АВИАЦИТАТА

Может быть, аэроплан и хорошее средство спорта, но для армии он ни к чему...

Маршал Фош, 1911 г. Франция

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Ноября
19 ноября 1932 г.
Состоялся первый полет скоростного самолета АИР-7 конструкции Яковлева, под управлением летчика-испытателя Ю.И.Пионтковского. Уже на следующий день был установлен рекорд СССР в скорости - 325 км/ч.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Фотинов Ю.Л. Знаки российской авиации 1910-1917
АВИАЦИЯ
Фотинов Ю.Л. Знаки российской авиации 1910-1917 Фотинов Ю.Л. Знаки российской авиации 1910-1917

Книга посвящена истории возникновения знаков российской авиации с начала ее зарождения и до ноября 1917 года, когда революционные события изменили ценностные ориентиры российского государства. На фоне истории развития отечественной авиации показано формирование ее символики: военной, спортивной, промышленно-экономической.

Автором этой книги является генерал-лейтенант авиации Юрий Леонидович Фотинов, прошедший боевой путь от техника самолета до военного летчика. Участник Великой Отечественной войны. За 30 лет службы он освоил 15 типов самолетов. В течение 24 лет он совмещал летную работу с исполнением командных должностей от заместителя командира эскадрильи до заместителя начальника политуправления ВВС.


ОТ АВТОРА

Эта книга задумана не как описание истории создания и развития воздушного флота Российского государства. Данной теме посвящено очень много книг, научно-исторических трактатов и масса мемуарной литературы, изданной громадными тиражами. История, главные ее этапы и факты достаточно канонизированы, но, несмотря на очень непродолжительное существование авиации (всего лишь столетие) и на то, что все ее развитие происходило на глазах нынешнего поколения человечества, она постоянно уточняется и обогащается новыми "фактами и обобщениями. История нашей авиации в целом излагается объективно, но в отдельных случаях на трактовку ряда событий оказывают влияние изменения взглядов на политическую историю страны.
Не претендует эта книга и на признание ее каталогом всех наградных нагрудных знаков летного и инженерно-технического состава отечественных ВВС. Хотя ради справедливости надо отметить, что такового официального издания на русском языке не существует, а в зарубежной литературе по фалеристике данная тема представлена весьма скудно или же вовсе не освещается.
В этой книге автору хотелось показать, как запечатлелась история нашей военной авиации в нагрудных знаках и как они в свою очередь влияли и стимулировали ее зарождение и даже ее развитие. Книга не научный трактат, а скорее рассуждения специалиста по фалеристике и военного летчика на эту тему.
Фалеристика — этот термин обозначает два понятия. Во-первых — это вспомогательная историческая дисциплина, излагающая историю орденов, медалей и знаков отличия. Во-вторых, понятием «фалеристика» обозначают коллекционирование наградных, квалификационных и памятных знаков.
Предметами и темами коллекционирования в военной фалеристике могут быть:
1. Государственные награды, к которым относятся: ордена и медали, клейноды (нем. kleinod — драгоценности) — это знамена, бунчуки, трубы, литавры, символы власти — жезлы, булавы, палицы, почетное и именное оружие и др.
2. Знаки различия — определяющие существующие категории личного состава армии, воинские звания и принадлежность к вооруженным силам того или иного государства.
Это — погоны, петлицы, нарукавные знаки, нашивки, кокарды на форменном головном уборе, эмблемы, определяющие принадлежность военнослужащего к виду, роду войск, его военную специальность.
3. Наградные нагрудные знаки за отличия при выполнении воинского долга, за хорошие показатели в боевой подготовке, за повышение классной квалификации, отмечающие степень освоения военной техники, то есть уровень воинского мастерства.
4. Знаки об окончании военных учебных заведений школ, училищ, академий и институтов.
5. Юбилейные знаки видов и родов ВС, объединений, соединений, частей, учебных заведений, военных учреждений и НИИ.
Дифференциация знаков происходила постепенно. С древних времен отличившихся в битвах воинов отмечали наградами. В Древнем Риме это была «фалера» (лат., греч. — металлическая бляха), в Киевской Руси в XI веке за ратные подвиги военачальники награждались золотой гривной на золотой цепи, рядовые ратники — серебряной гривной, а особо отличившиеся — позолоченной.
С развитием и особенно с созданием регулярных армий усилилась необходимость выделения военачальников и командиров всех степеней. Указом Петра I для офицерского состава был учрежден специальный отличительный металлический знак — пластинка в виде усеченного полумесяца с изображением герба и вензеля, который носился на груди под воротником. После битвы под Нарвой, в которой отличились Преображенский и Семеновский полки, Петр I повелел на офицерских знаках этих полков выгравировать дату битвы — 19 ноября 1700 года. С эпохой петровских реформ связаны коренные преобразования наградного дела — учрежден первый орден в России — орден св. Андрея Первозванного, чеканились офицерские и солдатские награды. В XVII-XVIII веках для награждения участников военных походов появились специальные медали. С введением Петром I «Табеля о рангах» сложилась система чинов и званий, а также стала формироваться система знаков различия, определяющая строгую субординацию и права начальников.
С развитием и укреплением структур регулярной армии появилась необходимость в знаках, определяющих принадлежность военнослужащего к тому или иному виду вооружений: кавалерии разных назначений, артиллерии, инженерной и саперных частей и т.д. К концу XIX и началу XX века все полки российской армии имели свои нагрудные знаки, которые являлись элементом формы одежды. Эти знаки символизировали боевой путь, традиции и память о сражениях и заслугах части. Безусловно, свою систему знаков имел и военно-морской флот.

Фотинов Ю.Л. Знаки российской авиации 1910-1917 - М.: Восточный горизонт. Приложение к журналу "Техника-молодежи" - 2004 г., 56 с. ISBN 5-93848-025-6




Скачать


Содержание


Комментарии


Источники


Документы:
1. Российский Государственный Военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493 (УВОФЛОТ), оп.2. отд. 1, д.1.
2. РГВИА ф. 2008 (Полевое управление авиации и воздухоплавания), оп. 1, д. 157, 163, 571, 848.
3. Авиация и воздухоплавание в России. Сборник документов и материалов. Вып. 3-7 (1907 - 1914 гг.). М, 1970-77. На правах рукописи.

Мемуары:
1. Бабушкин М.С. Защиски летчика. 1893-1938. М.-Л, 1941.
2. Брусилов АА Мои воспоминания. 4-е изд. М-Л., 1946.
3. Гребенев АИ. Мои воспоминания. Рукопись (частный архив).
4. Игнатьев А А. Пятьдесят лет в строю. Т. 1,2. М., 1989.
5. Матвеев А.П. Разбитые крылья. Берлин, б.г.
6. Мачивариани М.С. «Глаза — на юг». Тбилиси, 1969.
7.  Нижевский Р.Л. Мой слркебный путь воздухоплавателя, дирижаблиста и военного летчика./Военная быль (Париж). 1956, № 81.
8. Павлов И.у. Боевой путь. Записки красного летчика. М.-Л., 1937.
9. Петренко А.К. В небе старой и новой России. М., 1952.
10. Родзянко М.В. Крушение империи. Харьков, 1990.
11. Романов AM. (вел.кн. Александр Михайлович). Книга воспоминаний. М., 1991.
12. Ткачев ВМ. Крылья России. Рукопись (ОР РНБ ф. 703, оп. 1, д. 3).
13. Трубецкой B.C. Записки кирасира. М., 1991.
14. Туманский АК. Полет сквозь годы. М., 1962.
15. Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. Белград, 1930.
16. Чайковский ММ. Воспоминания летчика-наблюдателя (1914-1916 гг.)/Военная быль. (Париж). 1961. № 48 - 50.
17. Шиуков А.В. Война в воздухе. М--Л., 1941.

Общие исследования:
(здесь указаны лишь основные работы, в которых приводятся сведения из малоизвестных архивных документов и мемуаров)
1.   Воронова  СВ.  Материалы  Особого  совещания  по  обороне  государства.   Источниковедческое исследование. М., 1975.
2. Гальперин Ю.М. Воздушный казак Вердена. М, 1990.
3. Аузь П.А, История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.). Изд. 3-е, доп. М, 1989.
4.   История   воздухоплавания   и  авиации   в  СССР.   По  архивным  материалам  и  свидетельствам современников. Под ред. В.А. Попова. Период до 1914 г. М., 1944.
5. Лавренец В.И. Летчики России. М, 1992.
6. Токарев С.Н. Хроника трагического перелета. М., 1991.
7.  Darcey T, Durkota A., Kulikov V. The Imperial Russian Air Service. Famous Pilots. Aircraft of World War One. Flying Machines Press: Mountain Vew, CA, 1995.

Особую благодарность за предоставленную информацию автор выражает Крутлову Геннадию Петровичу — создателю наиболее полного рукописного каталога авиационных знаков России и СССР.
Рисунки обмундирования, реконструированного по фотографиям и согласно приказам о форме одежды, выполнены А. Каращуком.
Фотографии знаков, предоставленных из российских частных коллекций, сделаны О. Рубаном.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты