2 февраля 1921 г. было опубликовано подписанное В. И. Лениным
постановление Совнаркома "О составлении государственного фонда
ценностей для внешней торговли". Документ предписывал создание
"запаса художественных ценностей и предметов роскоши и старины",
которые Наркомат внешней торговли мог использовать для своих
коммерческих операций. Эта осуществлявшаяся негласно в 1920 – 1930–х
годах практика приобрела широкий размах, и многие ценные произведения
искусства, ранее принадлежавшие России, оказались в зарубежных музеях
и частных коллекциях.
https://historyporn.dirty.ru/brillianty-dlia-diktatury-proletariata-gokhran-1923-708627/
Распродажа России.
КОПЕНГАГЕН, 22 февраля. Russunion. „Sozialdemokraaten" сообщает:
Советское правительство издало декрет об организации особого фонда из
драгоценностей и музейных редкостей для обращения их в уплату за
ввезенные в советскую Россию товары.
Учреждена особая комиссия, которая осмотрит все музеи и определит,
какие ценности могут быть оттуда изъяты с наибольшей пользой. В первую
очередь решено изъять драгоценные камни, которые будут заменены
суррогатами для сохранения их художественной ценности.
ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ 02 МАРТА(17 ФЕВРАЛЯ) 1921 ГОДА
"http://starosti.ru"
11§.
Задержанный 10 марта 1920 г. у Каунаса немецкий воздушный корабль
"Гота", как летевший без ведома Литовских властей и разрешения над
территорией Литвы из Германии в советскую Россию и обратно из
советской России в Германию и перевозивший контрaбанду, -
приказываю конфисковать и передать начальнику Авиачасти для
зачисления воздушного корабля "Гота" в состав имущества части.
Деньги летевших на воздушном корабле "Гота" лиц Вильгельма Полте,
Вальтера Шульца, Фрица Платтена и Ельзы Платтен конфисковать в
пользу казны, а письма и документы, найденные при них, как
вещественные доказательства присоединить к делу, которое поместить
в Центральном Архиве Министерсва Обороны Края.
Из Приказа по литовской армии Nr.299, 1921г.
10 марта наши лётчики обстреляли из пулемёта летевший над Каунасским
аэродромом двухмоторный самолёт. Самолёт начал опускаться и при
посадке на поле у IX форта перевернулся. Летевшие на нём были
задержаны. Выяснилось, что пассажиры - агенты диктатора России
Владимира Ленина Фриц Платен и его жена, перевозили валюту и
драгоценности и имели полномочия осуществлять различные сделки в
Германии. Арестовав Платена, правительсво этим воспользовалось при
мирных переговорах с Советской Россией, а летевший без разрешения из
России в Германию самолёт Friedrichshafen G.IIIa был конфискован и
передан в Авиачасть.
Gytis Ramoška, Lietuvos Aviacija, Šviesa, 2009, 17p.
http://www.plienosparnai.lt/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?1773.30
В начале марта 1920 г. на закате мы заметили со стороны Укмяргского
шоссе приближающийся огромный самолёт. Когда он летел
над аэродромом, стали стрелять со всего, что было под рукой. А.
Сташайтис бросился к стоявшему и только что из задания вернувшемуся
LVG C VI и по незванному гостю полоснул из пулемёта наблюдателя.
Очередь была точной. Самолёт начал опускаться, но всё ещё летел
по направлению Жагаришек, потом повернул на право и пропал. Мы,
вооружившись, сели в автомобиль "Мерседес" и бросились его
разыскивать, зная, что далеко улететь он не мог. Самолёт, а это
был немецкий бомбардировщик "Friedrichshafen G IIIa"( у нас
некоторое время ошибочно называемому "Gota" ), нашли перевёрнутым у
IX форта. Рядом стоял одетый в кожaную куртку лётчик и двое цивильных,
мужчина и женщина. В.Гавялис приказал по-немецки поднять руки.
Вскоре задержанных мы передали подоспевшему отряду из комендатуры.
Позднее выяснилось, что это был швейцарский революционер Ф.Платен с
супругой (кажется, сестрой Л. Троцкого),перевозившие из Москвы в
Берлин драгоценности для мировой революции.
S.Stanaitis, Likimo vingiai, Plieno Sparnai,Lietuvos technikos
muziejus, Kaunas, 1992, 64-66 p.
P.S.
13 июля 1923 г. капитан Антанас Густайтис, в то время временно исполнявший обязанности
командира учебной эскадрильи, пригласил полетать на этом самолёте друзей лётчиков.
Осуществляя поворот на высоте 200 метров, самолёт попал в штопор, и не успев
выровняться, ударился о землю и разбился. К счастью, летевшие на нём получили лишь
лёгкие ранения.
Algimantas Liekis. Lietuvos karo aviacija (1919-1940).Academia Scientiarum Lithuaniae/21.
1999.101 p.