АВИАЦИТАТА

С устройством первого металлического аэростата, имеющего веретенообразную форму, легко рассекающую воздух, начнётся для воздухоплавания новая эра.
К. Э. Циолковский «О возможности построения металлического аэростата, способного изменять свой объём и даже складываться в плоскость», 30 августа 1890 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ОЗЕРСКИЙ Дмитрий Алексеевич - командир воздушного корабля «Илья Муромец-III»
АВИАЦИЯ
ОЗЕРСКИЙ Дмитрий Алексеевич - командир воздушного корабля «Илья Муромец-III»
Звание: Штабс-капитан
Даты жизни: 26.10.1888 г. - 02.11.1915 г.
Страна: Российская империя

Биографическая справка:

Дмитрий Алексеевич Озерский родился 26 октября 1888 года в дворянской семье в Москве. Поскольку отец юноши был полковником, сомнений в том, где продолжить обучение после гимназии не было.
С 1906 г. по 1908 г. Дмитрий обучался в Александровском военном училище и 15.06.1908 г. был выпущен подпоручиком в 1-й лейб-гренадерский Екатеринославский полк.
С 23.06 по 17.07.1908 г. — временно командующий 11-й ротой.
С 14.07 по 29.08.1908 г. — временно командующий 9-й, а затем 8-й ротой.
17.03.1913 г. командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.
01.04.1913 г. зачислен в списки переменного состава школы.
25.11.1913 г., по ее окончании, — младший офицер 1-го полевого авиационного отряда при 1-й авиационной роте.
10.12.1913 г. Озерский прибыл к месту службы.
15.04.1914 г. 1-й полевой авиационный отряд переименован в 5-й корпусной авиационный отряд.
18.07.1914 г. зачислен в его списки.
04.09.1914 г. командирован в г. Петроград «на приемку самолетов, предназначенных для отряда».
05.10.1914 г. прикомандирован к Военной авиационной школе для обучения полетам на самолетах типа «Дюпердюсен».
15.10.1914 г. отправлен в крепость Карс «для выяснения степени пригодности для полетов в местных условиях аэропланов типа «Фарман — 22».
16.10.1914 г. назначен в число обучающихся полетам на самолетах типа «Илья Муромец».
С 01.11.1914 г. — в постоянном составе Военной авиационной школы.
05.11.1914 г. прибыл из командировки из крепости Карс.
29.05.1915 г. отправлен в действующую армию в распоряжение начальника Эскадры воздушных кораблей, исключен из списков Военной авиационной школы.
С 03.06.1915 г. — исполнял дела командира воздушного корабля «Илья Муромец-III» вместо С.М.Бродовича.
С 26.07.1915 г. — командир воздушного корабля «Илья Муромец-III».
02.11.1915 г. погиб во время совершения своего последнего, 26-го боевого вылета, близ г. дв. Волчковичи, в четырех верстах от местечка Прилуки, вместе с подполковником Звегинцевым — офицером-наблюдателем от штаба 3-й армии и старшим унтер-офицером Фогтом — младшим механиком корабля.
При определении причин аварии воздушного корабля «Илья Муромец — III» было установлено, «что рули направления с корабля были сняты до полета, вследствие чего при спуске корабля, когда внезапно остановились оба левые мотора, получившийся большой крен не удалось выправить. Корабль перешел на нос и упал на землю с высоты 200-250 метров».
11 ноября 1915 г., спустя всего две недели после производства в штабс-капитаны, командир «Ильи Муромца-III» Дмитрий Озерский был погребен на Московском городском братском кладбище.

Чины и звания

Подпоручик — 15.06.1908 г.
Поручик — 15.12.1911 г.
Штабс-капитан — 27.10.1915 г.

Награды

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени — ВП от 02.06.1914 г. «за окончание курса Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы»;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом — Приказом Верховного Главнокомандующего от 23.07.1915 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени — ВП от 08.11.1915 г. «за отлично-усердную службу и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени»;
Орден Святой Анны 2 ст. с мечами — ВП от 28.11.1915 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени — ВП от 07.02.1917 г. «за то, что, будучи в чине поручика, при боевых полетах лично управляемого им корабля 23-го июня, 21-го июля и 12-го августа 1915 г., находясь под артиллерийским огнем, успешно выполнил разведку, доставил своевременно ценные сведения штабу 3-й армии о позициях противника, о движении его войск и обозов, а сброшенными бомбами уничтожил 23-го июня на стан. Бельзец грузовые автомобили со снарядами, 21-го июля в м. Тышевцы — склад артиллерийских припасов, 12-го августа на стан. Луков — 50 вагонов с неприятельскими снарядами».

Георгиевское оружие — ВП от 24.01.1917 г. «за то, что, будучи в чине поручика, 23-го июля 1915 г., с явною опасностью для жизни неоднократно подвергаясь сильному огню неприятельской артиллерии, совершил боевой полет на корабле "Илья Муромец". Полет продолжался 4 часа 50 минут, причем было произведено удачное бомбометание по головной стан, противника "Рава-Русская", где были сосредоточены интендантские и артиллерийские склады; были обнаружены батареи, передвижение войск и обозов противника. Сведения, доставленные этой разведкой, существенно повлияли на успешный ход дальнейших операций».



Источники:
  • Никольской С. На воздушном корабле. Из дневника войны 1914-1917 гг. М., 2001. С. 188; ГПИБ.
  • Московское городское братское кладбище. Опыт биографического словаря / Сост. И.М. Алабин, А.С. Дибров, В.Д. Судравский. М., 1992. С. 50.
  • Архивные источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26983. Л. 236-237; Ф. 408. Оп. 1. Д. 13167. Л. 20 об.; Ф. 409. Оп. 1. П/с. 151-663; Ф. 2118. Оп. 1. Д. 767. Л. 15-16.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты