АВИАЦИТАТА
Если аппарат и лётчик не готовы к бою, то незачем и вылетать для встречи с немцами, которых такие результаты лишь ободряют. А если истребитель готов, то надо вести бой решительно и упорно.
Е.Крутень "Из приказа №15 по 2-й БАГ, 3 мая 1917 года"
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
11 Декабря
11 декабря 1913 г. Состоялся первый полёт первого в мире тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского.
|
Энциклопедия Sopwith 5F.1 Dolphin (Сопвич 5F.1 «Долфин»)
|
|
АВИАЦИЯ
Sopwith 5F.1 Dolphin (Сопвич 5F.1 «Долфин») |
|
Страна: Великобритания
Производитель: «Сопвич Эвиэйшн Компани»
Конструктор: Герберт Смит
Первый полет: 1917 г.
Тип: истребитель
|
Модификации:
Описание:
23 мая 1917 г. совершил первый полет прототип истребителя Сопвич 5 F.1, пилотируемый Гарри Хоукером. Самолет «Долфин» (дельфин), спроектированный Гербертом Смитом, представлял собой двухстоечный биплан смешанной конструкции.Для того чтобы предоставить летчику максимальный обзор вперед и вверх, верхнее крыло было сделано с отрицательным выносом (305 мм) и практически посажено на фюзеляж.Голова пилота возвышалась над консолями верхнего крыла. При капотировании самолета это грозило летчику травмой и невозможностью выбраться из кабины. Во фронтовых условиях над кабиной иногда (а в частях ночных истребителей - всегда) оборудовался предохранительный каркас в виде пирамиды из стальных труб или стальные дуги над верхним крылом в местах крепления ближних межкрыльевых стоек. Самолет был оснащен двухрядным V-образным двигателем Испано-Сюиза 8 мощностью 200 л. с. (до этого на летателных аппаратах фирмы «Сопвич» устанавливались только ротативные двигатели). На прототипе использовался лобовой радиатор, который на серийных машинах заменили двумя малыми радиаторами с управляемыми створками. Радиаторы размещались позади пилотской кабины. В отличие от остальных самолетов фирмы «Сопвича» на «Долфине» стабилизатор был закреплен неподвижно. Прототип не был вооружен, в серии же, кроме двух синхронных пулеметов «Виккерс», закрепленных над двигателем, имелась возможность размещать в передней части кабины один или два «Льюиса», причем угол установки этих пулеметов относительно горизонта можно было менять от 30 до почти 90°. В кабине находился оптический прицел, который на ночных истребителях обеспечивался электроподсветкой. В варианте штурмовика самолет мог нести четыре небольшие противопехотные бомбы. Обзор из кабины был плохим, пилот сидел в окружении пулеметов, стоек, перекладин, приборов (их было достаточно много) и ручек. В конце июня, еще до окончания испытаний, фирма «Сопвич» получила заказ на 500 машин, что свидетельствовало о высокой оценке опытного истребителя. Лицензионное производство было организовано на фирмах «Дэррэк Мотор Энджиниринг Ко, Лтд» (которая ранее освоила выпуск D.H.5 с обратным выносом крыла) и «Хупер Ко, Лтд» (изготавливала самолеты «Страттер» и «Кэмел»).Осенью 1917 г первые серийные машины Сопвич 5F.1 «Долфин» начали поступать на фронт. Ими были вооружены четыре британских и одна канадская эскадрильи авиачастей первой линии, а также одна эскадрилья системы обороны островов Метрополии и несколько учебных авиационных подразделений. Подобно многим другим самолетам,история «Долфина» полна домыслов и слухов, подогреваемых рассказами о полном превосходстве немецких истребителей. На фронте отношение к «Долфину» было разным. Одни пилоты ценили этот самолет за мощное вооружение, другие критиковали за длительный цикл подготовки к полету, связанный с трудностями запуска и разогрева двигателя до необходимой для старта температуры. Также критике был подвергнут обратный вынос верхнего крыла (в памяти были свежи неприятности с подобным D.H.5), который стал причиной необычных характеристик при штопорении. Даже наклонная форма носовой части фюзеляжа (сделанная для улучшения обзора) расценивалась некоторыми летчиками как способствующая срыву в штопор. Однако в остальном «Долфин» был довольно удачным и многие пилоты добились на нем побед над противником. Так, Ф. Жиллет (американец, воевавший в канадской эскадрилье) сбил на нем 14 самолетов и три аэростата, а его коллега по эскадрилье капитан Р. Бэрнимэн - также 14 самолетов и один аэростат. Известно, что морское ведомство не заказывало самолет, поэтому основной его специализацией было ночное патрулирование британских островов с целью отражения атак бомбардировщиков и дирижаблей противника. Производился невооруженный учебный вариант с двигателем мощностью 150 л. с. Пилотское сиденье на нем было более приподнято,что немного улучшило обзор. К лицензионной постройке «Долфина» проявили интерес американцы и французы. В начале двадцатых годов "Долфины" активно применяли поляки, в частности во время советско-польской войны. Всего было выпущено около 1500 машин.
|
|
Технические характеристики:
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
| Модификация | Sopwith 5F.1 Dolphin | Длина, м.
| 6.78 | Высота, м.
| 2.59 | Размах крыльев, м.
| 9.90 | Площадь крыла, м2
| 24.7 | Масса, кг.
| | пустого
| 698 | максимальная взлетная
| 1068 | Двигатель
| 1 х Испано-Сюиза 8
| мощность, л.с.
| 1 x 200
| Максимальная скорость, км/ч
| 190 | Продолжительность полета, ч.мин
| 1.75 | Максимальная скороподъемность, м/мин
| - | Потолок практический, м.
| 5650 | Экипаж, чел.
| 1 | Вооружение
| стрелковое 2 х 7,7-мм синхронных пулемета "Виккерс" и 1 (или 2) х 7,7-мм турельный пулемет "Льюис" бомбовое 4 x 11 кг
|
Интересные факты и легенды:
Источники:
Обухович В.А., Никифоров А.Ф.Самолеты Первой мировой войны: Впервые все типы и модификации самолетов Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, России, Италии - 368 с. Мн: Харвест 2003 г.
|
|
|