Говоря о рыцарях воздуха, прежде всего, имеют ввиду асов Великой
войны - прекрасных и благородных истребителей, в то время как
наиболее важную и трудную работу в военных буднях выполняли
разведчики.
В.Г.Рохмистров Авиация Великой войны. АСТ, ВЗОИ Москва
2004.стр.650
О работе воздухоплавателей уже немного упоминалось. Нельзя не
вспомнить и летчиков из корпусных и армейских авиаотрядов.
Свой второй боевой вылет( на фотографирование неприятельских
позиций) вспоминает младший унтер-офицер 34 корпусного авиационного
отряда А.Туманский:
На высоте 2000 метров повернули вправо и пошли над линией немецких
окопов. Все мое внимание было сосредоточено теперь на том, чтобы
вести самолет ровно, не меняя высоты и не уклоняясь от цели.
Гончаров*, сидевший сзади, регулярно нажимал грушу фотоаппарата
"Потте". Все шло замечательно.
Вдруг за спиной у меня раздался страшный взрыв. Самолет, задрожав,
нырнул вниз. У меня мелькнула мысль, что взорвался мотор или
бензобак. Но, оглянувшись, я увидел, что все на месте, и вновь
услышал ровную, спокойную работу мотора, только за хвостом
самолета клубился черный дым. Через две-три секунды впереди, с
боков и надо мной с грохотом стали рваться снаряды, в местах
разрывов которых образовывались дымовые облачка. От сплошного
грохота я вновь перестал слышать работу мотора и понял, что попал
в кольцо. Сердце замерло; в животе и груди стало холодно. В это
время Гончаров, наклонившись дружески похлопал меня по плечу, и
я увидел его спокойное, улыбающееся лицо. Мне стало стыдно за
свой внезапный испуг; чувство страха пропало...
Крепко сжимая управление, я продолжал ровно вести самолет...
Через некоторое время Гончаров крикнул, что можно возвращаться
домой. Я оглядел самолет: нижняя левая плоскость была вся изорвана,
в двух местах торчали оголенные нервюры; верхняя левая и обе
правые плоскости тоже были основательно повреждены пробоинами.
За этот полет я получил свой первый георгиевский крест.
А.К.Туманский.Полет сквозь годы. М., Воениздат. 1962.стр.57-58.
*Поручик Н.Г.Гончаров - штатный наблюдатель 34 Корпусн. авиац. отр., 64 пехотного
Закатальского полка.
"глаз человека, находясь во власти предвзятых идей, нетерпения или надежды,
может впасть - и фактически впадает - во всевозможные ошибки: фотографическая
камера не может лгать".
Английский физик, астроном и математик Джеймс Джинс (James Jeans).
Дж. Джинс. Вселенная вокруг нас. 1932. Стр.63
Фотография ж/д станции сделанная летчиками 12 Корпусного авиационного отряда. Легко можно сосчитать
колличество ж/д составов и колличество вагонов в них и сделать правильные выводы..
Фотография турецких укреплений (крепости). Работа русских авиаторов Кавказского фронта.
https://aviaforum.ru/threads/arxivnye-foto.11112/page-9
На 1 апреля 1917 г. русские авиаотряды насчитывали 198 аппаратов системы "Потте",
77 аппаратов Ульянина и 114 аппаратов других систем.
Кроме аппарата "Потте", в русской авиации IМВ использовался также английский
аппарат "Thornton Pickard"
предназначавшийся для съемок отдельных объектов.
Этой фирмой выпускались:
Type "A" Aero Camera
Type "C" Aero Camera
Type "E" Aero Camera
Mk. III Hythe Camera Gun
http://camera-wiki.org/wiki/Thornton-Pickard
http://tim-slater.blogspot.com/2016/05/british-photographic-reconnaissance.html
http://tim-slater.blogspot.com/2016/05/british-photographic-reconnaissance_23.html
http://tim-slater.blogspot.com/2016/06/british-photographic-reconnaissance.html
http://tim-slater.blogspot.com/2016/07/british-photographic-reconnaissance.html
https://www.pinterest.co.uk/pin/132504414014789013/
Thornton-Pickard были у флотских.
Июль 1917 г.
ТЕЛЕГРАММА
из Петрограда № 4 3083
НАЧАЛЬНИКУ ГИДРОШКОЛЫ
БАКУ
ПРОШУ ВЫСЛАТЬ С НАРОЧНЫМ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТОРНКТОН
ПИККАРД С ОБЪЕКТИВОМ 25 ДЮЙМОВ ТРЕМЯ МАГАЗИНАМИ И 36
КАССЕТАМИ
ЩЕТБАЧЕВ 7761
Кавторанг