АВИАЦИТАТА

Помяните моё слово. Грядёт комбинация самолёта и автомобиля. Вы можете улыбнуться, но к этому придут.

Генри Форд в поддержку своего самолёта для всех Sky Flivver, 1928 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Евграф Крутень. Русский витязь Первой мировой войны
АВИАЦИЯ
Евграф Крутень. Русский витязь Первой мировой войны

Теоретик и новатор в области истребительной авиации, «Русский витязь» воздушного боя, Евграф Николаевич Крутень родился в Киеве, 17  декабря 1891  года. Евграф Крутень происходил из семьи кадрового военного. Мать – Каролина Карловна. Отец – Николай Евграфович. После развода родителей, маленький Евграф остался жить с отцом.

Окончив Киевский кадетский корпус, потом Константиновское артиллерийское училище,  Евграф Крутень поступил на службу в четвертую конно-артиллерийскую дивизию. Константиновское артиллерийское училище окончил в 1911 году и получил звание прапорщика и сразу был направлен в 4-ю конно-артиллерийскую батарею Киевского военного округа. Уже через год Е.Н. Крутень стал подпоручиком и получил перевод во 2-ю батарею второй конно-горной дивизии.

В июне 1913 года, будучи в звании поручика, Евграф Крутень получил должность наблюдателя на осенних ежегодных маневрах Киевского военного округа. Это была первая попытка совместных боевых действий артиллерии и авиации. Именно отсюда и начался славный путь Крутеня в авиации: он зачисляется в 11-й авиационный отряд под руководством штабс-капитана П.Н. Нестерова.

Тогда-то Евграфом Николаевичем и было принято окончательное решение стать летчиком. После полетов на разведывательные задания вместе с Петром Нестеровым, наблюдения за выполнением первой в мире «мертвой петли», сомнений в собственном предназначении у Евграфа Крутеня больше не оставалось. Он начинает писать рапорты руководству с просьбами о переводе в авиацию. Заручившись рекомендацией Петра Нестерова, Евграф Крутень поступает в военную авиационную школу города Гатчина (Санкт-Петербургский район). В 1914 году Евграф Николаевич оканчивает летную школу с отличием, получив первый разряд.

Летному делу он обучается на французском самолете «Farman F.16». Евграф Николаевич Крутень, вместе с поручиком А. А. Кованько, участвует в перелете «Гатчина – Псков – Рига – Ревель – Гатчина». Перед самым окончанием летного курса, 23 августа 1914 года Евграф Крутень дважды выполняет «мертвую петлю», или «петлю Нестерова», на французском разведывательном самолете «Farman F.20». Через два дня после этого в воздушном бою трагически погибает его учитель штабс-капитан Петр Нестеров.

Когда началась Первая Мировая Война, Евграф Крутень сразу проявляет себя в качестве отважного боевого пилота. На фронт Е.Н. Крутень прибывает в сентябре 1914 года, и воюет сначала в 21-м корпусном, куда его направляют 27 октября 1914 года, а потом во 2-м армейском авиаотрядах.

Крутень летал на двухместном французском биплане «Voisin», блестяще выполняя разведывательные и бомбометательные задания. 5 апреля 1915 году Евграф Крутень впервые в истории авиации организует и осуществляет групповой ночной полет в тыл противника, получает важные сведения о вражеском расположении, направляет с воздуха артиллерийский огонь. Узнав про жестокую расправу немецких летчиков над русскими санитарными поездами и госпиталями, Крутень возглавляет «Налет возмездия» и лично сбрасывает шесть бомб на вражеские укрепления.

12 ноября 1916 года Евграфа Крутеня назначают командиром 2-го армейского авиаотряда. Весной 1916 года он командируется на московский авиационный завод «Дукс» для опытного испытания новых самолетов. Именно в этот период Крутень и начал выступать с инициативой создания специализированных истребительных отрядов. Отважно атакуя неприятельские самолеты, Крутень приходит к выводу о необходимости существования отдельных истребительных подразделений.

