После приземления Юнкерса F-13 на литовской территории:
...появившийся из леса отряд вооружённых литовцев потребовал предъявить документы. Оказалось, что самолёт не имел разрешения лететь над территорией Литвы. Трое его пассажиров, двое из которых были турками, арестованы и отправлены поездом в Каунас, а самолёт и его пилота нам нужно было доставить по воздуху.
......
Перегнавший „Аннелизе” немецкий лётчик, сопровождаемый начальником
нашей разведки Дунаевым, был ветераном Первой мировой войны,
высокого роста приятный и дружественно настроенный. Он честно
выполнил приказ разведчика, а ведь мог, вместо того, чтобы лететь в
Каунас, повернуть куда-нибудь в другую сторону, так как, летевший
впервые начальник разведки, не ориентировался в воздухе.
Это отрывки из воспоминаний о тех событиях Леонардаса
Пясяцкаса:
Leonardas Peseckas KARO LAKŪNO PASAKOJIMAI Pleno Sparnai, Lietuvos
technikos muziejus, Kaunas, 1992
Правда, согласно автора самолёт летел уже из России в Германию ???
Ну, и вторая часть приказа:
§ 35.
С лицами задержанными 15 октября т.г.на борту воздушного корабля
"Анелизе"(§ 34) поступить следующим образом:пилота Гассе и механика
Марушчика за пересечение без разрешения границы Литвы и службу
подозреваемым пассажирам "Анелизе" Никола и Немет, и не имея показаний о других преступлениях, немедленно выслать в Германию, потребовав возместить затраты на питание в тюрьме, содержание под стражей и доставку до границы Германии. Русского чиновника Франкеля, как подозреваемого в связи с большевиками, считать интернированным. Деньги пассажиров Никола и Немета, как лиц руководивших перелётом "Анелизе", и cледовавших с подделанными паспортами и компромитирующими документами указывающими на их связь с большевиками, а впоследствии убежавших из под стражи и от суда, приказываю конфискавать и передать в Государственнуь Казну.
P.S.
В 1920 году во время полёта на Юнкерсе Ф-13 "Аннелизе" командующего авиацией
генерал - лейтенанта Йозасa Крауцявичюсa (Осипа Кравцевича) в воздухе испортился
двигатель. При вынужденной посадке на ухабистом поле cломалось шасси, сломался пропеллер
и повреждена конструкция фюзеляжа. После этого случая самолёт не
восстанавливался.
Lietuvos sparnai 1994.№.1, Junkers F-13 "Annelise". 15 p.
https://vdkm.limis.lt/eksponatai/perziura/-/exhibit/mediaObjectPreview/190000004103901/190000004150804?_exhibitPreviewportlet_WAR_limiskportlet_backUrl=%2Feksponatai%2Fperziura%2F-%2Fexhibit%2Fpreview%2F190000004103901%3Fs_id%3DAbReq5eW
P.P.S.
1932 г.
Я чаще всего прятался в фюзеляже разобранного самолёта "Аннелизе", который
был выброшен в ангаре как металлолом.
Vladas Murmulaitis. Rytiniai mokomieji skraidymai. Lietuvos Sparnai.1996/4.
11 psl.
P.P.P.S.
Как улетели турки в Германию на угнанном самолёте:
В октябре, когда интернированные турки жили в Каунасе, однажды в полдень мы спешили на обед. У столовой нас остановил немецкий лётчик Ротер и улыбаясь сказал: „Probflug machen ?” А это значило, что он собирается опробывать самолёт в воздухе и желает знать кто из учеников хочет с ним полетать. Как не захотеть! Мы все ощущали вечный голод полета - учебные полёты продолжались 2-3 минуты да и те не всегда бывали: или нет бензина, или инструктора улетели на фронт... Ротер помахал пальцем находившемуся рядом ученику-лётчику Шакманасу (в последствии подполковник, долгое время был адъютантом президента Сметоны). Они вдвоём взлетели на LVG C VI и скрылись за деревьями в направлении Каунаса. Через некоторое время в Линксмадарис прибежал запыхавшийся Шакманас и доложил, что когда начались перебои в работе двигателя ( Ротер это разыграл отключив одно из магнето); они приземлились в Вилиамполе на лугу. Здесь Ротeр приказал Шакманасу проверить карбюратор. Как только тот начал капаться, из рощи вышло трое: двое гражданских, один военный, которые стали приближаться к самолёту. Вдруг Ротер перебросил одну ногу через борт и направил на остолбеневшего Шакманаса и военного по револьверу, которые он дежал в обеих руках, а головой показал гражданским забираться в кабину наблюдателя. Теперь Шакманас узнал людей в цивильном - интернированные турки „паши”, а военный, их сопровождавший унтер-офицер. Когда турки уселись, Ротер куда-то улетел.
...
В тот же день из Тильзита получили телеграмму, в которой Ротер сообщил, что самолёт в порядке,и мы можем его забрать, только нужно привезти бензин. Ешё просил привезти вещи его и турок, и пологающуюся ему зарплату до этого дня...
Это отрывки из воспоминаний участника тех событий Леонардаса Песецкаса:
Leonardas Peseckas KARO LAKŪNO PASAKOJIMAI Pleno Sparnai, Lietuvos technikos muziejus, Kaunas, 1992