 г.), старший лётчик Николай Николаевич Бажанов (июль 1931 г. — 1935 г.), комдив Зиновий Максимович Померанцев (1935-1936 гг.), бригадный комиссар Григорий Семёнович Чёрный-Лившиц (1936 г. — апрель 1937 г.), полковник Кукин (апрель 1937 г. — июль 1938 г.) Великая Отечественная война: майор Александр Харитонович Андреев (июль 1938 г. — май 1942 г.), генерал-майор авиации Иван Васильевич Рожков (май 1942 г. — октябрь 1943 г.), ГСС Н.А.Наумов (октябрь 1943 г. — октябрь 1944 г.), ГСС Н.А.Наумов /май 1945 г. — март 1947 г.) Послевоенное время: генерал-лейтенант авиации Александр Харитонович Андреев (август 1947 г. — апрель 1953 г.), генерал-майор авиации Христофор Александрович Рождественский (апрель 1953 г. — октябрь 1956 г.), генерал-майор авиации Пётр Иванович Наумов (октябрь 1956 г. — 1963 г.), ГСС генерал-майор авиации Борис Миронович Ривкин (1963-1968 гг.), генерал-майор авиации Николай Дмитриевич Лаптев (1968-1973 гг.), генерал-майор авиации Александр Федорович Подкопников (1973-1979 гг.), генерал-майор авиации, заслуженный лётчик СССР Виктор Владимирович Гришин (1979-1982 гг.), генерал-майор авиации Геннадий Андреевич Кириченко (1982-1986 гг.), генерал-майор авиации Владимир Николаевич Горбась (1986-1991 гг.). Новейшая история (после развала СССР): генерал-майор авиации Виктор Дмитриевич Милев (1991-1993 гг.), генерал-майор Евгений Николаевич Кругликов (1993-2008 гг.), Эдуард Ломов (2008-2009 гг.), А.Н.Павлов (февраль-октябрь 2010 г.), Ю.Петрушков (с октября 2010г. по н.в.). Источники:
|
|
|