Вернувшись на фронт, Евграф Крутень летает на самолете «Вуазен ЛА», первом летательном аппарате, оснащенным пулеметом. Недостатком самолета был его большой вес, что существенно усложняло задачу ведения воздушного боя. Но Евграф Николаевич не сдавался, и 6 марта 1916 года он атаковал и сбил свой первый вражеский самолет.

Уже через месяц было принято решение о создании первых истребительных подразделений. 24 мая 1916 года Приказом Управления военно-воздушного флота штаб-капитан Е. Н. Крутень назначается на должность командующего 2-м авиационным отрядом истребителей. После 1916 года таких отрядов в России было уже двенадцать. 7 августа истребительный авиаотряд  Евграфа Крутеня передислоцирован под город Несбиш, а через три дня Евграф Николаевич Крутень сбивает свой второй вражеский самолет «Альбатрос С.III», совершив после этого вынужденную посадку за пределами 9-го армейского корпуса российской армии.

Еще через три дня Крутень сбивает «Румплер C.I.», который осуществлял разведывательную операцию возле железнодорожной станции Столбы. Крутень вынудил вражеский самолет к посадке, нанеся повреждения в область радиатора машины. Немецкий экипаж был взят в плен. Это случай имел широкий резонанс в прессе: Евграф Крутень стал по-настоящему популярным и известным летчиком-героем.

С огромным воодушевлением Евграф Николаевич занимался организацией авиаотряда, обучением пилотов правилам воздушного сражения. Его отряд базировался вблизи города Броды (Львовская область). Летчики Крутеня летали на "Ньюпорах XXI", имевших скорость 150 км/ч. В самые короткие сроки авиагруппа стала настоящей угрозой для немецкого противника: это был крепкий боевой коллектив асов воздушного боя. 30 июля 1916 года команда Евграфа Крутеня побеждает в бою в первый раз, через два дня после этого – новая блестящая победа.

В ноябре 1916 года Е.Н. Крутеня вместе с Орловым, Барковским, Свешниковым и Кежуном отправляют во Францию для изучения новых самолетов и боевого опыта союзников. Там Евграф Крутень воюет в эскадрилье «Аистов» группы А. Брокара (GC 12). За один боевой месяц Крутень сбивает 3 вражеских самолета. Одновременно с боями в воздухе, Евграф Крутень штурмовал позиции противника и осуществлял разведывательные вылеты. Евграф Крутень сближается с французским коллегой, летчиком Ж. Гиннемером, оказавшим большее влияние на становление Крутеня как тактика воздушного боя. За боевые заслуги во Франции, Е.Н. Крутень был награжден «Боевым Крестом с пальмовыми ветвями». Уже на тот момент Евграф Крутень, так же как и Петр Нестеров, стал одним из пионеров тактики воздушного истребительного боя.

В 1917 году, в марте, Евграф Крутень возвращается в Россию. 19 апреля 1917 года его назначают командиром 2-й боевой юго-западной авиационной группы, в которую входили 3-й, 7-й и 8-й корпусные отряды. У каждой из групп имелся персональный опознавательный знак на корпусе самолета. У 3-го отряда это была голова индейца, у 7-го – голова орла, у 8-го – червовый туз.  В отряде у Крутеня был непререкаемый авторитет, и при этом самое теплое отношение со стороны подчиненных. Евграф Крутень обладал замечательным профессиональным качеством: сочетание храбрости и летного мастерства, Евграф Николаевич Крутень просто поражал своей боевой отвагой и умением вести бой.

Первоначально Евграф Крутень совершал полеты на «Ньюпоре-17» с двигателем «Рон» объемом 80 литров, а после – на «Ньюпоре-23» с объемом двигателя 120 литров. На борту этого самолета была нарисована голова витязя Ильи Муромца в профиль в древнем шлеме. На этом самолете Крутень был опасен как никогда: он разгонял самолет до скорости 160 км в час, и вражеские авиаторы уходили от прямого сражения, несмотря на численное превосходство.

Прием воздушного боя, разработанный Крутенем, заключался в следующем: он поднимался выше самолета противника и резко атаковал его со стороны солнца. После этого он опускался на 50-100 метров ниже вражеского самолета и, находясь в невидимой зоне («мертвом конусе»), стрелял по противнику пулеметной очередью.

Самые лучшие пилоты Германии и Франции в бою с Крутенем неизменно проигрывали. Евграф Крутень, скромный в быту человек, не имел себе равных в воздушном сражении, при этом он оставался гуманным даже по отношению к противнику. Известен случай, когда Евграф Николаевич, сбив самолет противника, постарался как-то передать информацию о его гибели семье погибшего.

Интересен такой случай из боевой жизни Евграфа Крутеня: на высоте 3000 метров в его самолете закончился бензин. Но по дороге на аэродром, летчик встречает машину немецкого противника, и, не раздумывая ни секунды, атакует и уничтожает врага, не имея в баке ни капли горючего.

У Евграфа Крутеня была своя собственная тактика ведения воздушного боя – он не только был образцом мастерства и мужества, но и разработчиком научной базы тактики ведения сражения в воздухе. На счету Евграфа Крутеня – 20 способов атаки вражеских самолетов как одиночных, так и парных или групповых, описанные в брошюре «Воздушный бой». Этот труд он разработал еще и на основании опыта французского летчика Ж. Гиннемера. Именно Евграф Крутень первым предложил вести парные военные операции, справедливо считая пару самолетов эффективным боевым средством.

Е.Н. Крутень – автор 9 научных работ по истребительной авиации. Среди трудов Крутеня такие брошюры: "Наставление лётчику-истребителю", "Воздушный бой", "Военная авиация во Франции", "Что думалось в Лондоне", "Нашествие иноплеменников", "Кричащие нужды русской авиации". В этих научных трудах Евграф Крутень описывает основные требования к истребительному самолету: хорошие показатели скорости как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях;  высокая маневренность; возможность подниматься на большую высоту. В «Нашествии иноплеменников» Евграф Крутень критикует чрезмерное восхищение иностранными тактиками ведения боя, заслуженно полагая, что русская авиационная школа имеет больше объективных достоинств. 

6 июня 1917 года, при посадке на аэродром возле деревни Плотычи Тарнопольской области (прежнее название Тернополя) без горючего в баке, капитан Е.Н. Крутень на самолете «Ньюпор-17» срывается в штопор и разбивается. В этот день Крутень сбил свой последний вражеский самолет «Фоккер», защищая разведывательный самолет «Вуазен» от нападения трех австрийских истребителей. Погибшему Евграфу Крутеню не было и 27 лет.

После Петра Нестерова, Евграф Крутень был одним из самых лучших боевых летчиков-истребителей. Истинная причина трагедии так и не была установлена: то ли отказала система управления самолетом, поврежденная в бою, то ли окончательно износился мотор, то ли проявилось боевое ранение Крутеня, помешавшее справиться с управлением.

Евграф Николаевич Крутень, так же как его учитель и кумир Петр Нестеров, был похоронен в Киеве на кладбище при Вырубецком монастыре недалеко от Никольской военной школы. Крутеня посмертно представили к званию подполковника и к ордену Святого Георгия 3-й степени. Второму авиационному отряду присвоили имя его отважного командира – Евграфа Крутеня. В память о герое-авиаторе была учреждена специальная медаль с изображением Крутеня. Мать Евграфа Николаевича организовала специальный Фонд имени Евграфа Крутеня, счет которого был открыт в одном из банков города Могилев, она также добилась именной стипендии для выпускников военных учебных заведений.

Согласно данным из различных источников, Евграф Крутень сбил в воздушных боях от 7 до 17 самолетов противника. Евграф Николаевич Крутень был награжден несколькими орденами: Золотым Георгиевским оружием, орденом Святой Анны 4-й степени с мечами, орденом Святого Станислава 2-й и 3-й степени, орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами, орденом Святого Георгия 4-й степени, французским Военным Крестом с пальмой. Как уже упоминалось, Евграф Крутень был представлен посмертно к Ордену Святого Георгия третьего класса.

Евграф Николаевич Крутень – выдающийся авиатор, один из лучших асов в истории авиации, автор трудов о тактике ведения воздушного боя, основоположник истребительной авиации, отважный герой и профессиональный боевой командир. Вклад Крутеня в историю российской авиации невозможно переоценить.

Материал подготовила Ольга У.

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты