Часто говорится, что средняя продолжительность жизни нового пилота
RFC во Франции во время Первой мировой войны была около трех недель.
Этот образ едва обученных молодых людей, прямо из школы, ярко
отражен в фильме 1976 г. Aces High (Асы в небе).
В то время как оценка в три недели может быть аллегорической,
фактически, для многих, жизнь в отряде во Франции измерялась
неделями, а не месяцами.
Tom Spencer 'Schoolboy Pilot', Fly Past, January 2008.
Фильм Асы в небе:
http://filmwar.net/film-101.php
"Во время войны погибло более 50000 авиаторов всех участвовавших сторон. Жизни
некоторых лётчиков RFC могли бы быть спасены, если бы им разрешили
пользоваться парашютами. Однако армейское командование решило, что если
у пилотов были бы парашюты, они могли бы выпрыгнуть будучи атакованными,
вместо того, чтобы оставаться в самолёте. Подобная политика позволяет
объяснить почему средняя продолжительность жизни лётчика на Западном фронте
была около двух недель".
Neil De Marco. Hodder 20th century history.The Great War. Second edition.
Hodder&Stoughton.2004.
"Опаснее атаковать пять противников над немецкой территорией, чем
пятнадцать над французской".
Рене Фонк. Французский "ас" 1МВ.
Майк Спик. Истребители Асы ХХ века.Москва. ЭКСМО. 2001. стр.58.
"Один аппарат, вооружённый пятью пулемётами, слабее пяти аппаратов,
имеющих по одному пулемёту".
Евграф Крутень. Русский "ас" 1МВ.
Ю.Гальперин.Воздушный казак Вердена.Москва.Молодая Гвардия.1990.
стр.178.
"Ещё одно интересное ощущение: полная уверенность в аппарате, ни
одного сомнения. Отсюда покой и абсолютное хладнокровие".
Виктор Фёдоров. Русско-французский "ас" 1МВ.
Лидия Крестовская, Из истории русского волонтерского движения во
Франции,Письма лётчика Виктора Фёдорова,J.Povolozky & C-IE. Paris,
стр.83
"Летать же неуверенным в аппарате нельзя".
П.Н.Нестеров. Из письма заместителю начальника Главного военно-технического
управления.
К.И. Трунов. Пётр Нестеров. Советская Россия. Москва. 1975. стр.116.
Летчик-истребитель должен иметь право на безопасность производства
маневра; он должен быть уверен, что его самолет не взорвется в воздухе
и что у него не рассыпятся крылья...
Французский летчик-истребитель Жак Дюваль.
В.Г. Рохмистров. Авиация Великой войны. АСТ.Москва. 2004. стр. 234
Откажи в воздухе оружие - и нет лётчика-истребителя. Замолкни мотор -
полёт прекращается... Вот почему любая воздушная победа - одновременно
победа каждого из вас.
Капитан Крутень (из обращения к солдатам, мотористам и механикам)
И.К.Спатарель. Против чёрного барона. Военное издательство,1967
стр.44
"У меня теперь новый аппарат - хоть куда. Гоняю германцев, уже и не
подходят близко. А сегодня получил "Жоржика" - такой красивый!
Прапорщик Григорий Сук. Русский "ас" 1МВ".
Валерий Дымич, Виктор Куликов. Григорий Сук, История Авиации №1/2000.стр.3
"Любопытной особенностью типов британских самолетов 1914-1918 годов была их заметная
индивидуальность (как и многих из тех, кто на них летaл). Некоторых ненавидели,
некоторые, как довольно игривый котёнок Sopwith Pup, были любимы, некоторые вроде SE5 и
старой рабочей лошади FE2b, были уважаемы за их превосходные качества. Farman'ы были
забавными шутками, один или два других - были шуткaми в довольно плохом вкусе, и был
Camel, это фантастическое детище Сопвича, которого как боялись, так и уважали. Был
только один, который был уважаем и любим всеми, кто на нём летал - Bristol Fighter".
Майор W.J.F. Harvey президент британского общества Cross&Cocarde,"ас" с 26 победами
1МВ.
Aeroplane,June 2015,Bristol Fighter, p.79
"Узнал слабые места самолётов противника, усмотрел стандартность -
постоянную повторяемость в поведении и в приёмах немецких
лётчиков, тщательно отработал свои приёмы. Используя всё это,
при встрече в нашем тылу с одним, а потом и с двумя вражескими
самолётами, всегда заступал дорогу кичливому врагу".
Прапорщик Петрожицкий.
На Румынском фронте. Авиация и Время 6'2004.48-52 cтр.
"А немцы бросали бомбы скверно, и почти все. По-видимому,
они этим вопросом мало интересовались, особенно пилоты. А
от пилота зависит три четверти успеха".
Гвардии штабс-капитан Сергей Никольский. Лётчик ЭВК "Илья Муромец".
Сергей и Михаил Никольские Бомбардировщики "Илья Муромец"
в бою. М.:Яуза,ЭКСМО,2008.стр.27
"Сбросив ещё несколько бомб, самолёты уходят.
Я медленно иду к поезду и в душе благославляю
неточную стрельбу. Война станет абсурдом, думаю я,
когда техника достигнет абсолютного попадания.
За этот год я был бы убит минимум сорок раз".
Штабс-капитан Михаил Зощенко.
М.Зощенко.Перед восходом солнца.Л.Художественная Литература.1988. стр.486.
"Тогда же меня, ещё имевшего смутное представление о том, как нужно
управлять самолётом, после трёх с половиной часов полётов с инструктором
отправили в первый самостоятельный полёт. Меня охватил азарт. Эти
несколько минут одиночного полёта определили мою будущую профессию.
Теперь для меня не существовало ничего, кроме желания вновь и вновь
подниматься в небо"!
Прапорщик Иван Смирнов. Русский "ас" 1МВ.
Русский "летучий голландец" Иван Смирнов, Сост.О.Н. Гуреев и др.
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник,Владимир
2017. Стр.31.
Перевод на русский Елены Наумовой.
"Kогда взлетаешь, как то всё сразу меняется.
Попадаешь ведь в океан. И вот многие явления,
к которым привык, исчезают. Например скорость.
Летишь и не замечаешь её, слишком она ничтожна
по сравнению с океаном".
Виктор Фёдоров. Русско-французский "ас" 1МВ.
Лидия Крестовская, Из истории русского волонтерского движения во
Франции,Письма лётчика Виктора Фёдорова,J.Povolozky & C-IE. Paris,
«Кажется, я оживаю, когда нахожусь в воздухе
и, глядя на землю, я чувствую себя немного
богом".
Генрих Геринг. Немецкий "ас" 1МВ
Aviation History,Fighter pilot Hermann Göring.By Don Hollway January 2019. p.39
Декабрьское небо холодно и ясно, земля ломкая от мороза.
Если хорошо закутаться и смазать лицо маслом, полет
становится даже приятным. Почти как катанье в санках
по облакам.
Эрнст Удет германский "ас" 1МВ.
В.Г. Рохмистров. Авиация Великой войны. АСТ.Москва. 2004. cтр.156.
"Сражайтесь и летайте до последней капли
крови и последней капли бензина,
до последнего удара сердца ".
Ма́нфред А́льбрехт фрайхерр фон Рихтго́фен,. Геманский "ас" 1МВ.
Тост за своих товарищей-пилотов.
FLIGHT.100 years of aviation. R.G.Grant, DK,2002. p.91.
"Господи, если бы он только остался жив!"
Британский "ас" лейтенант Артур Рис-Дэвидс, прервавший карьеру
германского "аса" Вернера Фосса, дал наилучшее резюме чувств
британских летчиков, когда его товарищи собрались поздравлять
его.
Robert Jackson.The World's Great Fighters. 2001
Ничто не совершается без Божьей воли - и это было единственным
утешением, согревавшим нас во время войны.
Барон фон Рихтгофен германский "ас" 1МВ.