АВИАЦИТАТА
Искренне вам скажу, бросайте это занятие, ничего хорошего оно не сулит...
Альбер Гюйо
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
14 Ноября
На данное число памятные даты отсутствуют
|
Энциклопедия АВИАТОРЫ Советские летчики РККВВФ и ВВС СССР ПЕТРОЖИЦКИЙ Иван Иосифович
|
|
АВИАЦИЯ
ПЕТРОЖИЦКИЙ Иван Иосифович |
|
Звание: Подпоручик
Даты жизни: 17.04.1892 г. - 1979 г.
Страна: Российская империя - СССР
|
Биографическая справка:
Иван Иосифович Петрожицкий родился 17-го апреля 1892 года в Туапсе, в мещанской семье. В 1910 году окончил Майкопское реальное училище, после чего обучался в Михайловском артиллерийском училище. В 1915-м году, по окончании Михайловского артиллерийского училища, произведен в прапорщики по полевой легкой артиллерии с определением в 1-ю запасную горную батарею. С 07.01.1916 г. — в батарее. Командирован в Севастопольскую военную авиационную школу, где закончил с 25.02.1916 г. по 14.09.1916 г. курс обучения. 14.09.1916 г. назначен в 26-й корпусной авиационный отряд. 01.10.1916 г. прибыл в отряд. С 02.10.1916 г. — штатный летчик. 14.12.1916 г. Иван Петрожицкий сбил немецкий самолет во время охраны смотра войск 24-го и 40-го армейских корпусов Великим князем Георгием Михайловичем. 07.07.1917 г. ранен в правое плечо пулеметной пулей и сбит в воздушном бою. С 10.11.1917 г. — начальник 10-го армейского авиационного отряда.
Судьба после 1917 г. Избран председателем комитета 26-го авиационного отряда. Добровольно вступил в РККА в январе 1918 г. С 11.01.1918 г. — командир 6-го авиационного дивизиона РККВВФ. С 21.05.1918 г. — начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания Южного фронта, затем начальник авиации формирующихся отрядов Южной Завесы и 1-й Воронежской авиационной группы. С 01.12.1918 г. — помощник начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Южного фронта. Арестован «по обвинению в попытке перехода на сторону белых». Осужден Революционным трибуналом Южного фронта и приговорен к расстрелу. 15.12.1918 г. «приведение приговора в исполнение было приостановлено, а на следующий день Петрожицкий И.И. был восстановлен в должности». В январе 1919 г. Революционным трибуналом республики «приговор по данному делу отменен». С 27.06.1919 г. — постоянный заместитель начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Южного фронта. С 19.09.1919 г. — начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания Юго-Восточного фронта. С января 1920 г., по совместительству, — уполномоченный РВС Юго-Восточного фронта по сбору и охране трофейного авиационного имущества. С 04.05.1920 г. — начальник Управления авиации Кавказского фронта. С 01.06.1921 г. — начальник Управления авиации Северо-Кавказского военного округа. 15.02.1922 г. назначен начальником Управления авиации Московского военного округа. По окончании Гражданской войны зачислен в резерв при Управлении РККА. С июля по сентябрь 1924 г. являлся слушателем Академических курсов высшего командного состава РККА. С 11.07.1924 г. — начальник ВВС Московского военного округа. С 01.09.1924 г. — начальник ВВС Северо-Кавказского военного округа. С 19.07 по 13.09.1925 г. участвовал в операциях по ликвидации и разоружению «бандитского элемента в Чеченской области». 24.08.1925 г. назначен начальником снабжения ВВС РККА. С 25.08.1926 г. — начальник Управления специального снабжения Управления ВВС РККА. С сентября 1929 г. по 1930 г. Иван Петрожицкий исполнял обязанности начальника ВВС РККА. 22.02.1931 г. вновь назначен начальником ВВС Северо-Кавказского военного округа. 22.08.1931 г. зачислен в распоряжение Главного управления РККА с откомандированием для работы во Всесоюзном авиационном объединении. Произведен в полковники. 15.07.1936 г. прикомандирован к Главному управлению Гражданского воздушного флота СССР. На 1939 г. — заместитель начальника Управления воздухоплавания Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. 25.08.1939 г. арестован органами НКВД СССР «по обвинению в измене Родине, вредительстве и участии в антисоветском заговоре». Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 11.04.1940 г. «осужден за участие в антисоветском заговоре» к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. С августа 1944 г. по март 1947 г. числился в запасе РККА. 08.03.1947 г. вторично арестован и осужден постановлением Особого совещания при МГБ СССР «как социально-опасный элемент» на 5 лет ссылки. С марта 1952 г. по январь 1955 г. состоял прикомандированным к Главному управлению Гражданского воздушного флота СССР. Приказом по Министерству Обороны СССР № 0150 от 10.01.1955 г. уволен в запас по возрасту с формулировкой: «Период пребывания в заключении и ссылке засчитывается в счет пребывания службы в кадрах армии».
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 18.09.1954 г. реабилитирован, «дело прекращено за не доказанностью обвинения». Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 14.11.1957 г. «во изменение предыдущего решения дело в отношении Петрожицкого И.И. прекращено за отсутствием состава преступления». Военный летчик со сложной судьбой, Иван Иосифович Петрожицкий скончался в 1979 году.
Чины и звания Прапорщик — 22.12.1915 г. Военный летчик — 22.08.1916 г. Подпоручик — 10.11.1917 г.
Награды
Ордена: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом — Приказом по 9-й армии №43 от 17.01.1917 г.; Орден Святого Георгия 4-й ст. — ПАФ от 31.07.1917 г. «за то, что, будучи в чине прапорщика, в воздушном бою с неприятельским аэропланом 14-го декабря 1916 г. в районе Тыргу-Окна, искусно управляя аппаратом своим, дал возможность наблюдателю прапорщику Бартош сбить пулеметным огнем неприятельский аэроплан, который и упал в районе расположения наших войск — ее. Слоникуль, причем летчик и наблюдатель были взяты в плен».
За период Гражданской войны награжден орденом Красного Знамени — Приказом РВСР №233 от 20.09.1919 г. «за нижеследующие отличия: после прорыва больших сил неприятельской конницы у Новохоперска штаб Южного фронта предложил названному товарищу выделить из подчиненных ему авиаторов летчика для производства срочной разведки. Тов. Петрожицкий вызвался сделать эту разведку сам. В распоряжении этого отважного летчика имелся лишь устаревший самолет "Вуазен"... работать ему пришлось при исключительно тяжелых условиях: в продолжение полета ни один раз шел дождь, облака были очень низко, так что высота полета не превышала 900 метров, а иной раз и ниже. Кроме того, старый и плохо отремонтированный мотор капризничал и часто останавливался. Но, сознавая всю важность взятой на себя задачи, тов. Петрожицкий настойчиво добивался достижения поставленной цели — найти главные силы прорвавшейся конницы и определить их направление. Это удалось ему сделать лишь после трехчасового полета, когда наконец им были замечены крупные силы противника. В продолжение разведки самолет неоднократно обстреливался артиллерийским огнем неприятеля. Невзирая на все трудности разведки, тов. Петрожицким было пройдено по территории противника свыше 200 верст в течение 4 часов 10 минут... 25 августа Петрожицким была вновь совершена разведка на самолете «Фарман» с аэродрома у стан. Кочетовка. После полета, когда тов. Петрожицкий садился на аэродроме, оказалось, что самолет находиться уже под огнем противника и невдалеке от аппарата разорвалось два бризантных снаряда. При помощи ожидавших его возвращения товарищей тов. Петрожицкий благополучно взлетел с аэродрома, несмотря на близость (около одной версты) противника. По прибытии в Козлов Петрожицкий получил предложение отправиться со штабным эшелоном в Орел. Этот эшелон при следовании подвергся обстрелу и нападению со стороны казачьих разъездов и потерпел крушение между Козловом и станцией Избердей. Тов. Петрожицкий при участии четырех своих сотрудников вступил в бой с казачьими разъездами и из пулеметов, установленных на паровозе второго подошедшего эшелона, отбил наступающие банды казаков, стремившихся перерезать путь». Вторично награжден орденом Красного Знамени — Приказом РВС СССР № 446/27 от 07.07.1926 г. «за ряд отличий летом 1925 г. при проведении крупной операции по ликвидации контрреволюционного и бандитского движения». За период службы в ВВС РККА награжден золотыми часами — 1928 г. и медалью «XX лет РККА» — 22.02.1938 г. |
|
Источники: РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 27612. Л. 160-161; Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1826. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 2889. Л. 181; Ф. 100. Оп. 3. Д. 866. Л. 49, 54, 97-98. ЦАМО РФ. Л/д. 0390794.
|
|
|