АВИАЦИТАТА

Аэроплан является изобретением дьявола и никогда не сыграет какой либо роли в таком серьезном деле, как защита нации, мой мальчик!
Сэр Сэм Хьюз, канадский министр милиции и обороны, в разговоре с МакКарди, 1914.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 Декабря

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи ВВС Турции в Первой мировой войне. Дарданелльский фронт
АВИАЦИЯ
Категории: авиация Турции
ВВС Турции в Первой мировой войне. Дарданелльский фронт

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)

Географические и метеорологические особенности зоны проливов (Дарданеллы)

Зона проливов, состоящая в основном из равнин, пригодна для всех видов действий авиации: обороны пролива Дарданеллы от налетов вражеской авиации, разведки приближающейся морской группировки и выявлению ее прежде, чем противник сможет провести морскую операцию, воздушных атак приближающегося к зоне проливов морских и сухопутных сил противника.

Метеорологическая обстановка в регионе: в январе, феврале, марте, апреле, ноябре и декабре – 11 дней нелетных и 6 дней облачных каждый месяц. По этой причине для массового применения авиации наиболее пригодны летние месяцы.

1. Силы сторон. Турецкая группировка

Турецкая 5-я армия, имела задачу оборонять пролив Дарданеллы и имела зону ответственности - большая часть Галиполийского полуострова и район Дарданелл, которые она должна была защитить от врага. Три из четырех поступивших из Германии самолетов по приказу Военного министра были направлены в пролив Дарданеллы. Эти самолеты совершили перелет на аэродром в Чанаккале и поступили в распоряжение командира отдельного укрепрайона.

Аэродром 6-й авиационной роты в Чанаккале
 Пять самолетов Albatros C.III 1-й авиационной роты на аэродроме
 Аэродром 6-й авиационной роты в Чанаккале Пять самолетов Albatros C.III 1-й авиационной роты на аэродроме
в готовности к выполнению боевой задачи

2. Силы сторон. Группировка войск государств Антанты

Морская группировка государств Антанты включала 16 боевых кораблей, среди которых: один авианосный корабль, 2 крейсера, миноносцы, тральщики. Кроме этого, на острове Лемнос была сосредоточена большая группировка сухопутных войск, предназначенная для десантирования. На острове Бозджаада (греческое название – остров Тенедос) дислоцировался авианесущий корабль Ark Royal, который был вооружен двумя сухопутными самолетами Sopwith и тремя гидросамолетами Short. Всего на этом корабле было 5 самолетов.

Авианесущий корабль Ark Royal во время Дарданельской операции.
  Гидросамолет Wight, подготавливаемый к выполнению боевой задачи
 Авианесущий корабль Ark Royal во время Дарданельской операции.
На верхней палубе виден один из гидросамолетов Short 807, которыми он был оснащен.
  Гидросамолет Wight, подготавливаемый к выполнению боевой задачи.
Снимок сделан во время Дарданельской операции возле авианесущего корабля Ark Royal
 Самолет Sopwith на палубе авиаматки Ark Royal  Торпедоносец-бомбардировщик Short 184
 Самолет Sopwith на палубе авиаматки Ark Royal  Торпедоносец-бомбардировщик Short 184

3. Деятельность и операции турецких самолетов, направленных в район пролива Дарданеллы

25 августа 1914 года гидросамолет, пилотируемый старшим лейтенантом Фазылем, совершил перелет на аэродром в Нара. Самолет сразу начал готовиться к выполнению разведывательных полетов в зону за проливом Дарданеллы, а также над островами Бозджаада и Лемнос, для выявления группировки английских войск и прочих, которые могли появиться в этих районах.

5 сентября 1914 года была проведена воздушная разведка в направлении островов Бозджаада и Лемнос, в ходе которой выявлены: в 10 милях северо-западнее острова Тавшан (Tavşan) два английских миноносца класса Basiliks, остановившие два грузовых судна, вышедшие из пролива Дарданеллы. Был обнаружен крейсер, который был классифицирован как Veymouth, двигающийся в направлении острова Гёкчеада и в районе острова Лемнос был замечен еще один крейсер, который был установлен как крейсер типа Defence. Это была первая проведенная морская разведка, и в ходе нее были разведаны корабли английского флота, которые находились в районе зоны пролива Дарданеллы, а также разведаны корабли, совершающие проход через пролив.

10 сентября 1914 года была проведена еще одна воздушная разведка. В ходе нее были обнаружены английские корабли, выявленные во время прошлой разведки, они находились примерно в 25 милях от входа в пролив, причем на грот-мачте крейсера Defence был поднят адмиральский вымпел. Самолет, который вылетел на разведку в район порта Мудрос (о. Лемнос) не смог из-за неблагоприятных погодных условий пролететь над внутренней бухтой порта и вернулся, долетев только до внешнего рейда порта, совершив аварийную посадку. Не обнаружив на внешнем рейде каких-либо кораблей, самолет во время разворота попал в порыв сильного ветра, вынужден был лететь против ветра и не дотянул до места посадки пять миль из-за того, что закончилось топливо. Самолет совершил вынужденную посадку на воду, ему была оказана помощь с торпедного катера Draç (Драч), дежурившего в районе приводнения, который отбуксировал самолет до базы.

2 октября 1914 года была проведена еще одна воздушная разведка, в ходе которой западнее и южнее от острова Бозджаада были выявлены английские и французские корабли: четыре миноносца, два крейсера, две подводные лодки, два угольных судна, и одна яхта с металлическим корпусом. Восточнее острова Бозджаада на траверсе Мраморного мыса были обнаружены два движущихся английских крейсера.

14 – 19 октября 1914 года были проведены воздушные разведки, в ходе которых выявлено, что английская морская группировка не уменьшилась, в ее составе увеличилось количество шлюпов и грузовых судов. Полученные разведданные свидетельствовали: на острове Бозджаада и в его районе сосредоточена большая морская английская и французская группировка, включающая много боевых кораблей. Было сделано предположение, что в ближайшее время будет начата операция в районе пролива Дарданеллы.

Для усиления группировки одноместных самолетов, которые продолжали совершать разведывательные полеты, был принято решение о переброске в этот район дополнительно из Стамбула двухместного гидросамолета Ньюпор с пилотом капитаном Савми (Savmi). 19 октября 1914 года капитан Савми вылетел из Стамбула, во время полета над Мраморным морем из двигателя вытекло масло, и самолет совершил вынужденную посадку на воду. После 24 часов дрейфа самолет был обнаружен спасательным мотоботом, участвовавшим в спасательной операции, и отбуксирован в Чанаккале.

В эти времена, авиация находилась в начале своего развития, пилоты, выполняющие полеты не были достаточно хорошо подготовлены и довольно часто попадали в аварийные ситуации. Однако такие летчики как старший лейтенант Фазыль, старший лейтенант Джемаль и капитан Савми, закончили обучение с очень хорошими показателями, что позволило им в полной мере выполнять поставленные задачи. Выполнение поставленных задач находилось полностью в их руках, и, при желании, они, ссылаясь на постоянные аварии самолетов, могли бы отказаться от выполнения разведывательных полетов, однако этого не делали. Деятельность английской авиации в этом районе в этот период не отмечалась.

4. Морская блокада пролива Дарданеллы и деятельность авиации в этот период

Эрих СерноНа фронте в районе пролива Дарданеллы ожидалось ведение как оборонительных так наступательных операций с обеих сторон, и все приготовления осуществлялись исходя из этих планов. 17 марта 1915 года в Чанаккале на торпедном катере из Стамбула прибыл советник по вопросам авиации Главного штаба капитан Серно (Serno) и в ночь с 17 на 18 марта на аэродроме были приготовлены для вылета три самолета.

Утром 18 марта Серно вылетел на разведку противника в район острова Бозджаада вместе с наблюдателем капитаном штаба Шнейдером (Shneider). После пролета развалин Truva рассвело и он начал разведку острова Бозджаада в условиях хорошей видимости. В этот момент наблюдателем прямо перед островом было выявлено большое скопление кораблей. Среди них были броненосцы, крейсера, авианесущее судно, плавучие мастерские и транспортные суда. Броненосцы находились в кильватерном строю, двигающемся в направлении на пролив Дарданеллы, строй возглавляли крейсера.

Для летчика-наблюдателя Шнейдера, который был морским штабным офицером, не составило труда определить типы кораблей, и он же сразу установил, что группировка выстроена и движется для атаки пролива Дарданеллы. Разведывательный экипаж принял решение не терять больше времени на разведку и срочно вернуться домой. Во время маневра разворота по самолету с кораблей был открыт огонь, однако самолет вернулся в Чанаккале самым коротким путем и экипаж экстренно доложил полученные сведения в командование укрепленного района Чанаккале.

На основании разведывательных сведений, полученных экипажем, все части укрепрайона были приведены в готовность к отражению атаки.

План морской обороны пролива ДарданеллыЧерез некоторое время вражеских флот вошел в пролив и попав под ожесточенный огонь береговых батарей, продолжил продвижение вперед. Упорное продвижение противника вперед, не взирая на огонь турецкой артиллерии, продолжалось, обе стороны начали нести потери.

После обеда артиллерийская дуэль двух сторон продолжилась. На разведку вылетел самолет в составе немецкого пилота Зейдлера (Seydler) и турецкого летчика-наблюдателя капитана флота Хюсейна (Hűseyin). Этот самолет произвел разведку в районе острова Лемнос и собрал сведения о намерениях и приготовлениях противника в этом районе.

Во время разведки, которая длилась один час, в порту Мудрос были выявлены 13 боевых кораблей, четыре транспортных судна, двадцать девять угольщиков и французский боевой корабль Gaulouis, который получил повреждения от артиллерийского огня в проливе Дарданеллы и возвращался своим ходом на базу.

8 марта в районе бухты Эренкёй минный заградитель Нусрат (Nusrat) секретно поставил вдоль берега 26 мин. Через девять дней английские и французские самолеты совершили в этом районе разведку, однако не обнаружили эти мины. Это предопределило судьбу флота союзников в бою за пролив Дарданеллы.

Во время боя, который в послеобеденное время переместился в район Эренкёй, на мины попали и утонули броненосные корабли Bouvet, Ocean и Irresistble, броненосец Inflexble получил тяжелые повреждения. К вечеру вражеские корабли начали отступление.

Подводя итог: Воздушная разведка, проведенная утром 18 марта турецкой авиацией, вовремя выявила приближение вражеского флота к проливу, позволила своевременно предупредить командование укрепрайона Дарданеллы, поднять части по тревоге и предпринять необходимые меры для отражения атаки.

 Минный заградитель Нусрат  Броненосец Ocean
Минный заградитель Нусрат
 Броненосец Ocean
 Броненосец Ocean  Броненосец Irresistble во время затопления
 Броненосец Ocean  Броненосец Irresistble во время затопления

 5. Деятельность авиации в период 19 марта – 24 апреля 1915 года

После победы 18 марта высшее военное командование озаботилось проблемой: будет ли повторена попытка морской операции, или же противник предпримет высадку десанта на побережье в районе пролива Дарданеллы. Сведения, полученные по каналам разведки и из других источников, указывали на то, что противник предпримет высадку десанта. Из-за погодных условий полеты на воздушную разведку были возобновлены 26 марта. 26 марта перед обедом, в воздух поднялся самолет, имевший задачу совершить разведку в районе островов Бозджаада и Лемнос, самолет долетел до о. Бозджаада, а затем, из-за плохой погоды, повернул назад. Во время полета было обнаружено несколько английских судов на траверсе о. Бозджаада. Среди них – Inflexble, который ремонтировался от полученных на мине повреждений. В тот же день после обеда на повторный разведполет вылетел экипаж в составе немецкого пилота Зейдлера и наблюдателя капитана Хюсейна. Самолет долетел до острова Лемнос и выявил в бухте Мудрос броненосец Queen Elizabeth и пять транспортных судов. Данные, полученные в результате этих разведывательных вылетов, не указывали на то, что противник готовится к повторной атаке пролива с моря.

Разведывательные полеты продолжались, в это время произошли некоторые изменения в составе авиационных подразделений с обеих сторон.

Турецкая авиация: в Чанаккале из дислоцированных там трех самолетов, немецких пилотов, трех турецких летчиков, подготовленных в Авиационной школе в Ешилькёе, немецкого технического персонала, была сформирована 1-я турецкая авиационная рота. Немецким пилотам, зачисленным в 1-ю авиационную роту, которые были гражданскими летчиками, были присвоены звания «лейтенант», механики получили звания унтер-офицеров турецкой армии. Командиром роты был назначен немецкий лейтенант Preussner. Рота была подчинена командованию укрепленного района пролива Дарданеллы. Летчиком-наблюдателем в 1-ю авиационную роту был назначен капитан Хюсейн.

Английская авиация: 24 марта 1915 года на остров Бозджаада было переброшено английское авиационное подразделение под командованием майора Самсона (Samson). В это подразделение были сведены 18 английских и французских самолетов. Кроме этого, на о. Бозджаада уже дислоцировались два ранее переброшенных французских «Ньюпора».

Несмотря на подавляющее численное превосходство авиации Антанты в этом районе, 1-я авиационная рота, состоящая из трех самолетов, в период с 27 марта по 17 апреля провела несколько разведывательных полетов в район двух островов, в том числе и о. Лемнос, лежащих на входе в пролив Дарданеллы. В результате этих разведок были получены сведения, указывающие, что вражеская группировка там не сокращается, и, возможно, будет новое наступление. Во время разведок на транспортные корабли были сброшены бомбы, которые выпускались в Стамбуле, некоторые из них попали в цель.

Накопление сил противника и увеличение численности его авиации вызывало опасения у командования укрепленного района зоны пролива, и было решено произвести удар по вражескому аэродрому на о. Бозджаада. 18 апреля 1915 года был предпринят налет, закончившийся безрезультатно. Противник предпринял необходимые мероприятия и организовал на подлете к аэродрому перехват в воздухе силами своих самолетов. При приближении к вражескому аэродрому турецкие самолеты были встречены и атакованы самолетами противника, произошел воздушный бой, в котором никто не был сбит или ранен, однако атака турецких самолетов на аэродром была сорвана. В тот же день была предпринята ответная атака англичан на турецкий аэродром, находящийся в Чанаккале. Аэродром был атакован двумя звеньями по три самолета, но турецкие самолеты были замаскированы и не получили никаких повреждений.

23 апреля была проведена воздушная разведка бухты порта Мудрос, в ходе которой отмечено увеличение численности группировки английских и французских транспортных кораблей до 27 единиц, на берегу бухты были выявлены склады продовольствия, других материальных средств, обнаружено несколько сухопутных подразделений, что указывало на подготовку десантной операции.

6. Деятельность авиации в период 25 апреля – 6 июля 1915 года

С целью противодействия высадке десанта турецкими войсками был предпринят ряд мер. От Сарозского залива до порта Бешиге (Beşige) с севера на юг были развернуты по фронту 7-я, 19-я, 9-я, 3-я и 1-я дивизии, в эти же районы были переброшены жандармские подразделения из Гелиболу и Чанаккале. Районы, наиболее удобные для высадки, были усилены боевыми кораблями Barbaros и Turgut, в Эренкёй было переброшено еще одно авиационное подразделение. Помимо этого, севернее Сароза была дислоцирована кавалерийская бригада.

Группировка войск государств Антанты, подготовленная к десанту, состояла из следующих сил: 18 боевых кораблей (линкоров), 12 крейсеров, 31 эсминец, 3 торпедных катера, 9 тральщиков, 12 подводных лодок, 1 авианесущий корабль, 1 корабль оснащенный привязным аэростатом, 1 плавбаза для подводных лодок, 1 плавучий госпиталь, 67 больших транспортно-грузовых кораблей, всего 156 кораблей. Смешанная английская и французская авиационная группировка состояла из 42 самолетов. Помимо указанных морских и воздушных сил, в район были стянуты: 1-я австралийская пехотная дивизия, 29-я английская дивизия, шесть пехотных дивизий было переброшено из Египта и одна пехотная бригада из Индии.

Концентрация противника на островах, находящихся в непосредственной близости от Дарданелл, прибытие в порт Мудрос большого количества кораблей, сооружение на берегах портовой бухты складов и размещение там же сухопутных подразделений указывало на подготовку в ближайшем будущем десантной операции в зоне пролива. Наконец, 25 апреля 1915 года утром началась высадка десанта в районах Седдюльбахир (Seddűlbahir), Арыбурну (Arιburnu), Кумкале (Kumkale), На побережье в районе Болайыр (Bolayιr) и Бешиге (Beşige) была осуществлена ложная высадка десанта. Два самолета сопровождали высадку французских войск в Кумкале, самолеты с острова Бозджаада сопровождали высадку в Седдюльбахире, поддержку войск с воздуха десанту в Арыбурну обеспечивали самолеты авианесущего корабля Ark Royal, наблюдение и корректировка огня корабельной артиллерии, поддерживающей высадку, обеспечивалась с привязного аэростата, поднятого с судна Manica.

Первое судно Английского королевского флота Manica, оборудованное аэростатом во время выполнения задач в проливе Дарданеллы

Первое судно Английского королевского флота Manica, оборудованное аэростатом во время выполнения задач в проливе Дарданеллы

Один гидросамолет был предназначен для наблюдения за высадкой десанта в заливе Болайыр и Сарозском заливе. 28 апреля 1915 года вражеские силы подошли к берегу в местах высадки и боевые корабли открыли огонь по турецким частям, обеспечивая огневую поддержку десанта. В районе Кирте (Kirte) произошли тяжелые бои. В дни, предшествующие высадке десанта, турецкие войска произвели скрытую передислокацию и покинули позиции, выявленные ранее в ходе разведполетов авиации Антанты. По этой причине авиационная поддержка, оказываемая в период высадки самолетами, оказалась неэффективной. Не смотря на это, деятельность авиации противника в день высадки и в последующие дни, носила очень активный характер. Особое беспокойство доставлял привязной аэростат, поднятый с корабля Manica, с него успешно осуществлялась корректировка огня корабельной артиллерии, от которой турецкие подразделения понесли значительные потери. О необходимости срочного уничтожения этого аэростата чинящего большие неприятности своими действиями, указывалось в телеграмме командующего 5-й турецкой армией Лимана фон Сандерса (Liman Von Sanders) отправленной в Главный Штаб:

«Деятельность привязного аэростата по наблюдению явилась причиной наших очень больших потерь. Капитану Серно (Serno) следует атаковать этот аэростат. Я не знаю, в чьем подчинении он находится, в моем, или же в подчинении Уседом-Паши (Usedom Paşa – Гвидо фон-Узедом, немецкий вице-адмирал, командующий войсками береговой охраны в зоне пролива Дарданеллы – прим. пер.). Аэростат имеет высоту подъема до 200 метров. С него осуществляется корректировка огня всей корабельной артиллерии противника. Вчера в море, в районе западнее Кирте я насчитал 45 кораблей противника, из которых половина были боевыми. Вчера же была осуществлена подлая бомбардировка Эджеабата и больницы, находящейся там. С самолета была сброшена также бомба на Гелиболу, в результате чего один солдат и женщина убиты, один ребенок получил тяжелые ранения».

В районе высадки десанта на Галиполийском полуострове и в Кумкале дислоцировалась одна турецкая авиационная рота, которая находилась на аэродроме в г. Чанаккале и состояла из трех сухопутных самолетов и одного гидросамолета. Эта рота была подчинена командованию Отдельного укрепленного района и выполняла его задачи, однако, 5-я турецкая армия не имела собственной авиации и требовала подчинения авиации себе. Два командования не могли между собой договориться, что вносило сумятицу в деятельность турецкой авиации в период высадки войск Антанты.

Фотография высадки десанта в районе бухты Эртугрул

Фотография высадки десанта в районе бухты Эртугрул, сделанная с самолета во время авиаразведки. Хорошо виден корабль River Clyde на якоре и скопление десантных плотов в районе причала.

Командование укрепленного района после направило в район высадки десанта самолет с задачей: провести воздушную разведку и выявить группировку вражеских кораблей в непосредственной близости от берега в районе десантирования и рубеж, на который продвинулись передовые части десанта. Экипаж, назначенный в разведку, начал пролет в самой узкой части Сарозского залива, затем пролетел до берега Эгейского моря, обследовал оба берега в районе входа в пролив Дарданеллы и район Арыбурну. За это время было выявлено 45 больших транспортных вражеских судов. Во время полета было сброшено несколько бомб на выявленные французские броненосные крейсера Ernest Renen и Henry IV и транспортные суда. Полученные сведения не были вовремя направлены командованию 5-й армии и пропали впустую, не принеся пользы в отражении десанта.

Чтобы в будущем сведения авиаразведки не запаздывали, командование 5-й армии обратилось в Главный Штаб с просьбой ставить задачи авиации на разведку непосредственно зон высадки и ближайших к ним районов морской акватории.

Из Стамбула был отозван капитан Серно и повторно назначен командовать авиационной ротой. Роте была поставлена задача держать самолеты в постоянной готовности к вылету, для этого организовать бесперебойную работу наземных и ремонтных служб. Было совершено несколько полетов с задачами выявить склады и скопления частей, позиции артиллерии в районе высадки десанта, совершить бомбардировки транспортных и боевых кораблей противника. Во время этих вылетов обязанности наблюдателя исполнял капитан флота Хюсейн, который хорошо освоил навыки наблюдения.

Мустафа Кемаль (Ататюрк)В начале мая возникла опасность, что с аэростата, поднимаемого с английского судна, находящегося на траверсе Арыбурну, будут обнаружены пути подвоза материальных средств и боеприпасов, проложенные по внутренним берегам пролива Дарданеллы. С него также мог корректироваться огонь корабельной артиллерии, обстреливающей внутреннюю часть пролива. На корабль с аэростатом было совершено несколько воздушных атак, однако, бомбы, сброшенные с самолетов, имели маленький радиус действия и не нанесли сколь существенного урона кораблю. Но, во время подлета самолетов, корабельный аэростат опускался, и срывалось выполнение задач по корректировке огня. По этой причине налеты турецкой авиации можно считать успешными.

В результате воздушных разведок в период 23-31 мая 1915 годы было выявлено, что в районах высадки вражеского десанта производиться накопление сил, и ведется ускоренная подготовка к наступлению. Следствием этого явились наступление в Седдюльбахире и уже третий штурм позиций в районе Кирте, которые начались 4 июня. Наступление превосходящих сил противника при поддержке флота было встречено крепкой обороной турецких подразделений, настроенных очень решительно. Сильные бои произошли в районах Канлыдере и Харапкале, однако турецкие части не оставили позиции, хотя и понесли очень тяжелые потери от огня вражеских батарей. Командование группировки в районе Седдюльбахира подало заявку на авиационную разведку по выявлению батарей противника в этом районе. Экипаж, направленный на авиаразведку, не выявил позиции артиллерии в районе Канлыдере, но в Зейтинлике и западнее его, по языкам пламени при стрельбе, были выявлены позиции орудий и полученные сведения доложены в командование укрепленного района.

6 июня 1915 года турецкие самолеты бомбили вражеские позиции. После этой бомбардировки, до 13 июня вылеты не осуществлялись, самолеты ремонтировались, устранялись полученные неисправности. 13-14 июня была проведена воздушная разведка, в ходе кторой в районе порта Мудрос на о. Лемнос было выявлено увеличение количества палаток и строительство новых больших бараков, в акватории порта обнаружены 18 судов противника. Севернее острова Бозджаада был обнаружен 1 боевой корабль и 5 миноносцев, 2 миноносца и 2 боевых корабля около о. Гёкчеада, южнее этого острова – 3 тральщика. В районах Сувла, Арыбурну и Седдюльбахир были выявлены тральщики, тралящие море. 17 июня 1915 года была проведена разведка аэродрома на о. Бозджаада и выявлено 16 самолетов, большой авиационный ангар и 18 палаточных тентов для самолетов.

22 июня 1915 года два турецких самолета взлетели для бомбардировки позиций противника. В районе Алчитепе они были встречены вражеским самолетом и вступили в бой, в результате которого один турецкий самолет получил повреждение мотора и совершил аварийную посадку рядом с имением Али-бея. Несмотря на ураганный огонь вражеской артиллерии, самолет и его экипаж были спасены турецкими солдатами, занимающими там оборону, и возвращены на свой аэродром.

25 июня 1915 года из Стамбула были доставлены листовки и в тот же день с турецкого самолета 300 этих листовок на английском языке были сброшены на позиции противника в Арыбурну.

29 июня 1915 года два самолета вылетели на бомбардировку вражеских позиций в районе Седдюльбахир. При взлете один самолет получил повреждения и не взлетел, второй самолет выполнил задачу и успешно возвратился на свой аэродром.

Самолеты выполняли полеты на малой высоте, из-за чего получали повреждения от огня с земли, некоторые самолеты пострадали от огня турецких солдат, которые не могли отличить свои самолеты от чужих.

5 июля 1915 года в вечернее время был совершен вражеский налет на аэродром Чанаккале и два самолета, находящиеся на земле, получили повреждения.

6 июля 1915 года полеты самолетов, совершаемые весь месяц, были приостановлены на короткий период. В этот период авиационная рота приказом Главного Штаба и военного министра Энвера-Паши была переподчинена командованию 5-й армии.

В мае 1915 года капитан Серно был направлен в Германию, на предмет переговоров о поставках новых самолетов и запчастей к ним. В итоге этой поездки было принято решение о передаче еще 20 самолетов.

Самолеты, предназначенные для поставки из Германии в Турцию, должны были доставляться на промежуточный склад, где готовиться к перелету. В середине июня 1915 года первый самолет был получен турецким пилотом на промежуточной базе, и взлетел из Венгрии. До конца июля 7 самолетов были успешно перегнаны в Эдирне. Дальность перегона составляла 600 километров, в ходе которых надо было перелететь Балканские горы, перелет длился 6 часов. Для самолета, оснащенного 100-сильным мотором, преодоление такого расстояние было большим испытание, большое мужество требовалось и от пилотов.

После того, как Болгария приняла решение вступить в войну на стороне Германии, были открыты пути для поставок самолетом и запчастей наземным транспортом. Этим путем были доставлены остальные самолеты, и общая численность этой поставки составила 20 самолетов.

В это же время, командование группировкой войск Антанты, с целью достижения наибольшей эффективности использования авиационных подразделений, сконцентрировало все самолеты на одном аэродроме, расположенном вблизи порта Кефало на острове Гёкчеада. Параллельно из Англии было прислано еще 22 самолета, общая численность авиационной англо-французской группировки достигла 55 самолетов. Самолеты противника в большинстве своем были вооружены пулеметами, были последних модификаций и способны совершать дальние полеты. По этой причине преимущество воздушных сил противника было существенным. Не смотря на это, 1-я авиационная рота, уклоняясь от прямых встреч с противником, выкраивала удобные моменты и продолжала выполнять полетные задачи.

7. Деятельность авиации в период 7 июля – 6 августа 1915 года

Английские и французские части, десантированные в районах Седдюльбахир и Арыбурну встретили героический отпор турецких войск, которых не удалось заставить отступить.

18 июля для разведки последнего положения войск десанта противника был направлен самолет, который в бухте Кефало атаковал яхту командующего войсками союзников Йена Гамильтона (Ian Нamilton). Сброшенные бомбы взорвались рядом с яхтой и нанесли ущерб кораблям, находящимся в близости от нее.

28 июля 1915 года рано утром, еще при свете луны, для разведки группировки противника в районе о. Лемнос, был поднят в воздух турецкий самолет, который на рассвете был уже в районе порта Мудрос. Во время этой разведки самолет выявил 13 боевых кораблей и большое количество транспортов, в общей сложности - 87 судов, сбросил бомбы на некоторые корабли и успешно возвратился на базу.

3 августа 1915 года был атакован французский аэродром на острове Бозджаада, во время налета на него были сброшены бомбы и авиационные стрелы. При возвращении на базу турецкие летчики были атакованы вражескими самолетами, вынуждены были опуститься на малую высоту и над морем с большим трудом вернулись на базу.

4 августа вечером во время налета на порт Кефало, турецкие самолеты были атакованы вражескими истребителями, однако, несмотря на полученные повреждения, сумели вернуться на свой аэродром.

Деятельность турецкой авиации не значительно влияла на активность авиации противника, которая находилась в большом численном превосходстве. Противником, высадившимся на Галиполийском полуострове, не предпринимались достаточные меры и приготовления для обустройства захваченного плацдарма. Вместе с тем, по сведениям воздушной разведки, в районе острова Лемнос продолжали концентрироваться боевые и транспортные корабли противника, на острове ставилось большое количество палаток для сухопутных частей, часть войск накапливалась на острове Гёкчеада. Об этом докладывалось командованию 5-й армии. Обработка сведений авиаразведки показывала, что противник находится на заключительном этапе подготовки высадки подкреплений десанту.

8. Деятельность авиации с 7 августа по ноябрь 1915 года

Первая высадка подкреплений для английского десанта состоялась 6-7 августа в районе Сувла. В это время турецкие самолеты не вылетали на разведку и сведения о высадке подкреплений десанту в районе Сувла поступили уже после ее окончания.

Противник, с целью достижения полного превосходства в авиации на всем театре военных действий, прикладывал большие усилия для уничтожения турецкого аэродрома в Чанаккале и самолетов на нем. На турецком аэродроме постоянно производились мероприятия по защите, маскировке, рассредоточению, строительству ложных макетов, с целью уменьшить урон, наносимый при атаках на аэродром. В качестве ложных мишеней использовались летательные аппараты, непригодные к полетам, которые оставлялись открытыми на аэродроме. Самолеты, пригодные для полетов маскировались очень тщательно, что позволило сохранить их.

Во время операции в проливе Дарданеллы, турецкие части, оружие, боеприпасы и другие запасы материально-технических средств доставлялись морем. По мере развития операции, увеличился трафик кораблей с военными грузами по Мраморному морю. Эти перевозки могли быть сорваны вражескими подводными лодками, которым удавалось проходить в Мраморное море. Поэтому одной из задач самолетов, направляемых на разведку, было обнаружение и бомбардировка подводных лодок противника на морских коммуникациях Мраморного моря. 9 августа, во второй половине дня, турецким гидросамолетом вблизи острова Мармара в Мраморном море была обнаружена вражеская подводная лодка и на нее сброшены бомбы, результат бомбометания не известен.

Для поддержания деятельности турецкой авиации и ее совершенствования, из Германии в регион были направлены самые современные самолеты, вооруженные пулеметами, способные выполнять как задачи истребителей, так и бомбардировщиков. Было прислано 5 самолетов Albatros-C и 5 гидросамолетов Gotha. Альбатросы были переданы на вооружение 1-й авиационной роты, 3 гидросамолета поступили в распоряжение командования укрепрайона, 2 гидросамолета были оставлены на авиационной станции в Стамбуле.

1-я авиационная рота, усиленная летным составом и новыми самолетами, не смотря на численное превосходство противника, используя любые благоприятные случаи, выполняла задачи по фотографированию вражеских артиллерийских позиций и складов, сбрасывала на эти цели бомбы и авиационные стрелы.

18 сентября, преодолев огонь корабельной артиллерии, два турецких гидросамолета атаковали вражеский корабль с привязным аэростатом, на него были сброшены бомбы, которые попали в рядом стоящий крейсер и вызвали на нем пожар.

20 сентября была проведена воздушная разведка на островах Лемнос, Бозджаада, Мидилли, Гёкчеада, в Сарозском заливе и на захваченных плацдармах. В районе островов не было отмечено увеличение транспортных перевозок, на Галиполийском полуострове было отмечено уменьшение войск противника.

27 сентября был атакован корабль противника с аэростатом, одна из сброшенных бомб вызвала пожар на судне, степень полученных от пожара повреждений не известна.

28 сентября, не смотря на туман, была предпринята повторная атака на эту цель. Самолеты пролетели на высоте 300 – 400 метров над морем, но не смогли обнаружить это судно. Один из самолетов скинул две бомбы на обнаруженный в районе торпедный катер, второй самолет сбросил бомбы на вражеский корабль, стоящий в бухте Кабатепе, одна из них взорвалась прямо на корме судна.

По информации, полученной от разведки и из других источников, стало понятно, что противник сокращает численность войск в районе десантирования, и уменьшил активность флота на море. Было принято решение использовать сложившуюся ситуацию, перегруппировать войска в районе Дарданелл и очистить от войск Антанты этот район.

Был разработан план, согласно которому, в конце ноября началась наступательная операция. В ее результате с 19 на 22 декабря 1915 года были очищены от противника Анафарта и Арыбурну, и с 8 на 9 января 1916 года был освобожден Седдюльбахир, и был полностью восстановлен контроль над зоной пролива Дарданеллы.



Статья является продолжением цикла материалов по истории военной авиации Турции времён Первой мировой войны.

Источник: havaciyiz.com/BirinciDunyaSavasi1.htm

Дополнительные материалы по истории турецкой авиации:
Выражаем искреннюю признательность автору статей Эрджану ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты