АВИАЦИТАТА
Помяните моё слово. Грядёт комбинация самолёта и автомобиля. Вы можете улыбнуться, но к этому придут. Генри Форд в поддержку своего самолёта для всех Sky Flivver, 1928 г.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
14 Ноября
На данное число памятные даты отсутствуют
|
Энциклопедия Агроник А.Г., Эгенбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения
|
|
АВИАЦИЯ
|
Агроник А.Г., Эгенбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения
Даны характеристики авиационных средств спасения. Описаны конструкции отечественных и зарубежных парашютов, применяемых летным составом, парашютов для десантирования людей и грузов, для стабилизации катапультных кресел и др. Подробно рассмотрены катапультные кресла, направления их развития. Для инженеров, занятых созданием и эксплуатацией средств спасения; будет полезна читателям, интересующимся развитием техники.
Рецензенты канд. техн. наук Н. В. Кирсанов и С. В. Дроздов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные средства аварийного спасения экипажей летательных аппаратов представляют собой сложные автоматизированные технические комплексы. Они должны обеспечивать безопасность экипажей после попадания их в воздушный поток, при приземлении, а также выживание экипажей до обнаружения их поисковыми командами. В настоящее время наиболее распространенными средствами спасения являются катапультные кресла, которые могут обеспечивать спасение на всех реальных скоростях и высотах покидания летательного аппарата, в том числе на предельно малых высотах и даже из перевернутого положения самолета. Основные трудности при создании таких средств спасения вызваны ограниченными физиологическими возможностями человеческого организма в условиях воздействия на него ударных перегрузок катапультирования, что усложняет решение ряда конструкторских проблем. К ним относятся: автоматизация процесса катапультирования, создание энергодатчиков, обеспечивающих наиболее выгодный по величине и направлению, вектор тяги; создание средств стабилизации, надежной защиты летчика от воздействия скоростного напора. Как известно, при разгерметизации кабины давление в ней может упасть до давления окружающей среды в доли секунды. При полетах на высоте более 19 000 м в случае разгерметизации кабины давление составит 626,6 Па (47 мм рт. ст.), что соответствует давлению, при котором жидкость, содержащаяся в тканях организма человека, закипает. В связи с этим для сохранения жизни летчика было создано специальное высотное снаряжение. Его использование в качестве защитного средства от напора набегающего потока воздуха позволило расширить диапазон применения катапультных кресел как по высоте, так и по скорости. Непрерывное развитие самолетостроения, увеличение скоростей и высот полета, изменение тактики применения истребительной авиации, повышение маневренности самолетов приводят к усложнению различных бортовых систем и увеличению их числа на самолетах. Происходит это параллельно с повышением надежности указанных систем и самолетов в целом. Однако практически всегда остается вероятность какого-либо повреждения, в результате которого дальнейший полет становится невозможным. Многолетний опыт эксплуатации боевых самолетов подтверждает, что, как бы ни были совершенны бортовые системы, и в тренировочных, и в боевых полетах необходимость в покидании самолета для спасения жизни человека остается. Предусмотреть же положение самолета в воздухе в момент его покидания зачастую бывает невозможно. Летчикам в полете не всегда удается определить причину возникновения аварийной ситуации. Часто, пытаясь ее найти, они теряют драгоценное время. В результате этого аварийные покидания самолетов нередко происходят в быстро усложняющихся условиях, а иногда уже за пределами реальных возможностей средств спасения. Все это доказывает необходимость высокоэффективных многорежимных автоматизированных средств спасения. В настоящее время число источников информации, имеющихся в отечественной литературе по этой тематике, невелико. Наиболее полными фактически являются лишь две книги: «Основы расчета и конструирования парашютов» Лобанова Н. А. и «Средства спасения экипажа самолета» Алексеева С. М. и др., выпущенные издательством «Машиностроение» в период с 1961 по 1975 гг. (вторая была переиздана в 1975 г.). Помещенные во второй книге материалы по методам расчета аэродинамики, динамики, баллистики, прочности катапультных кресел и их элементов могут с успехом быть использованы и в настоящее время. Конструкция катапультных кресел, их автоматика, энергодатчики, средства стабилизации и ряд других агрегатов претерпели за последние, годы большие изменения и имеют новые, более эффективные технические решения и рекомендации. В настоящей книге эти вопросы рассмотрены с позиций сегодняшнего дня с перспективой на будущее. Средства спасения путем катапультирования имеют относительно короткую историю (около 50-ти лет), однако накопленный опыт разработки и эксплуатации их достаточен для того, чтобы выбрать оптимальные параметры характеристик кресла, обеспечивающие надежное спасение экипажей. Конечно, технические возможности любой системы не безграничны, но стремление к максимальной эффективности вполне естественно, тем более в столь важном и благородном деле, как спасение человека. Из приведенных в книге материалов будет видно, что в современных катапультных креслах использованы пока далеко не все технические возможности. Использование средств, повышающих эффективность кресла, позволяет утверждать, что именно они еще долгое время будут единственным средством спасения экипажа самолета, попавшего в аварийную ситуацию. Кратко рассматриваются в книге и технические проблемы обеспечения спасения экипажей вертолетов. В случае их аварий условия покидания экипажем машины значительно затруднены из-за наличия над кабиной вертолета вращающихся лопастей винта. Термины в описаниях отечественных катапультных кресел, созданных до 1973 г., и зарубежных катапультных кресел могут не совпадать с ГОСТ 22284—76 «Установки катапультные». Авторы благодарят рецензентов канд. техн. наук Н.В. Кирсанова, и С. В. Дроздова за замечания, направленные на повышение качества рукописи, а также С.М. Алексеева, А.А. Чумаченко, В.В. Бардонова, В.А. Архипова и С.А. Плясункова за полезные советы, сделанные ими по содержанию книги.
|
|
Агроник А. Г., Эгенбург Л. И. Развитие авиационных средств спасения.— М.: Машиностроение, 1990.—256 с: ил. ISBN 5-217-01052-5
|
Скачать
Содержание
Предисловие. Глава 1. Парашют как средство спасения человека. 1.1. Зарождение парашютизма. 1.2. Парашюты на воздушных шарах и самолетах. 1.3. Развитие отечественных и зарубежных парашютов. 1.4. Современные парашютные системы. 1.5. Парашюты в спорте и в воздушно-десантных войсках. 1.6. Парашюты на космических кораблях. 1.7. Автоматизация парашютных систем.
Глава 2. Катапультные кресла, капсулы и отделяемые кабины. 2.1. Первые принудительные средства покидания. 2.2. Катапультные кресла с защитой от воздушного потока. 2.3. Капсулы (история разработок). 2.4. Отделяемые кабины.
Глава 3. Типовые схемы катапультных кресел. 3.1. Катапультные кресла первого поколения. 3.2. Катапультные кресла третьего поколения. 3.3. Принцип действия и последовательность срабатывания систем, обеспечивающих аварийное покидание двухместного самолета 3.4. Средства спасения и защиты летного состава на вертолетах. 3.5. Характерные случаи катапультирования. 3.6. Некоторые характерные недостатки катапультных кресел.
Глава 4. Технические требования к средствам аварийного покидания самолетов. 4.1. Формирование технических требований к САПС. 4.2. Диапазон скоростей и высот для безопасного катапультирования. 4.3. Максимально допустимые перегрузки. 4.4. Автоматизация и резервирование САПС. 4.5. Условия работы экипажа в высокоманевренных самолетах.
Глава 5. Новые разработки, испытания и испытатели парашютов и катапультных кресел. 5.1. Новые конструктивные решения, направленные на повышение спасаемости при авариях самолетов. 5.2. Испытания парашютов. 5.3. Испытания катапультных кресел. Список литературы.
Комментарии
Источники
1. Арлазоров М.С. Артем Микоян. М.: Мол. гвардия, 1978. 272 с. 2. Ватуля Н.М., Перепелица Г.Ф., Тихомиров К-Н. Устройство и техническая эксплуатация парашютов. М.: Военкнига, 1961. 319 с. 3. Глушков H.JI. Советское парашютостроение // Под куполом парашюта. М.: Редиздат ЦС Союза Осоавиахима СССР, 1947. 4. Космонавтика / Редкол.: В.П. Глушко (гл. ред.), В.П. Бармин, К.Д. Бушуев и др. М.: Сов. энцикл., 1985. 528 с. 5. Котельников А.Г. Новые материалы о парашютах Г.Е. Котельникова// Вопросы естествознания и техники. М., 1964. Вып. 17. С. 114. 6. Котельников Г.Е. Парашют. М.—Л.: Детгиз, 1943. 126 с. 7. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981. 268 с. 8. Леонардо да Винчи. Избранные научно-естественные произведения. М.: АН СССР, 1955. 9. Лобанов Н.А. Основы расчета и конструирования парашютов. М.: Машиностроение, 1965. 365 с. 10. Пономарев А.Н. Авиация настоящего и будущего. М.: Воениздат, 1984. 256 с. 11. Романюк В.Г. Заметки парашютиста-испытателя. М.: Воениздат, 1953. 132 с. . 12. Нюрнбергский процесс над гитлеровскими преступниками. М.: Госюриз-дат, 1960. Т. 6. С. 37. 13. Средства спасения экипажа самолета / СМ. Алексеев, Я.В. Балкинд, A.M. Гершкович и др. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1975. 431 с. 14. Строев Н.С. Выбор параметров катапультных кресел для скоростных самолетов // Техника Воздушного флота. 1947. № 2. С. 27. 15. Смирнов В.А. Справочник инструктора. М.: ДОСААФ, 1983. 142 с. 16. Стасевич Р.А. Справочное пособие парашютисту. М.: Воениздат, 1959. 130 с. 17. Черненко Г.Т. Пионер парашютизма // Наука и жизнь. 1973, № 2. С. 134—139. 18. Чесалов А.В. Проблемы спасения экипажа при авариях на больших скоростях и высотах полета // Техника Воздушного флота. 1946. № 10. 19. Шульженко М. Н. Конструкции самолетов. 2-е изд. М.: Оборонгиз, 1953. 542 с. 20. Armoured helikopter seat. Jane's defence weekly, 17 august, 1985. P. 371. 21. Bruce Frisch and Victor Wigotsky. Vertical Seeking Ejection Seat Boosts Pilots Odds // Astronautics, July / August, 1983. V. 21. P. 28—29. 22. Brian Wanstall. Interavia aerospace review. N. 9. 1984. P. 961, 962. 23. M. Gaines. NACES — today's ultimate seat // Flight International. 3 mav 1986. V. 129. P. 26—29. 24. Jan Goold. NTSB calls for safer aircraft seats // Flight. 1985. 23.XI. V. 128. P. 18, 19. 25. Le nouveau siege electable Stencel // Air et Cosmos. N. 949. 9 avril 1983. P. 73.
|
|
|