АВИАЦИТАТА

«Ладно же, — решил Дедал, — Минос владеет островом и может держать меня на земле, окруженной со всех сторон водой. Но воздух ведь свободен? Если нельзя уйти ни по земле, ни по воде, то я убегу такой дорогой, где Минос бессилен: я уйду по воздуху».

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ТУРЕЦКАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗСКОМ ФРОНТЕ
АВИАЦИЯ
ТУРЕЦКАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗСКОМ ФРОНТЕ

Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕР (Ercan ÇETİNERLER, Турция)
перевод с турецкого: Сергей НИКОЛАЕВ (Ставрополь)

После развязывания Германией войны и объявления ей войны Англией, немецкие крейсера «Гебен» (Göben) и «Бреслау» (Braslaw), преследуемые английским флотом, находившимся в Средиземном море, 10 августа 1914 года укрылись в проливе Дарданеллы. Османское правительство объявило о покупке этих кораблей и включении их в состав турецкого военно-морского флота под новыми названиями «Явуз Султан Селим» (Yavuz Sultan Selim), впоследствии «Явуз» (Yavuz), и «Мидилли» (Midilli). На кораблях были оставлены немецкие команды, а командовавший этими кораблями адмирал Сушон был зачислен в командование турецкого флота. 27 октября 1914 года корабли вышли под предлогом учений в Черное море, 29 октября они вступили в бой с русскими военными кораблями и подвергли бомбардировке некоторые русские порты.

После этих событий Россия отвергла принесенные Османской Империей официальные извинения и объявила войну. 1 ноября 1914 года русская армия перешла границу. Дислокация сторон на тот момент была следующей:

Турецкие войска

В районе была дислоцирована 3-я армия. 9-ый корпус, входящий в состав этой армии, размещался западнее Эрзурума, 11-ый корпус находился в окрестностях Хасанкале, 2-ая регулярная кавалерийская дивизия – северо-восточнее Эрзурума. Части 13-го корпуса: 37-ая дивизия – Муш, другие дивизии рассредоточены в районе Сиирт – Битлис. Помимо этого, резервные кавалерийские дивизии находились в окрестностях: Кёпрюкёй – Велибаба, Каракёсе, Диядин, резервная кавалерийская бригада и жандармская дивизия – в Ване.

Русские войска

Состояли из 1-го Кавказского, 2-го Туркестанского и 4-го корпусов. Помимо этого, в Батуме дислоцировалась 3-я пластунская бригада.

1. Операции и деятельность авиации в 1914 году

Для ведения разведки и наблюдения в зоне ответственности 3-ей армии была создана авиационная группа из двух самолетов. Они были погружены на грузовые корабли «Безм-и Алем» (Bezm-i Alem), «Бахр-и Ахмер» (Bahr-i Ahmer) и «Митхад Паша» (Mithad Paşa), которые транспортировали в Трабзон солдат, боеприпасы и снаряжение. На корабли были погружены два самолета «Блерио» (Bleriot) c собственными именами «Тарикбензейят» (Tarikbinzeyat) и «Эдремит» (Edremit). Вместе с самолетами на кораблях следовали их пилоты - капитан Салим (Илькучан) и Фессах (Эвренсель). В ночь с 6 на 7 ноября конвой был атакован русскими кораблями и потоплен. Летчики были подобраны русскими кораблями, среди спасшихся на море, и были отправлены в плен в Сибирь.

Итог: попытки применить авиацию с турецкой стороны оказались безуспешными. В операциях 8 – 21 ноября 1914 года в районе Кёпрюкёй и 27 декабря 1914 года – 4 января 1915 года в районе Сарыкамыша, авиация для воздушной разведки и для каких-либо других целей не применялась с обеих сторон.

2. Операции и деятельность авиации в 1915 году

Русские впервые применили самолет 4 марта 1915 года в зоне ответственности 11-го турецкого корпуса, против 2-ой кавалерийской дивизии. Для предотвращения подобных действий русской авиации на Кавказском фронте, командование 3-ей армии обратилось к Верховному командованию с просьбой перебросить в район авиационное подразделение. В полученном ответе сообщалось, что имеющиеся самолеты выполняют задачи на фронте в зоне Проливов (Дарданельском фронте) и одна авиационная рота может быть направлена только после получения новых самолетов из Германии. По этой причине в 1915 году турецкая сторона авиаразведку и другие действия не выполняла.

3. Операции и деятельность авиации в 1916 году

Русские перешли в наступление с целью нанести сокрушающий удар по войскам 3-ей армии до подхода турецких частей подкрепления, высвободившихся в связи с окончанием Дарданельской операции. 10 января 1916 года начались бои в районе Азап, в результате которых турецкая армия в районе Эрзурума попала в тяжелую ситуацию. После тяжелых боев в окрестностях Эрзурума, 16 февраля турецкая армия оставила город и отступила. С началом русского наступления начало отмечаться активное применение самолетов для ведения авиаразведки в интересах русских войск. Сухопутные разведывательные подразделения, самыми оперативными из которых были конные разъезды, из-за снега и льда не могли качественно выполнять разведку в условиях горной и лесистой местности и проникать глубоко в тыл противника. Командование армии вновь обратилось в Верховное командование, изложив причины, по которым требовались самолеты. Высшее военное руководство сочло просьбу армейского командования обоснованной и издало приказ о переброске авиационного подразделения. Этим подразделением стала 7-ая авиационная рота, в составе которой находились:

  • командир роты, пилот капитан Али Риза;
  • пилот авиагруппы старший лейтенант Аптуллах;
  • пилот авиагруппы старший лейтенант Мухсин;
  • пилот – наблюдатель авиагруппы Фикри.

Два самолета, находившиеся в авиашколе в Ешилькёе (Стамбул) типа Гота (Gotha), были погружены на корабль «Явуз» и 6 февраля 1916 года направлены морем в Трабзон. В это время русские войска начали подготовку большого наступления на Эрзурум. Командованию 3-ей армии срочно требовалось проведение авиаразведки на Эрзурумском направлении. По этой причине оно обратилось к губернатору вилайета (провинции) Трабзон, с просьбой организовать скорейшую переброску самолетов наземным транспортом в район Эрзурума. 10 февраля 1916 года самолеты были прогружены на автомобили и отправлены из Трабзона. Через некоторое время, из-за снежных заносов, проколов колес автомобилей и негабаритности груза, автоколонна была вынуждена вернуться назад в Трабзон.

Позже было совершено еще несколько неудачных попыток доставить самолеты автотранспортом в район Эрзурума. Однако, через несколько дней город был захвачен русскими войсками и было принято решение совершить самостоятельный перелет роты в Эрзинджан. В это время командир авиационной роты сообщал в штаб армии, что из-за снегопада и пурги самолеты не могут взлететь и вынуждены ожидать летной погоды в Трабзоне.

26 февраля 1916 года погода установилась и самолет, пилотируемый капитаном Али Риза, взлетел в направлении Эрзинджана. Самолет едва оторвался от земли, как в моторе случилась поломка, и самолет совершил аварийную посадку. Из-за отсутствия пригодной посадочной полосы самолет сел на воду в прибрежной полосе. После ремонта, в пригодный для полетов день, два самолета взлетели и взяли курс на Эрзинджан. Не до конца отремонтированный двигатель работал плохо и один из самолетов во время посадки развалился на части. Второй перегнанный в Эрзинджан самолет также получил повреждения при посадке и не мог выполнять разведывательные полеты в интересах армейского командования.

  
 Турецкий летчик Веджихи Хюркюш
  Капотаж после завершения разведывательного полета

В середине марта 1916 года русские войска, захватившие Эрзурум, для развития успеха предприняли наступление вдоль берега Черного моря в направлении Оф, а также из Чорохской долины в направлении Байбурта. Основные силы перешли в наступление из Эрзурума в направлении Терджан. 15 марта был захвачен Терджан и 20 марта – Оф. 3-я турецкая армия сдерживала русское наступление на линии: южнее Битлис – западнее Муш – восточнее Бингёль – западнее Терджан – западнее Байбурт и Оф.

Штаб Верховного командования Турции с целью вернуть Эрзурум, принял новый план, согласно которому восточный фланг 2-ой армии передислоцируется и образует вместе с 3-ей армией ударную группировку. Для успешного выполнения этого плана на время перегруппирования войск 2-ой армии, 3-ая армия должна держать оборону. В это время, несмотря на полученные директивы, 3-ая армия, получившая подкрепление, приняла самостоятельное решение о наступлении на русские войска и начала проводить соответствующие подготовительные мероприятия. Было затребовано проведение авиаразведки группировки русских войск в районе Эрзурума и Терджана силами 7-ой авиационной роты, которая в то время дислоцировалась на аэродроме Эрзинджан. Самолеты, получившие задание на разведку взлетели, один из них долетел до Каргына, второй – до моста Кётюр и вернулись. Пилоты доложили в штаб армии, что из-за тумана проведение разведки в указанном районе затруднено. Командование отреагировало на это негативно, о чем сообщило в Главный Штаб.

По заявке командования армии в районе Терджана потребовалось проведение воздушной разведки русских позиций. 16 мая 1916 года в район Терджан был послан самолет с разведзаданием, который обнаружил в этом районе 3 русских батальона и усиленную кавалерийскую роту. Во время разведполета самолет подвергся сильному обстрелу с земли. По результатам воздушной и наземной разведки был сделан вывод о том, что положение русских на участке фронта в районе Терджан остается тяжелым, а в районе Коп отмечена концентрация русских войск.

21 мая 1916 года во время воздушной разведки в районе Ашкале – Пырнакапан – Еникёй, были обнаружены 3 пехотных полка, 2 кавалерийские роты и 8 орудий русских.

25 мая 1916 года утром, во время разведки в районе Терджан и Тузла, восточнее и южнее Терджана был выявлен усиленный пехотный полк, в Парсинлике выявлен кавалерийский полк, западнее и южнее деревни Чат было выявлено строительство оборонительных позиций для отражения удара с западного направления емкостью на два пехотных полка. Южнее деревни Чат были замечены две кавалерийские роты. В районе деревни Чат самолет был встречен прицельным огнем с земли.

Командование 3-ей армии провело разведку позиций противника с земли и воздуха, изучила расположение русских войск, и, не уведомив командование 2-ой армии, начала 31 мая 1916 года наступление в районе Терджан. В результате этого наступления Терджан был отбит обратно, в направлении Байбурт – Оф также удалось потеснить назад русские войска.

Армейское командование, с развитием наземного наступления, параллельно передислоцировало вперед истребительно-бомбардировочный самолет авиационной роты, для того, чтобы можно было выполнять разведывательные полеты на большие расстояния вглубь русских тылов и с большей интенсивностью. Самолет был передислоцирован в Каргын. Был также отдан приказ о переброске в Эрзинджан самолета «Рамплер» (Rampler). 9 – 11 июня 1916 года рота была подготовлена к передислокации и 14 июня развернута в Каргыне. За короткое время самолеты были подготовлены к полетам и возобновили разведвылеты.

29 – 30 июня 1916 года в районе Коп – Эрзурум проводилась авиационная разведка войск противника. На участке фронта в районе Коп был выявлен пехотный полк, одна артиллерийская батарея. В Ашкале – 3 батальона, южнее Тилкитепе – 2 батальона, в Аладжа и районе южнее – 4 батальона, в Илыджа – 2 батальона, на севере Илыджи – 2 артиллерийские батареи, отмечалось увеличение полевых лагерей. Западнее Эрзурума выявлены ангары на 9 самолетов и один кавалерийский полк. Северо-восточнее Эрзурума – полевой лагерь на 3 батальона.

3 июля 1916 года русская армия по приказу императора перешла в генеральное наступление на всем протяжении фронта от Трабзона до Вана.

В критический момент сражения, самолеты, базировавшиеся в Каргыне, были переброшены назад, в Эрзинджан, откуда успешно продолжили совершать разведывательные полеты над войсками противника и получать ценные разведывательные сведения. Командование 3-ей армии отметило успешное ведение воздушной разведки личным составом авиационной роты и направило благодарственное письмо.

Русские войска начали наступление в районе Байбурта с целью уничтожить турецкие войска, вклинившиеся в русские позиции и образовавшие плацдарм в районе Оф. Командование 3-ей армии для улучшения управления частями приняло решение отвести группировку назад, на линию Гюмюшхане – Келкит. Русские части 16 июля заняли Байбурт.

В сложившейся ситуации, 9-ый турецкий корпус, оказавшийся впереди, был отрезан от основных сил и русские войска частично заперли его в ущелье Чардаклы. Турецкие войска отступили, и противник 25 июля 1916 года занял Эрзинджан.

После оставления турецкими войсками Эрзинджана, 7-ая авиационная рота была передислоцирована в Сушехри. Во время передислокации в Сушехри, один самолет «Альбатрос» совершил вынужденную посадку в Зара, во время которой получил невосстанавливаемые повреждения, а пилот раздробил ногу.

Командование армии получило сведения о перегруппировке противника на фронте, для подтверждения и уточнения этой информации, другие самолеты продолжили выполнять полеты и добывать нужные сведения.

30 июля 1916 года самолет, вылетевший на разведку группировки противника в район Келкит, сбросил бомбы на полевой лагерь противника, а также выявил в этом районе концентрацию частей 4-ой стрелковой дивизии, в ходе последующих вылетов было отмечено передислокация частей этой дивизии в восточном направлении.

Данные воздушной разведки, а также полученные из других источников, свидетельствовали о подготовке новой операции. Наконец, русские войска перешли в оборону на участке фронта 3-ей армии и 19 августа предприняли наступление против соединений и частей 2 –ой армии, которые угрожали тылу и флангу русских войск. 21 – 22 августа наступление продолжилось. Турецкие войска, пытаясь организовать контратаки, отступали.

29 августа 1916 года во время авиаразведки русских позиций в районе Чимендагы, была подтверждена дислокация русских войск в районах Зазалар, Чардаклы и Эрзинджан. Во время второго разведывательного полета, выполненного в тот же день, на аэродроме Эрзинджана было выявлено строительство 5 самолетных ангаров. Русские перебросили в этот район 1-ый и 2-ой авиационные отряды и передали их в подчинение командованию 1-го Кавказского корпуса.

В период с 25 сентября до 12 декабря русские многократно атаковали, 12 декабря большое количество русских самолетов нанесли бомбовые удары по Кемаху и Рефахие.

Командование 3-ей армии для изучения положения войск противника вдоль побережья Черного моря, приказало перебросить в Гиресун один разведывательный самолет. Для выполнения этого приказа был назначен самолет из состава 7-ой авиационной роты. Во время приземления на поле в Гиресуне, самолет наткнулся на препятствие и получил повреждения. Заместителю главнокомандующего был направлен рапорт, в котором сообщалось об аварии самолета и выражались сожаления, о невозможности добыть требуемые разведсведения.

Главное командование турецких войск, после получения этого рапорта, приняло решение о создании в авиационных частях для устранения последствий таких аварий, штата техников, так как даже самые лучшие летчики не могли качественно и быстро устранять поломки в самолетах.

Было принято решение поставить в 7-ую авиационную роту новые самолеты, вместо потерпевших аварии и изрядно потрепанных в боях на Восточном фронте, а также заменить летчиков, получивших ранения. Для этого Воздушная инспекция железной дорогой направила в Улукышла 2 самолета «Альбатрос С.III», которые поступили в 7-ую авиационную роту и туда же был направлен немецкий летчик старший лейтенант Фюнфхаузен (Fűnfhausen).

Самолеты были собраны в Улукышла подготовлены для перелета в Сушехри. У одного из самолетов, через час после взлета из мотора вытекла вода, самолет вернулся назад и потерпел аварию при посадке. Второй самолет прибыл в Сушехри и вместе с уже имеющимися самолетами, совершал разведывательные полеты в зоне ответственности 2-ой и 3-ей армий.

23 октября 1916 года была проведена разведка одним самолетом в районах Келкит, Байбурт и Эрзинджан. Западнее Келкита, на горе Чильхороз был обнаружен полк в хороших оборонительных укреплениях. Южнее Кёше было выявлено развертывание пехотного полка и строительство полевого лагеря. При возвращении, в моторе самолета случилась поломка, и при посадке он получил повреждения.

19 ноября 1916 года потребовалась авиаразведка для выяснения маневров противника в зоне ответственности 3-ей, и, особенно, 2-ой армии. Из-за погоды разведка проводилась 21 – 22 ноября. 21 ноября взлетевшие самолеты из-за погоды не смогли набрать высоту и вернулись назад. По самолету, направленному в район Келкит, вражеские подразделения открыли сильный огонь. 22 ноября в районе Келкит- Пулур были выявлены силы противника, численностью до полка и подтверждены данные сухопутной разведки, сообщавшие о нахождении в этом районе Туркестанского полка.

30 ноября экипаж произвел разведку в районе Гёюнюк, в зоне ответственности 2-ой армии. Выявлены полевые лагеря дивизии: в районе Огнут – один лагерь, в районе Кылыкан – 2 лагеря, в Каледжик – 2 лагеря, в долине Гёюнюк – один лагерь.

10 декабря при воздушной разведке, дивизия в районе Огнута не была подтверждена. Был совершен повторный вылет, после которого доложено о выявлении восточнее Огнута полкового лагеря.

Командование 3-ей армии было довольно проводимой разведкой 7-ой авиационной ротой, которая была усилена персоналом и отремонтированными самолетами. Это удовлетворение выражалось в рапорте, направленном по поводу авиационной роты в Воздушную инспекцию. Вот некоторые положения из этого рапорта:

  1. «1. В последние месяцы ухудшилось снабжение горючим, из-за чего количество вылетов уменьшилось.
  2. 2. Командование армии отдало приказ о строительстве и начало работы по сооружению аэродрома в Гиресуне, и сообщило об окончании строительства авиационного ангара в расположении 7-ой авиационной роты.
  3. 3. Командование армии направило в Военное министерство ходатайство о награждении пилота-наблюдателя Фикри Серебряной медалью за военные заслуги, также сообщалось, что пилот унтер-офицер Бирен уже награжден военной железной медалью Полумесяца.
  4. 4. Порядок в роте и выполняемые работы проводятся на высоком достойном уровне, полетные задания выполняются с отвагой и инициативой, и командование армии высоко это оценивает».

Деятельность 10-ой авиационной роты, находившейся в распоряжении 2-ой армии.

После вступления в бои частей 2-ой армии на восточном направлении, для ведения разведки и выполнения задач по авиационной поддержке, было принято решение о создании 10-ой авиационной роты в составе 4 самолетов и 6 летчиков и размещении ее в распоряжении 2-ой армии, в Диярбакыре.

В роту был назначен следующий летный состав:

Командир роты: немецкий старший лейтенант Вестфа (Westfa)

Летный состав:

  • летчик немец Франкель (Frankel)
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Садеттин
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Мехмет Нури
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Музаффер
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Мазлум
  • летчик-наблюдатель лейтенант Бахаддин

Первым местом дислокации роты стал населенный пункт Позанты. После 15-дневного ожидания рота была переброшена по железной дороге и автотранспортом в Джейланпынар. В Джейланпынаре самолеты были погружены на грузовики и через Мардин доставлены в Диярбакыр.

Через два месяца после начала движения из Стамбула, роты прибыла в Диярбакыр, где за короткое время самолеты были подготовлены к вылетам, и командир роты старший лейтенант Вестфа совершил первый вылет. Старший лейтенант Садеттин был готов совершить второй полет, однако, когда самолет поднялся на высоту 250 метров, мотор заглох, и только благодаря мастерству пилота, самолет смог совершить посадку. После разборки двигателя выяснилось, что в бензин попала вода, был произведен необходимый ремонт. Тот же пилот, выполняя позже испытательный полет, не смог справиться с моральным напряжением от предыдущего полета, совершил ошибку, из-за которой самолет потерпел аварию.

16 ноября 1916 года старший лейтенант Вестфа с пилотом – наблюдателем старшим лейтенантом Музаффером , и, через несколько дней немецкий пилот Франкель с пилотом – наблюдателем старшим лейтенантом Мехметом Нури по очереди совершили вылеты в район Элязыга, которые можно считать началом совершения разведывательных полетов ротой. Однако в это время, на Западном фронте обстановка обострилась и рота оказалась в стесненном положении в снабжении авиационными расходными материалами и запчастями. После того, как закончились резиновые запасные покрышки для шасси, были приспособлены вместо них гладкие доски по типу лыж, а также использовались деревянные колеса. В этой ситуации шасси очень быстро ломались, и остался только один самолет, на который был комплект резины и который мог летать.

4. Операции и деятельность авиации в 1917 году

В 1917 году сильно ухудшилось снабжение продовольствием частей 2-ой армии в Восточной Анатолии, из-за нехватки медикаментов и обмундирования распространились эпидемии заразных болезней, вызвавшие большие потери.

Передовые части армии находились на рубеже южнее реки Мурат – до реки Евфрат, на линии Генч – Бингель – Кыгы. 3-я армия, понесшая значительные потери в личном составе, в конце 1916 года восстановила свою численность и находилась на линии восточнее Гиресун – восточнее Кемах.

Русские войска, несмотря на тяжелые потери, получили подкрепления и противостояли 2-ой и 3-ей армии. Обе стороны имели следующие авиационные части:

Турецкие авиачасти:

  • - 10-я авиационная рота, дислоцирована в Элязыге, подчинена 2-ой армии;
  • - 7-я авиационная рота, дислоцирована в Сушехри, подчинена 3-ей армии;
  • - для ведения разведки и наблюдения на причерноморском направлении было принято решение перебросить в Гиресун 8-ую авиационную роту, формирование которой шло в Стамбуле.

Русские авиачасти:

1-ый и 2-й авиационные отряды в Эрзинджане, 3-й авиационный отряд в Хайдарабате (Иран), 4-й авиационный отряд – в Эрзуруме. Эти отряды имели запасные аэродромы в Келките, Хынысе и Крмыше. Для повышения боевых качеств этих отрядов, в них поставлялись самолеты «Гордон».

Деятельность 10-ой авиационной роты.

Во время передислокации роты из Диярбакыра в Элязыг, часть самолетов получила повреждения, требовалась их замена.

Рота вела разведку и наблюдение на большой площади от восточной части озера Ван до Эрзинджана. Ширина этого участка достигала 400 километров. Задачи роты осложнял гористый рельеф местности.

Аэродром дислокации роты находился довольно далеко от линии фронта. По этой причине желательна была передислокация роты ближе к линии фронта. Однако это затруднило бы доставку припасов в роту, так как в районе не была развита транспортная сеть. Было принято решение о сооружении передовых аэродромов.

В 1917 году в роте было следующее количество личного состава и самолетов:

 ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ 10-ОЙ АВИАЦИОННОЙ РОТЫ
Дата летчики-
офицеры
летчики-
унтер-офицеры
летчики-наблюдатели
офицеры
летчики-наблюдатели
унтер-офицеры
технический
персонал
боевые самолетыразведывательные
самолеты

март 1917
1
1
3
-
12
4
-
апрель 1917 -
1
2
-
13
2
-
май 1917 -
1
1
1
11
2
-
июнь 1917 2
2
4
1
9
4
-
 июль 19172
 24 -84
-
 август 19173
 221
9
5
-
 ноябрь 19173
1
 41
12
5
-
 декабрь 19173
1
 41 165
-

Имена летчиков:
  • пилот старший лейтенант Садеттин;
  • пилот младший лейтенант Рига (Riga);
  • пилот младший лейтенант Харинг (Haring);
  • пилот младший лейтенант Ильмер;
  • пилот младший лейтенант Болар;
  • пилот младший лейтенант Якоп;
  • пилот младший лейтенант Гарбийкот;
  • пилот вахмистр Нури;
  • пилот вахмистр Алайынайык;
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Ледерер (Lederer);
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Ариф Хикмет;
  • летчик-наблюдатель лейтенант Джеляль.

В марте 1917 года, самолет, взлетевший с передового аэродрома на позиции Секерат, западнее Палунукчай, упал. Пилот, старший лейтенант Ахмет Нури погиб, находившийся в самолете пилот-наблюдатель и немецкий механик, получили ранения.

Зимой русские войска из-за сезонных условий не вели активные операции, обе стороны вели позиционные перестрелки и производили мелкие взаимные вылазки.

8 марта 1917 года для проведения наступления, было создано Командование группой армий, во главе с Ахметом Иззет Пашой, в состав которого вошли соединения и части 2-ой и 3-ей армий. На должность командующего 2-ой армией был назначен Мустафа Кемаль Паша (Ататюрк). Командующий 3-ей армией Вехип Паша, не желавший выполнять приказы Ахмета Иззет Паши, ушел в отставку, на его место назначен был назначен Февзи Паша (Маршал Чакмак).

Из-за событий в России, дисциплина в русской армии стала падать. В марте русские солдаты, не желавшие воевать, при возникновении малейших трудностей, покидали позиции.

После вступления в должность, Мустафа Кемаль Паша провел встречу с летчиками авиационной роты, во время которой его попросили от имени армейского командования обратится в Верховное командование с просьбой о поставке в Элязыг новых самолетов. Соответствующая телеграмма была отправлена. В это время имеющиеся самолеты продолжали выполнять разведполеты над линией фронта.

24 апреля 1917 года был отдан приказ выявить дислокацию русских войск в районах Муш и Гёюнюк. Погода позволила вылететь только 5 мая 1917 года. На равнине в районе Муш, на дороге Зиярет – Варто, и на других дорогах, ведущих на восток, противник не был обнаружен, в лощине Гёюнюк, в деревне Гёюнюк и окрестностях Хаджиян были выявлены русские части. После окончания разведки, на обратном пути, из мотора начало вытекать масло, через некоторое время он заглох, и самолет совершил вынужденную посадку в лесистой местности. Самолет был поврежден, пилот и летчик-наблюдатель получили ранения.

10 мая 1917 года в лощине Гёюнюк, ранее отмечавшиеся вражеские подразделения, не были обнаружены, и самолет не был обстрелян.

16 июня 1917 года во время авиаразведки в районах Варто и Хыныс выявлены: в районе Варто – дивизия, в окрестностях Хыныса – полевой лагерь, который мог принадлежать штабу корпуса, а также авиационный ангар и тенты, под которыми могли находиться до 4 самолетов. Во время полета с аэродрома Хыныс взлетели два русских самолета и вступили в бой. Турецкие пилоты храбро ответили и противник, прекратив бой, удалился. Во время авиаразведки на направлении Малазгирт, в Кармуше было выявлено несколько палаток и 2 авиационных ангара; в Ахлате, Тендюреке и Малазгирте противник не был обнаружен, в районах Коп и Лиз были выявлены приблизительно 3 полка и сброшены бомбы на их расположение. При продолжении полета, в Кармуше был обнаружен аэродром противника и 2 русских самолета на нем. Полученные в этом полете сведения о численности противника в районе Лиз, подтвердили показания пленных.

28 июня 1917 года, взлетевшие с передового аэродрома в деревне Гарип самолеты, провели разведку противника в районе Гёюнюк и Муш и сбросили на обнаруженные скопления войск бомбы и авиационные стрелы. В это время вражеские самолеты также совершили полеты над расположением турецких войск и атаковали аэродромы. Один из таких налетов был совершен на аэродром Мезраа, на который было сброшено 6 бомб.

В это время произошли некоторые перестановки в командовании турецкой армии. 8 июля 1917 года командующий 2-ой армии Мустафа Кемаль Паша был назначен командующим 7-ой армией, входящей в состав Группы армий «Йылдырым». На его место был назначен Февзи Паша, а на должность командующего 3-ей армии возвращен Вехип Паша.

На фронте активные боевые действия не велись, однако разведывательные вылеты продолжались. В эти дни русские войска выбрасывали белые флаги и объявляли перемирие, заявляя, что «скоро будет заключен мир».

Сухопутные операции приостановились, продолжались разведка, наблюдение и небольшие местные бои. 10 июля были собраны сведения о противнике в районе Малазгирта и Буланыка, 27 июля в Терджане был выявлен штаб, а также проведена бомбардировка складов, которые частично были уничтожены.

Командованию 2-ой армии требовались сведения авиаразведки о перемещении противника в районе Гёюнюк, реки Шошар, окрестностях Эрзурума, Илыджи и Терджана. Согласно полученному приказу была проведена авиаразведка, результаты которой доложены рапортом с изложением мест дислокации и путей передвижения войск. В этом рапорте упоминалось о 14 выявленных батальонах противника.

13 августа 1917 года воздушные разведчики удалились до Эрзинджана. В районе Эрзинджана были выявлены фортификационные укрепления, артиллерийские позиции, фронтовые склады, севернее города был обнаружен аэродром и на нем несколько самолетов. Обнаруженные на аэродроме 4 самолета и аэродромные объекты были повергнуты бомбардировке, после этого самолеты приняли бой с взлетевшим русским самолетом и удалились на базу.

31 августа 1917 года выполнялась разведка в районе Гёюнюк. Севернее Оглута, на берегу реки Гёюнюк, был обнаружен полевой лагерь емкостью на один полк.

Согласно сведениям, полученным от русских пленных, захваченных на фронте, в районе Туглыян и Чанак, дислоцирован русский полк. Командование приняло решение совершить разведывательный полет в направлении Огнут – Каледжик. Согласно приказа, в этот район был послан самолет, который выявил строительство ложного лагеря между Гёюнюком и Кюритом. В этом лагере войск не было. Юго-западнее Кале были обнаружены палатки и на них сброшены зажигательные бомбы.

1 сентября 1917 года 10-ая авиационная рота выполняла разведывательные полеты на площади от реки Евфрат до Эрзинджана. Для выполнения задач был задействован передовой аэродром в деревне Гарип. На берегу реки Ефрат было выявлено расположение 3 рот, в окрестности населенного пункта Окул, севернее Эрзинджана, были обнаружены 2 авиационных ангара и расположенные там 2 самолета, в районе казарм был выявлен батальонный полевой лагерь. Самолет выполнил задачу по бомбардировке казарм и авиационных ангаров в районе Терджан. При возвращении он был атакован русским самолетом типа «Бристоль» в районе Чементепе, возле реки Евфрат. Этот русский скоростной самолет имевший пулеметы, установленные на крыльях, совершил несколько атакующих заходов на турецкий аэроплан, который открыл ответный пулеметный огонь. После взаимного обстрела русский самолет удалился в направлении Эрзинджана. В течение сентября было совершено несколько разведывательных полетов в районы Эрзинджан, Муш, Битлис, Малазгирт, Тутак и Башкале, во время которых были добыты ценные сведения.

В октябре и ноябре полеты продолжились, и командование получало необходимые разведсведения.

Деятельность 7-ой авиационной роты.

7-ая авиационная рота, находившаяся в составе 3-ей армии, дислоцировалась в Сушехри. Во время неблагоприятной погоды самолеты ремонтировались и обслуживались. Как только позволяла погода, разведывательные и бомбардировочные полеты продолжались. В роте было следующее количество личного состава и самолетов:

ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ 7-ОЙ АВИАЦИОННОЙ РОТЫ
Дата летчики-
офицеры
летчики-
унтер-офицеры
летчики-наблюдатели
офицеры
летчики-наблюдатели
унтер-офицеры
технический
персонал
боевые самолетыразведывательные
самолеты

28 мая 1916 1
-
1
-
7
1
2
25 января 19173
-
2
-
2
Albatros - 1Albatros - 1
март 1917-
2
2
-
2
Albatros - 1-
апрель 1917-
1
2
-
3
Albatros - 2
-
май 1917-
1
2
-
3
Albatros - 1-
июнь 19171
1
3
-
5
Albatros - 3
-
июль 19171
1
3
-
5
Albatros - 3
-
август 19171
2
3
-
6
Albatros - 1
Coudron - 1
-
 сентябрь 19172
2
3
-
7
Albatros - 1
Coudron - 1
 -
 ноябрь 19171
1
2
-
4
 Albatros - 1
Coudron - 1
 -
 декабрь 19171
1
2
-
4
 Albatros - 1
Coudron - 1
 -

Фамилии летного состава по состоянию на сентябрь 1917 года

Командир роты: летчик-наблюдатель капитан Шюкрю Кочак

Летный состав:

  • пилот старший лейтенант Абдуллах
  • пилот лейтенант Эмин Нихат (Сёзери)
  • пилот младший лейтенант Веджихи (Хюркюш)
  • пилот младший лейтенант Хайреттин
  • пилот-наблюдатель старший лейтенант Фикри
  • пилот-наблюдатель старший лейтенант Бахаттин

Самолеты: 2 Albatros C.III (двухместный разведывательный), 1 Coudron G.IV (захваченный у русских)

Из этих самолетов: у одного разведывательного самолета Albatros C.III был сломан прибор снижения, а у двухмоторного Coudron не было касторового масла, ожидалась его поставка.

Фамилии летного состава по состоянию на ноябрь 1917 года.

Летный состав:

  • пилот старший лейтенант Абдуллах (переведен на должность  заместителя начальника базы в Стамбуле)
  • пилот младший лейтенант Веджихи (в Эрзинджане, в русском плену)
  • летчик-наблюдатель лейтенант Бахаттин (в Эрзинджане, в русском плену)
  • летчик-наблюдатель капитан Шюкрю Кочак (в 1-ом отделе штаба 3-ей   армии)
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Фикри (выполняет задачи в роте)
  • пилот унтер-офицер Хайреттин (выполняет задачи в роте)

Самолеты: 2 Albatros C.III (один в неисправном состоянии),  1 двухмоторный Caudron (в состоянии летать)

6 января 1917 года русский флот в составе 12 кораблей совершив переход с западной части Черного моря в восточную, атаковал левый фланг турецкой армии в районе Эсбийе, пытаясь его уничтожить. В январе продолжились разведывательные и ударные операции с обеих сторон. Турецкие части во время боев в лесах Харшит нанесли русским частям большой урон, особенные успехи были достигнуты в районах Козан и Кайнаш. На побережье русские гидросамолеты бомбардировали Тиреболу, препятствуя морскому судоходству.

13 февраля 1917 года в ходе разведки в районах Чардаклы и Эрзинджана, были обнаружены хорошо устроенный полевой лагерь, русский аэродром в Эрзинджане и штаб в Ерханы, которые были подвергнуты бомбардировке. В тот же день во время второго разведывательного полета в район Кемах и Эрзинджан, во время посадки на аэродром, самолет получил повреждения. Русские самолеты в этот день бомбардировали турецкие войска в районе Рефахие.

8 июня 1917 года турецкий самолет, совершавший разведполет в район Эрзинджана, в районе Рефахие был встречен двумя русскими самолетами и принял бой. Турецкий самолет отстреливаясь, искусно выполнял оборонительные маневры. Один русский самолет удалился в направлении Кемах, второй – на Дедеге. Самолет, улетевший в сторону Дедеге, получил повреждения и совершил аварийную посадку на своем аэродроме.

16 июня русский самолет прилетел в Сушехри и сбросил бомбы. В это время с аэродрома взлетел турецкий самолет типа «Альбатрос», который попытался навязать воздушный бой противнику. Русский самолет не принял бой и удалился.

30 июня русский двухмоторный самолет Coudron, ошибочно принял населенный пункт Алуджра за Келкит и совершил посадку. После посадки самолет в исправном состоянии, а также летчик и летчик-наблюдатель были взяты в плен. Младший лейтенант Веджихи перегнал самолет в Сушехри.

18 июля велась воздушная разведка позиций противника в районе Эрзинджана. Было также совершено бомбометание по русскому аэродрому в его окрестностях. После бомбардировки турецкий самолет атаковал русский «Фарман», находившийся в воздухе. Русский пилот уклонился от боя и совершил быструю посадку на аэродром.

После продолжающихся воздушных операций, количество самолетов в 7-ой авиационной роте начало уменьшаться. По этой причине один самолет, направленный из Стамбула в Сивас, в 8-ую авиационную роту, был передан в состав 7-ой авиационной роты и доставлен в Сушехри.

Командование 3-ей армии считало необходимым принять меры для уменьшения аварий и поломок самолетов и выбывания из строя летчиков. Оно требовало, чтобы в случае аварии, а также, если самолет сбился с курса, пилот немедленно совершал посадку вне аэродрома, также запрещались полет в условиях плохой погоды.

Аварии зачастую происходили из-за ошибок пилотов и небрежности во время посадки, а также нежелания летчиков изучать подобные ошибки. По этой причине командующий армией 4 августа 1917 года направил в адрес Главного командования и Инспекции военно-воздушных сил жалобу, в которой содержались следующие претензии:

«Пилоты не используются в интересах армии. Из-за этого Инспекция военно-воздушных сил направляет в действующую армию пилотов и летчиков-наблюдателей, не обладающих достаточным опытом и подготовкой. Имеющаяся подготовка летчиков и летчиков-наблюдателей не позволяет им выполнять задачи в горной местности. По этим причинам были понесены большие потери в самолетах. Из шести посланных на фронт самолетов, три разбилось, еще не долетев до места дислокации роты. Самолет, вылетевший из Сиваса в Сушехри, сбился с пути и совершил посадку в районе Гиресун, во время которой получил невосстанавливаемые повреждения. Пилоты, проявившие неопытность, направлены обратно, в Инспекцию военно-воздушных сил.

Недостатки, выявленные при создании авиационной роты, находящейся в распоряжении штаба армии, докладывались ранее. Мною выражалось ходатайство о создании в Сивасе авиационной мастерской. В полученном на мою просьбу ответе сообщалось, что работы по созданию мастерской начаты, и ими ведает Инспекция военно-воздушных сил. Также я требую создания в Гиресуне и Сушехри по одной метеорологической станции. Несмотря на то, что меня уведомили о том, что мои пожелания приняты к сведению, ничего по-прежнему не делается.

У противника в Эрзуруме дислоцирован авиаотряд численностью 6 - 8 самолетов, другой авиаотряд дислоцируется в Эрзинджане, Келките и Трабзоне, и насчитывает 12 самолетов. Они могут ежедневно совершать по 2 – 3 самолето-вылета на различных участках фронта. Им командование армии может противопоставить 2 самолета и одного пилота, способного летать. Из-за отсутствия в роте авиационных запасных частей, в особенности запасных винтов, ткани для крыльев, такелажа, крепежа для обшивки крыльев, последствия даже маленьких аварий невозможно устранить и самолеты остаются в нелетающем состоянии».

Жалобы была отправлена, однако потребности у командования в проведении воздушной разведки оставались.

1 сентября 1917 года был выполнен разведполет в окрестности Огнута, Токлийона, Варто и Хыныса. Севернее Огнута был обнаружен ложный полковой лагерь, в районе Хыныса – лагерь и 2 авиационных навеса, на которые были сброшены бомбы.

В ответ на жалобу - запрос командования в Инспекцию военно-воздушных сил по поводу запчастей, самолетов и летного состава, 4 сентября 1917 года поступил ответ, в котором предлагалось направить в Сивас представителя армейского командования для проведения подготовительных мероприятий для оборудования авиационной мастерской и подбора для этого подходящего здания. Также сообщалось, что в скором времени из Германии ожидается поступление 3 самых современных самолетов AEG, а также авиационного техника и мастера по ремонту крыльев.

Продолжалась бумажная переписка, а на фронте продолжались разведывательные полеты.

22 октября 1917 года на разведку вражеских позиций в окрестностях Келкит и Байбурт был направлен истребитель-бомбардировщик «Альбатрос – С III» с экипажем в составе пилота унтер-офицера Веджихи и летчика-наблюдателя капитана Шюкрю. В это время на аэродроме в Келките находились два русских самолета: моноплан и один «Фарман». Русский моноплан взлетел и взял курс в сторону Кёше, вслед за ним начал взлет биплан. В это время турецкий самолет находился на высоте 3400 метров. Турецкий пилот находился выше по высоте, чем русский самолет, что было удобно для атаки. Пилот использовал преимущество, сбросил газ и сверху атаковал русский биплан. В это время русский летчик делал защитные маневры и набирал высоту. После примерно 20 минут взаимного преследования, самолеты оказались на одной высоте.

Турецкий пилот совершал маневры с целью обеспечить пилоту-наблюдателю лучшие возможности для ведения огня. Летчик-наблюдатель вел ураганный огонь из пулемета по самолету противника. После нескольких очередей пулемет заклинило. В этот неблагоприятный момент турецкий самолет набрал высоту и изобразил пулеметную атаку. Русский пилот, опасаясь пулеметного огня, прекратил воздушный бой, вышел в пике и удалился с поля боя.

Турецкий самолет с высоты 400 метров сбросил бомбы на авиационные ангары, находящиеся рядом с городом, пролетел над городом и вернулся на базу. Турецкие летчики за этот бой удостоились благодарности командующего 1-ым Кавказским корпусом Юсуфа Иззет Паши.

24 сентября 1917 года командованием 3-ей армии был отдан приказ провести воздушную разведку в районах Рефахие, Кемах и Эрзинджан, с целью выявить передвижение русских войск по дорогам на Эрзинджан и Терджан. Во время разведки на дорогах в Терджан, Эрзинджан и Рефахие передвижение противника не было обнаружено, и были сброшены бомбы на аэродром в Эрзинджане, как на самую подходящую цель.

8 октября 1917 года разведполеты продолжились, в окрестностях Эрзинджана была выявлена хорошая сеть противовоздушной обороны. В тот же день экипаж в составе пилота унтер-офицера Веджихи и летчика-наблюдателя старшего лейтенанта Бахаттина вылетели с заданием провести разведку в долине Эрзинджана и нанести бомбовый удар по находящемуся там аэродрому. После того, как самолет приблизился к Эрзинджану, с аэродрома взлетел русский самолет, который удачными выстрелами попал в цель и вынудил турецкий самолет совершить посадку. Оба пилоты раненые, попали в русский плен.

9 октября 1917 года на поселок Кемах с самолета противника было сброшено письмо, в котором сообщалось, что самолет унтер-офицера Веджихи и старшего лейтенанта Бахаттина сбит.


  
Экипаж сбитого турецкого самолета в русском плену.
Нижний ряд слева-направо: ст.лейтенант Бахаттин, русский летчик М.С.Мачавариани, унтер-офицер Веджихи
 Остатки турецкого самолета, сбитого М.С.Мачавариани.
Шофер Аузан (1), адъютант летчик-наблюдатель Ефимов (2), летчик прапорщик Журкевич (3), летчик-наблюдатель поручик Денисенко (4), военный летчик штабс-капитан Мачавариани (5), летчик-наблюдатель штабс-капитан Хартулари (6), летчик вольноопределяющийся Логинов (7)

После освобождения из плена младший лейтенант Веджихи возвратился в Турцию и в журнале «События и достижения в авиации» была опубликована статья о том бое под Эрзинджаном. «Во время подлета к Эрзинджану для бомбардировки вражеского аэродрома, было замечено, как с него взлетел самолет противника. Высота турецкого самолета была 1600 метров, преимущество для атаки было у турецкого пилота. Однако младший лейтенант Веджихи не использовал это преимущество, а продолжил полет для бомбардировки аэродрома. В это время самолет противника набрал высоту и занял выгодную для атаки позицию. Причинами поражения в бою стала тактическая ошибка турецкого пилота, не использовавшего преимущество по высоте и предпочетшего произвести бомбометание».

В этот период в 7-ой авиационной роте из-за поломок двигателей, ошибок пилотирования и повреждения во время боев, в строю осталось 2 самолета. Русские авиаотряды, получившие самые современные самолеты, добились превосходства в воздухе на всем протяжении фронта. Это подтвердилось и 8 октября 1917 года, когда несмотря на проявленную смелость и отвагу обеими летчиками, самолет был подбит и совершил посадку.

В эти дни 2-ой Кавказский корпус русских перешел в наступление в районе Капактепе. С целью выявить переброску подкреплений для русских частей с других участков фронта, командование приказало провести разведку в районах реки Шыран, горы Чильхороз, населенных пунктов Терекес, Гемори, Элмадагы, Гюмюшхане, Башкилисе.

Направленный 1-го ноября 1917 года на разведку самолет в районе Гемори не выявил ничего, на Эрзинджанском и Трабзонском шоссе, на том расстоянии, куда смог долететь, существенных перебросок также не выявил, на горе Ташлыджа, а также южнее ее, были обнаружены артиллерийские позиции, с которых по самолету был открыт огонь. Подхода подкреплений выявлено не было. Штаб армии держал под контролем все передвижения русских войск на всем протяжении от Терджана до Евфрата, в том числе и при помощи авиаразведки.

Операции 8-ой авиационной роты.

7-ая авиационная рота, находившаяся в подчинении 3-ей армии, контролировала очень широкий участок фронта, и не могла обеспечить контроль за деятельностью русского флота и русских войск, наступающих на Причерноморском направлении.

Командование 3-ей армии обратилось в Верховное командование, с просьбой о создании авиационного разведывательного подразделения для выполнения задач в зоне побережья Черного моря. Верховное командование удовлетворило эту просьбу и сформировало 8-ую авиационную роту в составе:

ЧИСЛЕННЫЙ СОСТАВ 8-ОЙ АВИАЦИОННОЙ РОТЫ
Дата летчики-
офицеры
летчики-
унтер-офицеры
летчики-наблюдатели
офицеры
летчики-наблюдатели
унтер-офицеры
технический
персонал
боевые самолетыразведывательные
самолеты

январь 1917 1
-
3
-
2
Albatros - 1 -
апрель 19171
-
3
-
2
Albatros - 1-
май 19171
-
3
-
2
-
-
июнь 19172
-
3
-
4
-
-
июль 19171
-
4
-
3
-
-
август 19171
-
3
-
3
Albatros - 1-
сентябрь 19171
-
3
-
3
Albatros - 1-
октябрь 19171
-
2
-
2
Albatros C.III - 1
-
ноябрь 19171
-
3
-
2
Albatros - 1 -
декабрь 19171
-
3
-
3
Albatros - 1 -

Летный состав 8-ой авиационной роты:

Командир роты: пилот-наблюдатель капитан штаба Якуп Сами

Летный состав:

  • пилот старший лейтенант Рифат
  • пилот старший лейтенант Сезаи
  • летчик-наблюдатель старший лейтенант Мазлум Кевюск
  • летчик-наблюдатель лейтенант Хюсню

Согласно предварительным указаниям, рота должна была дислоцироваться в Гиресуне. Приказ, поступивший из Инспекции военно-воздушных сил, гласил, что самолеты будут доставлены в Улукышла, там собраны и облетаны, а затем самостоятельно совершат перелет по маршруту Кайсери – Сивас – Сушехри, где и будут переданы в распоряжение командования армии. После этого они перелетят к месту постоянной дислокации в Гиресун.

Выбранное для аэродрома в Улукышла летное поле, было широким и довольно длинным, вокруг него было несколько невысоких гор. Однако на равнине господствовали воздушные потоки с горной гряды Торос, расположенный рядом. По этой причине взлет и посадка на этом аэродроме были небезопасны. Не имеющие опыта полетов в Улукышла летчики, предпочитали, чтобы самолеты собирались в Кайсери, о чем ходатайствовали у командования. Не смотря на это ходатайство, командир роты приказал старшему лейтенанту Сезаи и главному механику роты Салиху готовить самолет согласно полученным указаниям.

26 марта 1917 года во время испытательного полета самолет попал в воздушный поток из ущелья Кюлек и при приземлении разбился. Экипаж погиб. После этой аварии было принято решение доставить самолеты сухопутным путем до Кайсери, там их собрать и облетать. Перевозка продолжалась несколько дней. В Кайсери, на шоссе, ведущем в Инджесу, по направлению к югу, в полутра километрах от Кайсери была выбрана пригодная площадка, установлены палатки и начаты работы по подготовке самолетов.

1 мая 1917 года один самолет был собран и подготовлен к испытательному полету. Летчик старший лейтенант Рифат занял место в нем и взлетел. Взлет был удачным, однако при посадке была допущена ошибка, самолет ударился о землю и получил повреждения. После этой аварии представитель командования 3-ей армии доложил в Главное командование о потере в 8-ой авиационной роте 2 самолетов во время испытательных полетов и просил вместо них поставить новые. В ответ на эту просьбу было принято решение доставить в Сушехри 2 «Альбатроса» в разведывательном варианте.

Самолеты были погружены в Стамбуле на наземный транспорт и доставлены в Сивас, где подготовлены к полетам. После этого они взлетели для самостоятельного перелета в Сушехри. Один самолет из-за неисправности компаса заблудился в облаках, сбился с курса и совершил посадку на море, в прибрежной полосе в местечке Буланаджак, западнее Гиресуна. Самолет был вытащен из воды и сухопутным путем доставлен в Сушехри, где подготовлен к вылетам. Второй самолет перелетел без происшествий.

Ожидалось, что в сентябре и октябре 8-ая авиационная рота будет выполнять разведполеты в районе Эрзинджана, Терджана, Кемаха и Рефахие, однако эти задачи не выполнялись. Основными причинами этого была непригодность выбранного аэродрома для полетов и нехватка летчиков.

5. Операции и деятельность авиации в 1918 году

7 ноября 1917 года Ленин сменил Керенского, и в России установилось правление большевиков.

После установления большевицкого режима, 18 декабря 1917 года в Эрзинджане с русскими было заключено перемирие и после этого на Кавказском фронте боевые действия не велись. Однако позиции, оставляемые русскими войсками, занимали армянские формирования, и их число росло. В тех местах, где армяне вступали в бои с турецким населением, турки уничтожались.

В этой ситуации представительство Главного командования приказало на Восточном фронте предпринять операции по защите населения от армянских ударов и вернуть оккупированные территории.

Положение турецких войск было следующим:

3-ая армия: 1-ый и 2-ой Кавказские корпуса – на линии Кемах – Тиреболу;

2-ая армия: Все соединения, за исключением 4-го корпуса, были сняты с Кавказского фронта и в ноябре были переброшены на Палестинский фронт. Штаб армии и некоторые части дислоцировались в Адане. 4-ый корпус был придан 3-ей армии. Его 5-ая дивизия находилась в окрестностях Битлиса, а 12-ая дивизия дислоцировалась севернее Пало. 8-ая дивизия 4-го корпуса была расформирована.

Авиационные подразделения: 7-ая и 8-ая авиационные роты – в Сушехри, 10-ая авиационная рота – в Элязыге.

3-я армия получила приказ и на всем протяжении фронта перешла в наступление на шести направлениях. Армянские части были разгромлены и отбиты Байбурт, Терджан и Трабзон. В этот период завершились мирные переговоры, и 3 марта 1918 года в Брест-Литовске было подписано соглашение с Россией. Согласно мирному договору, территория трех санджаков, утерянных в 1878 году, возвращалась Турции, на их территории должны быть выбраны органы местного самоуправления. После этого турецкие войска продолжили наступательные операции, были отбиты Малазгирт, Эрзурум, Кёпрюкёй, Тортум, Еникёй и Олту.

В этот период, самолеты, находящиеся в распоряжении 3-ей армии, были в очень плохом техническом состоянии. Наступление войск 3-ей армии было быстрым, и, чтобы управление войсками было более устойчивым, воздушная разведка была особенно нужна. Находящимся в подчинении авиационным подразделениям было дано указание привести персонал и самолеты в соответствие с задачами, выполнение которых требуется.

С этой целью в Главный штаб было направлено прошение о передаче в 7-ую и 8-ую авиационные роты 6 самолетов, полученных из Германии, и для операций на побережье Черного моря, самое малое, двух самолетов, а также направления летчиков, летчиков-наблюдателей и необходимых запасных частей и расходных материалов. Вышестоящее командование ответило, что после поступления самолетов из Германии, они вместе с необходимыми запчастями будут направлены в соответствии с запросом, а пока было предложено обходится имеющимися самолетами и летным составом.

Деятельность 10-ой авиационной роты

Уже говорилось о том, что 10-ая авиационная рота, подчиненная 2-ой армии, дислоцировалась в Элязыге. После переброски войск 2-ой армии на другой фронт, рота была подчинена 4-му корпусу и передислоцирована в Силван.

Командование 4-го корпуса, прикрывающего участок фронта от северной части озера Ван и южнее, в сторону Ирана, и обеспечивающее поддержку 3-ей армии, приказало перебросить роту в более близкий к фронту район – в Битлис. Командование роты, получившее этот приказ, уведомило Генеральную инспекцию ВВС рапортом о том, что рота не обеспечена транспортом для передислокации. Рапорт был признан обоснованным, Инспекция направила соответствующее ходатайство об отмене приказа о передислокации в Главное командование. Последнее приняло отменило передислокацию своим приказом, в котором говорилось следующее:

«В связи с тем, что в 10-ой авиационной роте отсутствуют необходимые транспортные средства для переброски на восток из Силвана, в роту необходимо поставить необходимые транспортные средства и горючее. Использование самолетов из Силвана для выполнения задач невозможно, так восточнее Силвана расположена горная гряда. С этой точки зрения, наиболее оптимальная переброска роты в Джераблус». После получения соответствующего приказа рота была передислоцирована в Джераблус.

В это время войскам 2-ой армии, находящимся в районе реки Евфрат, очень требовалась авиационная разведка. В распоряжении армии не было авиации, а самолеты 6-ой армии не вылетали на авиаразведку из-за стеснения в горючем. По этой причине командование 2-ой армии обратилось в Главное командование с просьбой о переподчинении роты, передислоцированной в Джераблус. Штаб Главного командования сообщил, что доукомплектует роту современными самолетами, после их получения из Германии, и после того, как рота передислоцируется, передаст ее в распоряжение 2-ой армии.

10-ая рота после прибытия в Джераблус, передала свои самолеты Командованию авиацией 6-ой армии и ожидала получение новых самолетов. Позже, 3 октября 1918 года рота по приказу Главного командования была перебазирована в Стамбул.

Деятельность Кавказского авиационного командования

Вместе с продвижением вперед войск 3-ей армии, продвигались вперед и 7-ая и 8-ая авиационные роты. Сначала они дислоцировались в Келките и Эрзуруме соответственно, позже обе передислоцировались в Карс. Часть турецких войск вышла в Тебриз, другая часть оккупировала Батум и Баку и начали продвижения к северному берегу Каспийского моря. Во время наступательной операции авиационные части постоянно перемещались и по этой причине разведывательные вылеты почти не проводились.

Для выполнения задач 3-ей армии на причерноморском направлении в Батум были направлены 3-я морская авиационная и 16-ая авиационная роты. Было также начато формирование 17-ой авиационной роты.

В Батуме было создано Командование авиационных частей, в задачу которого входило тыловое обеспечение авиационных рот, находящихся в подчинении армии.

Начальником этой новой организации, приказом Генеральной инспекции военно-воздушных сил, был назначен капитан Шюкрю. Однако об этом не было во-время проинформировано командование Восточной группы армий. Приступившего к выполнению своих обязанностей капитана Шюкрю, представители командования Восточной группы армий просило не вмешиваться в их деятельность. В ответ на это, командир Авиационного командования направил в Генеральную инспекцию письмо, в котором спрашивал, как ему действовать в сложившейся ситуации. Письмо было переправлено в Главное командование, которое, ознакомившись с ситуацией, 31 июля 1918 года издало приказ, касающийся авиационных частей, выполняющих задачи на Восточном фронте. По этому приказу:

7-ая и 8-ая авиационные роты поступали в распоряжение Сухопутной авиационной станции командования Восточной группы армий. 16-ая авиационная рота – в распоряжение 3-ей армии. Все приказы, изданные до этого момента, командованием Восточной группы армий, прекращали действовать

30 октября 1918 года было подписано Мудросское перемирие, и турецкие войска стали освобождать районы, оккупированные на Кавказе и в Иране.

В это время 7-ая авиационная рота, находившая в Карсе, была перебазирована в Эрзурум, 8-ая авиационная рота прибыла в Эрзурум из Тебриза. Находившаяся в Батуме 16-ая авиационная рота, по приказу командира 9-го корпуса, была погружена на корабль под названием «Шам» и оправлена в Трабзон, откуда впоследствии передислоцирована в Хайдарпаша.

Во время операций на Кавказском фронте, подготовка личного состава, тыловое обеспечение и снабжение авиационных подразделений, не соответствовали выполняемым задачам. Генеральная инспекция военно-воздушных сил не могла обеспечить требуемое количество самолетов, запчастей и подготовленного летного состава. Однако созданные авиационные роты стали костяком для дальнейшего развития военной авиации.

Примечание: все даты приводятся по новому стилю. Интереснейший материал, своего рода путеводитель по Турции времен Первой мировой войны.


Оригинал статьи размещен по адресу: HAVACIYIZ.COM

Выражаем искреннюю признательность автору статьи Эрджан ЧЕТИНЭРЛЕРУ и переводчику Сергею НИКОЛАЕВУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации на страницах www.retroplan.ru


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты