АВИАЦИТАТА

Производите разбег по возможности против ветра, поднимая хвост с самого начала. Катитесь дольше и прямо. Не отделяйтесь с перебоями. Не делайте виражей у земли. Не подымайтесь круто вначале.

Военный летчик 1917. №2 "Воздушный пилотаж. Советы летчику на истребителе"

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Ноября
19 ноября 1932 г.
Состоялся первый полет скоростного самолета АИР-7 конструкции Яковлева, под управлением летчика-испытателя Ю.И.Пионтковского. Уже на следующий день был установлен рекорд СССР в скорости - 325 км/ч.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Работа летчиков Донской авиации во время восстания в Верхне-Донском округе. Апрель-июнь 1919 года
АВИАЦИЯ
Работа летчиков Донской авиации во время восстания в Верхне-Донском округе. Апрель-июнь 1919 года



Марат ХАЙРУЛИН
Альманах «Донские казаки в борьбе с большевиками», №3/2010

В конце февраля 1919 года против советской власти восстали казаки Верхне-Донского округа. Лишь в марте до донского командования стали доходить слухи об этих событиях. В штабе Донской Армии решили проверить поступающую информацию и, по возможности, связаться с восставшими при помощи авиации. Несмотря на трудность задачи и «горячие возражения против технической достижимости цели», начальник авиации Донской Армии полковник В.Г. Баранов, считал, что эта задача всё-таки выполнима. В Новочеркасске в это время закончил своё формирование 3-й Донской самолётный отряд. Командир отряда, подполковник К.Н. Антонов и весь личный состав отряда без колебаний были готовы к выполнению столь сложной задачи. К началу апреля 1919 года донская авиация состояла из трёх авиационных отрядов. Первым полетел из Новочеркасска в станицу Вешенскую военный лётчик 3-го отряда, подъесаул Д.В. Фёдоров с членом Войскового Круга В.А. Харламовым. Полёт этот был крайне рискованным: приходилось лететь почти 300 км над территорией, занятой красными. Этим отважным людям не повезло. Возле станицы Вешенской в момент их посадки появился конный отряд, помчавшийся к месту их спуска. Так как за дальностью расстояния нельзя было разобрать, были ли это красные или повстанцы, лётчику пришлось срочно взлетать и лететь обратно. Фёдоров из-за недостатка бензина не стал совершать разведку и едва смог дотянуть обратно до Новочеркасска.

Как указывалось в отчете: «Благодаря неосмотрительности восставших, поднявших стрельбу по аппарату и причинивших несколько пробоин, подъесаул Фёдоров возвратился, не установив связи с восставшими. Пробыв в воздухе 7 часов 30 минут, 5-го апреля Фёдоров возвратился в Новочеркасск».

Первыми, кто установил связь с восставшими стали военный лётчик хорунжий В.В.Тарарин и сотник П.Г.Богатырёв. Последнему принадлежала инициатива этого полёта (см. Приложение 1).

Маршруты полетов летчиков к восставшим казакам Верхне-Донского округа

 Маршруты полетов летчиков к восставшим казакам Верхне-Донского округа.

26 апреля 1919 года командир 2-го самолётного отряда подполковник П.С. Лавров телеграммой за №235 донёс в штаб 3-й донской армии, что «в 6 часов 50 минут [со станции Зверево] военный лётчик хорунжий Тарарин с пассажиром сотником Богатыревым отбыли лётом в станицу Вешенскую».

Предпринятый ими полёт прошёл удачно. Тарарин посадил свой самолёт в двух верстах от станицы Вешенской, у хутора Сингина, где был дом Богатырёва. Вскоре появились конные казаки, которые узнали Богатырёва. Как впоследствии писал ростовский журнал «Донская Волна», «в это время показались вооружённые всадники, быстро скакавшие по направлению аппарата. Кто это, было неизвестно, момент был мучительно страшный. Ещё минута, и они покончили бы с собой, если бы обнаружилось, что это красные... Но ещё не доскакав до лётчиков, один из казаков, присмотревшись к сотнику Богатырёву, крикнул:

- Да никак это Богатырёв!

- Я самый Богатырёв, я Богатырёв, станичники! - радостно ответил сотник Богатырёв. После этого наступил момент такого облегчения, такой обоюдной радости и со стороны лётчиков и со стороны казаков, что не пережившему его трудно себе представить. Казаки забеспокоились, принялись уводить аппарат к хутору Бокову, так как каждую минуту можно было ожидать нападения красных. Восторг хуторян, их слёзы, мольбы о помощи, жалобы и вопли отчаяния при рассказах о бесчинствах и преступлениях красных были неописуемы».

На следующий день, 27 апреля, хорунжий Тарарин, оставив сотника Богатырёва и взяв с собой казака радиотелеграфиста, подхорунжего Сафонова полетел обратно. Вследствие порчи мотора Тарарин еле дотянул до своего отряда на станции Зверево, перейдя линию красных на высоте  300 метров, ежеминутно рискуя быть сбитым огнём с земли.

После ремонта Тарарин перелетел в Новочеркасск для доклада (см. Приложение 2). К сожалению, лётчик «под наплывом впечатлений и переживаний, торопясь донести о результатах полёта штабу, не успел собрать многих сведений, крайне интересовавших штаб».

Карта района приёма восставшими казаками станицы Вешенской аэропланов из Новочеркасска и Зверево

 Карта района приёма восставшими казаками станицы Вешенской аэропланов из Новочеркасска и Зверево.

Второй полёт предпринял военный лётчик, состоявший в резерве при Управлении начальника авиации Донских армий поручик B.C. Веселовский с пассажиром военным лётчиком 3-го Донского самолетного отряда подпоручиком П.И.Безсоновым, которые довершили и упрочили связь. После тщательной подготовки, 2 мая 1919 года аэроплан «Бранденбург» поднялся у станции Зверево и через 2 часа 40 минут лётчики сели в Вешенской. С собой они привезли 500.000 рублей, один пуд табаку, несколько пудов перевязочных материалов, медикаментов, газеты, воззвания и письма. Лётчики сильно рисковали, так как обстановка в районе восстания могла измениться в любой момент. Веселовский посадил свой аппарат в двух верстах от Вешенской, у хутора Пегуревки. «Донская Волна» сообщала: «Немедленно подвезли аппарат ближе к хутору и, поставив охрану, верхом поскакали в станицу Вешенскую, куда уже дали знать с хутора по телефону, что прилетели «кадеты».

Встреча в станице Вешенской, оказанная нашим лётчикам, была невыразимая. Колокольный пасхальный перезвон, толпы обезумевших от восторженной радости людей, цветы, рыдания не только женщин, но и мужчин - свидетельствовали о том, что пережили восставшие во время владычества советской власти.

Нет возможности в коротких словах описать ни того энтузиазма населения Вешенской станицы, который довелось видеть нашим лётчикам во время своего пребывания среди восставших, ни рассказов, полных кошмарных ужасов, потрясших их до глубины души.

Почти безоружные, отчаявшиеся получить помощь извне, на всех фронтах теснимые ежеминутно готовыми раздавить их полчищами врагов, казаки теперь воспрянули духом.

Со слезами умиления приняли привезённые лётчиками патроны, табак, медикаменты...

Привезённые лётчиками образцы самодельных патронов восставших и ветки сирени, из тех, которыми был засыпан их аппарат, ныне хранятся в Войсковом музее».

По данным старшего научного сотрудника Волгоградского мемориально-исторического музея О.В. Кондрашенко: «Лётчики привезли 3 письма: первое — письмо атамана А. П. Богаевского без какого-либо конкретного обращения, с общими словами радости и приветствия; вторым было послание Войскового круга «Казакам восставших станиц» приблизительно того же по смыслу содержания, с припиской о победном наступлении Деникина как намек на скорую помощь и, наконец, третьим было письмо членов Верхне-Донского окружного совещания конкретно «командованию войсками восставших казаков Верхне-Донского округа». Таким образом, восставшим указали на их место в системе иерархий руководящих областных органов, напомнив, что они подчиняются в первую очередь окружному совещанию, и намекнув на полузаконное существование демократии советов. Восставшим было послано от окружного совещания — 20 фунтов турецкого табаку, 7 фунтов махорки, 80 папиросных книжек, 6 коробочек спичек; от Донского правительства — 250 тысяч рублей из запрашиваемых 5 миллионов».

Веселовский и Безсонов 5 мая вернулись в Новочеркасск, покрыв расстояние от Вешенской за 3 часа 10 минут. На Большом Войсковом Круге, состоявшемся 8 мая, они рассказали собравшимся о казачьем восстании в Верхне-Донском округе. Также лётчики привезли письма (см. Приложения 4-5) После доклада лётчиков Войсковой Круг решил «всемерно поддержать восставших».

Летчик Донской авиации В.С.Веселовский

Летчик Донской авиации В.С.Веселовский (стоит третий слева) у своего "Бранденбурга". Зима 1918-1919 гг.

Донской Атаман генерал-лейтенант А.П. Богаевский в своём приказе за №782 Всевеликому Войску Донскому от 10 мая 1919 года писал: «Приказываю нижепоименованным лицам представляться мне во дворце в приёмные дни и часы: <...> 3) лётчикам, возвратившимся из восставших районов Области В.В.Д. <...>».

Интересно, что упомянутый самолёт марки «Ганза-Бранденбург» был сбит известным русским асом А.А.Козаковым в воздушном бою с австрийцами на Юго-Западном фронте 20 июля 1917 года. Отремонтированная трофейная машина стала служить в российской авиации. После революции «Бранденбург» попал на украинскую службу. Осенью 1918 года Веселовский перелетел на нём из Киева в Новочеркасск.

Спустя некоторое время, к восставшим совершили целый ряд полётов лётчики 2-го и 3-го Донских самолетных отрядов.

14 мая в Вешенскую отправился на аппарате «Фарман-30» №11 военный лётчик 2-го Донского самолётного отряда подъесаул И.А. Соколов. На следующий день лётчику предложили совершить разведку из станицы Вешенской. Над Боково у «Фармана» на высоте 800 метров остановился мотор и Соколов спланировал и сел между хуторами Глущенским и Лучинским. Лётчик позже докладывал, что «в это время наступал противник, пришлось аппарат спешно увозить, для чего к хвостовой ферме был подделан колесный передок от повозки. Колёса аппарата рассыпались и ввиду появления цепей красных пришлось вырубить мотор и сжечь планер аппарата. Мотор оставлен в станице Вешенской».

19 мая в Вешенскую прилетел военный лётчик 3-го Донского самолётного отряда есаул К.М. Жеребцов, который привёз обратно на станцию Зверево подъесаула Соколова, оставшегося без аппарата.

21 мая из Новочеркасска в Вешенскую летал командир 3-го Донского самолётного отряда, военный лётчик, подполковник Антонов, затратив на перелёт 2 часа 55 минут. В тот же день он совершил 50-минутную разведку, летая над рекой Дон. На следующий день Антонов вернулся из Вешенской в Новочеркасск, пробыв в воздухе 3 часа 25 минут.

Веселовский, повышенный Атаманом в чин капитана, 23 мая вылетел на «Бранденбурге» в Вешенскую из Новочеркасска (с посадкой у станции Зверево). Полёт продолжался 5 часов 20 минут. Для восставших казаков Верхне-Донского округа Веселовский привёз ценный груз, который весил 12 пудов: патроны, английское обмундирование, табак и газеты. На борту также было 14 бомб и 1 пуд пороха.

Фактически для связи с Верхне-Донским округом был задействован только 2-й Донской самолётный отряд. В него передали несколько оставшихся аппаратов из 1-го отряда. 3-й Донской, подполковника Антонова, 27 мая был направлен в Нижне-Чирскую в распоряжение 1-й Донской армии. 4-й и 5-й отряды сражались на Царицынском фронте. Вся работа легла на оставшийся при 3-й Донской армии 2-й самолётный отряд. Командир отряда военный лётчик подполковник Лавров 24 мая отправил начальнику штаба 3-й армии телеграмму за №334 «Сегодня утром вылетело 6 самолётов в Вешенскую. Ввиду сильного ветра «Вуазен» подполковника Лаврова и прапорщика Макаренко не дойдя до Миллерова и побыв более 4 ч 30 мин в воздухе принужден был вернуться обратно [на станцию Зверево]».

Капитан В.Д.Иванов на аппарате «Фарман-30» (взял 6.000 патронов) и вольноопределяющийся И.Я.Лобов на «Сопвиче» (6.000 патронов) при сильном встречном ветре смогли в тот день долететь до Вешенской, где благополучно спустились, израсходовав почти весь бензин. Вылетевший с ними прапорщик Л.Е.Добровольский потерял ориентировку и сел, израсходовав горючее у Картушино. Лобов и Иванов ждали горючего, которое должен был привезти капитан Веселовский. 27 мая в 6 часов 30 минут Лобов вернулся в Зверево, а капитан Иванов остался в Вешенской по приказанию Секретёва.

Самолет Вуазен Донской авиации

Ранее, перед донскими лётчиками была поставлена задача связаться с конной группой генерала-майора А.С. Секретёва, которая шла на соединение с восставшими. 25 мая, Секретёв прорвал оборону красных и у станицы Казанской соединился с окружёнными верхне-донцами.

В этот день, в 5 часов 20 минут утра со станции Зверево вылетели на «Бранденбурге» капитан Веселовский с наблюдателем штабс-капитаном В.Н. Тихоновичем. После четырёх спусков и расспросов, они в 8 часов 20 минут опустились вблизи хутора Фёдоровский, где нашли части Секретёва. Лётчики передали генералу срочные пакеты и описали всё ужасное положение восставших казаков Вешенской и их просьбу о немедленной помощи. Затем «Бранденбург» прибыл в Вешенскую, откуда «в 17 часов вылетели для бомбометания. В 20 часов 30 мин опустились в Каменской из-за полного израсходования бензина.

В начале июня 1919 года донские лётчики совершили последние полёты в Вешенскую. Так, 2 июня, на «Вуазене» военный лётчик 2-го Донского самолётного отряда подпоручик Н.Д. Никитский и наблюдатель подъесаул Павлов «в 4 часа отбыли лётом в станицу Вешенскую с пакетами». На следующий день, капитан Иванов и подъесаул Павлов на «Фармане-30» вылетели в 12 часов со станции Зверево и опустились в 14 часов 30 минут в Вешенской.

При посадке их аппарат поддуло боковым ветром и левой коробкой крыльев он задел за бугор, вследствие чего поломались верхние и нижние лонжероны. Аппарат был разобран и доставлен в Миллерово. Пакеты лётчики сдали « Командующему войсками Верхне-Донского округа для доставки по назначению».

Совпвич-Страттер авиации Донской армии

 Всего к восставшим казакам в Вешенскую самолётами Донской авиации было доставлено 58.000 ружейных патронов, 18 пудов груза (перевязочный материал, порох, табак, газеты, медикаменты и прочее). Неоценима заслуга донских лётчиков, рисковавших жизнью, делавших 300-вёрстные перелёты над вражеской территорией, перед восставшими казаками Верхне-Донского округа. Они принесли огромную пользу и бесценную моральную поддержку, дали надежду на соединение с регулярными войсками, которое состоялось 25 мая 1919 года.

Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Марату ХАЙРУЛИНУ и редколлегии Альманаха "Донские казаки в борьбе с большевиками" за любезно предоставленные для электронной публикации материалы по действиям авиации Донской армии во время верхне-донского восстания.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1. Сотник П.Г.Богатырев.
Приложение 2. Восстание в Верхне-Донском округе [Сообщение подхорунжего Сафонова]
Приложение 3. Приказ Донским Армии и Флоту №170.
Приложение 4. Доклад летчиков, прилетевших из Верхне-Донского округа, где восстали против советской власти донские казаки и крестьяне [Заседание Войскового Круга от 8 мая 1919 года].
Приложение 5. Документы и письма, привезенные летчиками из Верхне-Донского округа. Вести из Верхнедонья.
Приложение 6. Военный летчик, шт.-кап. П.И.Безсонов.
Приложение 7. Опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

Источники:
  • 1. Дьякова Е. Полёты к Верхне-Донцам - "Донская Волна" (Ростов-на-Дону), 1919, 29.VIII., №30, с.10-11.
  • 2. «Донские Ведомости» (Новочеркасск), 1919, V-VII.
  • 3. Российский государственный военный архив (РГВА), ф.39457, оп.1, д.404, л.45; ф.40135. оп.1, д.16, л.67, л.146; ф.40136, оп.l, д.41, л.10.
  • 4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 1258 оп. 3 Д. 108, л.1.
  • 5. Кондратенко О.В., Верхне-Донское восстание. Из сборника: "Актуальные проблемы истории Царицына начала XX века и периода Гражданской войны в свете современного видения (1900-1920)". Волгоград, 2001.

Иллюстрации:

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты