АВИАЦИТАТА

Недалеко от Новой Деревни было Коменданское поле, где происходили первые авиационные недели. Полета иногда приходилось ждать томительно долго. Гул моторов заглушался ревом толпы. По большей части, сделав круг, аэроплан в изнеможении садился. Но все-таки человек летал!

Из газет. С-Петербург, 1910 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

19 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ТЕВТОНСКИЙ СЛЕД НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. НЕМЕЦКИЕ ЛЕТЧИКИ НА СЛУЖБЕ У ЭНВЕРА-ПАШИ
АВИАЦИЯ
ТЕВТОНСКИЙ СЛЕД НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. НЕМЕЦКИЕ ЛЕТЧИКИ НА СЛУЖБЕ У ЭНВЕРА-ПАШИ

Михаил А. Жирохов

Большинством авиационных историков Первой Мировой войны незаслуженно забыты Оттоманские Турецкие воздушные силы (или по турецки Osmanli Hvakuvvetleri), которые тем не менее являются первыми по времени создания и наиболее эффективными авиасилами на Ближнем Востоке.

К концу Первой Мировой войны в их составе насчитывалось достаточное количество вполне современных самолетов и большое число подготовленных летчиков. Качественный и количественный рост турецких ВВС в ходе войны во многом был обусловлен мощной поддержкой со стороны Германии, которая выразилась не только передачей большого количества современных самолетов, но и участием в боях добровольцев и инструкторов. Именно о немецком следе в истории турецких ВВС и пойдет речь в данном материале.

****

немецкий летчик-доброволец на фоне истребителя Альбатрос

Довольно известная фотография немецкого добровольца на фоне Albatros D.V

© Official Website Of Turkish Air Force

Думаем, что в начале рассказа стоит немного остановиться на создании турецких ВВС.  В 1910 году под впечатлением от демонстрации аэростатов военный министр Отоманской империи Махмуд Севкат Паша издал приказ о создании собственных воздушных сил, которые поначалу огранили только аэростатными частями. А в июне 1911 года в городке Йесилкой (более известном как Сан Стефан) недалеко от Стамбула была основана и летная школа. Из-за отсутствия собственных подготовленных кадров поначалу все вакансии летно-технического персонала заняли иностранцы. Именно тогда впервые появились и немцы.

Именно подразделению аэростатов и пришлось первыми «понюхать пороху»:  6 декабря 1912 года германский экипаж на аэростате «Парсеваль» P9 участвовал в боях с болгарскими войсками под Эдирне. Однако полученные результаты боевой работы  не удовлетворили ни турецких генералов, ни их германских советников и все внимание переключилось на закупки аппаратов тяжелее воздуха.

Лидером тогдашней авиационной индустрии была Франции и нет ничего удивительного, что именно там в 1913 году турки начали покупать самолеты и готовить летчиков. «Французский» период истории турецких ВВС это отдельная история, к которой нам еще предстоит вернуться, на данный момент нас гораздо больше интересуют немцы.

Сразу же после официального вступления в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии турецкий военный министр Энвер Паша направил запрос о направлении в страну двух германских эскадрилий для открытия фронтов на Синае и Кавказе. На тот момент это практически не было выполнимо, так как Турция была отделена от Германии враждебными или нейтральными балканскими странами.

Только к 3 февраля 1915 года в страну как частное лицо прибыл майор германских воздушных сил Эрих Серна, которого сразу назначили командующим Оттоманскими ВВС, попутно повысив до полковника (что соответствовало  местному чину юзбаси). К этому моменту самолетный парк  представлял собой причудливую мешанину из самых различных самолетов французского, английского и американского производства, которые находились в очень плохом техническом состоянии. Немецкие же инструкторы решили провести реорганизацию по собственному образцу, наведя традиционный для тевтонов «ордунг».

К тому времени Турция уже год участвовала в Великой войне, хотя реально ей пришлось столкнуться только с  Британией. Небольшие воздушные силы поддерживали ограниченные операции турецкой армии в Йемене и Адене. С приходом немцев основной задачей стала организация противодесантной обороны на северном и южном побережье Анатолии.

Вскоре Серна разработал план реанимации турецких воздушных сил на базе германского добровольческого подразделения, однако жизнь внесла коррективы – как и просили турецкие генералы вскоре были созданы целых два истребительных подразделения. Одно выполняло прикрытие Галлиполи, а второе действовало в интересах 4-й армии в Сирии.

Были предприняты меры для закупки самолетов германского производства и привлечению добровольцев. Все прибывавшие летчики и техники, задним числом уволенные из кайзеровских ВВС, как правило, зачислялись в оттоманские ВВС и получали звание на ступень выше, чем имели дома.

Первыми самолетами германского производства в Турции стали невооруженные разведчики «Румплер», которые оказались полностью бесполезными в местных условиях. Немцы не спешили передавать союзникам истребители или другие боевые самолеты, которые были нужны на Западном фронте и не так жизненно необходимы на Ближнем Востоке.

На первых прибывших самолетах были нанесены германские кресты, однако по настоянию турков вскоре были накрашены опознавательные знаки страны – красно-белые квадраты. Однако вскоре реальности войны потребовали ввести новые менее заметные знаки и в итоге все германские самолеты стали летать с черно-белыми квадратами, накрашиваемых прямо поверх крестов.

«Фоккеры» над Галлиполи


Первым германским подразделением стал 1-й полк (1nci Boluk), который базировался на аэродроме в Канаккале, что на южном берегу Дарданелл. Основной задачей летчиков стало прикрытие 5-й армии, сдерживающей начавшуюся 25 апреля 1915 года высадку союзников на этом участке фронта. За несколько недель до высадки командование полком было передано туркам, однако к концу августа из-за военных неудач турка сменил другой немец – юзбаси Кёрнер. Из девяти пилотов этого подразделения пять были немцами, турецкие летнабы проходили стажировку помесячно.. Кроме того, весной 1915 года здесь же стало базироваться подразделение морской авиации, вооруженное разведывательными гидропланами «Гота».

В то время как турецкая армия сражалась с британцами и их союзниками на южном берегу Проливов, командование всерьез опасалось, что русская армия сделает аналогичную высадку на северном берегу. Однако этого не случилось и, в основном, воевать пришлось с британцами.

На фоне продолжавшихся боев снова появилась идея передачи туркам двух  современных монопланов «Фоккер» в качестве разведчиков.

Однако только в августе, после вступления Болгарии в войну на стороне Германии, удалось претворить эту идею в жизнь. Правда, еще в июле удалось перегнать один «Фоккер», который совершил совершенно секретную посадку в нейтральной Болгарии. К сожалению, пилот не справился с посадкой на незнакомом аэродроме (Йелсикоу) и разбил самолет (больше всего пострадал  двигатель). Через несколько недель дипломатической почтой удалось передать необходимые запчасти и 25 октября самолет решили перегнать на другой аэродром – Галата, что  на северном побережье Дарданелл. Однако самолет взлетел только для того, чтобы вновь потерпеть аварию при посадке – теперь самолет списали окончательно.

Кстати, разбившийся аппарат имел тактический номер «F1», присвоенный практичными немцами (что для романтических турков было совершенно немыслимо – ранее каждый самолет имел собственное имя!)

 

 

Albatros D.V турецких ВВС. Фото из коллекции автора.

 

Турецкие военные осматривают сбитый в воздушном бою британский самолет. Фото из коллекции автора.


Через два дня удача отвернулась от обер-лейтенанта Кеттенбейла и его пилота Прейшнера, когда их «Румплер» был сбит над Галлиполи.

К концу 1915 года положение с самолетами в турецких ВВС значительно улучшилось, так как теперь все необходимое можно было доставлять по железной дороге. В ноябре майор Серна сдал командование воздушными силами юзбаси Мехмеду Али (ветерану Балканской войны 1912-13 гг.) и вернулся в Германию. К этому моменту в стране уже находились четыре истребителя моноплана  Фоккер Е.III. Из них сформировали эскадрилью, куда вошли четыре пилота  - Буддеке, Шуц, Мухра и Мейнеке и шесть механиков. Возглавил эскадрилью Кронайсс.

В январе 1916 года германские летчики начали регулярные вылеты над Галлиполи на перехват союзных разведчиков. На тот момент туркам противостояло 22 британских самолета и французская эскадрилья. Несмотря на численное превосходство противника уже шестого числа Йоахим Буддеке сбил французский «Фарман» (пилот погиб).

На следующий день командир эскадрильи сбил около Седдюлбахира британский самолет, идентифицированный им как «Фарман». 11-го января Буддеке и Шуц сбили по одному британскому самолету.    

А всего за несколько недель германцы сбили несколько вражеских самолетов, сведя активность авиации союзников на этом участке фронта к минимуму. Буддеке претендует на четыре сбитых, Шуц и Мейнеке записали на свой счет по два, а Мухра – один самолет противника. Причем все победы были подтверждены либо обломками, либо плененными членами экипажа. Удивительно, но в этих боях только лейтенант Мухра был ранен. Будекке получил из рук Энвера паши золотую медаль Имитияз, а в Германии за свои восемь побед (включая и одержанные на Западном фронте) – Pour le Merite.

Вообще стоит сказать, что на всем протяжении войны сохранялась устойчивая тенденция к тому, что германские летчики доминировали в истребительных эскадрильях, а турецкие -  в разведывательных и морских. И если летчиками были только турки или германцы в техническом персонале кого только не было: арабы, египтяне, даже «нейтральные» иранцы.

Лучшая истребительная эскадрилья базировалась вокруг Дарданелл – это считалось передним краем войны. Сюда же направлялись и лучшие германские летчики. Так, Мейнеке и Кроснейсс продолжали боевые вылеты и в 1917 году, причем практически в каждом воздушном бою количество их противников было всегда больше. Особенно напряженным выдалось начало 1917 года. Так, 27 января эти два летчика парой сбили британский ВЕ.2, который упал около Седдюлбахира.

12 февраля 1917 года Мейнеке смог сбить один самолет из четырех, шедших над линией фронта, причем экипаж попал в плен. Это короткое сообщение подтверждается и записями в дневнике капитана Августина Фрэнсиса Марлов из британской морской авиации: « Мы всемером взлетели на поиск подводных лодок на участке Галлиполи – Геллес. На прикрытие нам взлетели два «Ньюпора». Моим летнабом был Мэнсбридж. Мы летели на низкой высоте, когда я услышал пулеметные выстрелы сзади себя. Я инстинктивно пошел вниз и несколько пуль попали в центральную часть фюзеляжа. Я начал выходить из пикирования и увидел около себя «Фоккер», пилот которого был без шлема. Я сразу стал разворачиваться к нему, чтобы он подумал, что я хочу атаковать его из переднего пулемета (которого у меня не было) и он стал пикировать. Пока Мэнсбридж соориентировался в обстановке противника уже было не достать из заднего пулемета.

Больше этого «гуна» (а так англичане называли всех противников на этом фронте – прим. автора) мы не видели. Однако после посадки Девлин рассказал нам, что пилот «Фоккера» расстрелял Генриота и Джеймсона на их «Фармане». Они отстреливались до последнего патрона, но попали в плен».

Стоит сказать, что на этот раз жертвой немцев стал антикварный «Фарман», который уже не применялся на Западном фронте. В марте 1917 года эскадрилья получила более современные самолеты – «Хальберштадт» HK.1 и HK.4. 2 мая Мейнеке совершил вынужденную посадку на своем «Фоккере» (тактический F9) в море, однако отделался только легким испугом.

Немного стоит сказать и германских морских летчиках. Дело в том, что эскадрилья морской авиации германского императорского морского флота базировалась в Канакалле. В 1917 году они сменили устаревшие «Готы» на два гидроплана «Румплер» 6В1. Летчиками здесь были исключительно немцы, а обслуживающий персонал преимущественно местный. Самым удачливым пилотом подразделения был некто Шуберт, который летая на «Готе» сбил 4 января 1916 года французский «Фарман» и еще две победы одержал  в 1917 году, пилотируя «Румплер». В июне 1918 года эскадрилья перевооружена на  современные «Брандербурги».

Инцидент с «Гебеном» и «Бреслау»

В начале 1918 года в Эгейское море из Черного прорвались два германских крейсера: «Гебен» и «Бреслау». Это стало полной неожиданностью для союзников и в тот момент только одна эскадрилья морской авиации могла эффективно противостоять немцам. Это была греческая эскадрилья под командованием Аристидеса Мораитиниса.

Однако германская операция провалилась: «Бреслау» был потоплен, а «Гебен» получил значительные повреждения. Кроме того, были сбиты два турецких разведывательных самолета (обе победы засчитали Мораитинису). На прикрытие уходящего «Гебена» были подняты истребители с Канакалле. В это же время британские и греческие бомбардировщики пытались добить крейсер. Немцам удалось надежно прикрыть свой крейсер: за пять дней британцы и греки выполнили 276 вылетов, сбросив 15 тонн бомб, однако всего две бомбы небольшого калибра попали в «Гебен». 23 января Мейнеке сбил Сопвич «Кэмел», пилот которого (грек Спирос Чампас) погиб. Кроме того, германские летчики заявили о нескольких сбитых вражеских самолетах, однако эти потери не подтверждаются данными противной стороны.

Несмотря на повреждения, «Гебен» смог дойти своим ходом и стал в сухой док недалеко от Стамбула.

Британский ответ

Еще одно фото сбитого британского самолета.
Хорошо читаемый номер. Фото из коллекции автора.

Первые германские летчики в Турции, 1915 г.
Фото из коллекции автора

С начала 1918 года на вооружение германских эскадрилий стали поступать новые истребители «Альбатрос» Д.II и «Хальберштадт» Д.III. Однако и британцы получили более современные самолеты и стали придерживаться более агрессивной тактики в налетах на Дарданеллы. В частности, их объектами становилась стратегическая железная дорога через Пролив и столица. Остро стал вопрос и с техническим обеспечением Оттоманских воздушных сил.

Воздушные бои были весьма тяжелыми и не проходило и дня, чтобы немецкие добровольцы не возвращались без повреждений. К тому же в 1918 году отмечено несколько случаев обстрела самолетов собственными расчетами ПВО. Заметно уменьшилось и количество побед. 23 мая Кронейсс  и Мейнеке на Альбатросах  во время патрульного полета сбили Сопвич «Кэмел». На следующий день эти же летчики три раза поднимались на перехват британских DН.4 под прикрытием «Кэмелов».

В начале июля Кронейсс подхватил малярию и был отправлен на лечение в Германию. Он вернулся в сентябре, только для того, чтобы пережить хаос развала фронта.

17 августа Харинг был ранен в одном из вылетов, а 26-го сентября Шуц совершил вынужденную посадку на поврежденном «Альбатросе» около Камбурне. В сентябре неустановленный пилот сбросил вымпел над британским аэродромом на острове Имброс. В вымпеле был протест Энвера Паши по поводу  британских бомбардировок Стамбула, при которых страдают мирные граждане.

Тем временем германцы Кронайсс (брат убывшего из 1-й авиа эскадрильи), Морэ и Клоц из 6-й авиа эскадрильи продолжали бороться с бомбардировщиками. Кульминация событий наступила 1 октября. В тот день в тяжелом бою Кронайсс вышел из боя, так как его пулеметы заклинило. Этим воспользовались истребители сопровождения, которые расстреляли Морэ. Насмотря на то, что раненный пилот (в него попало по крайней мере пять пуль) смог посадить свой аппарат, на следующий день он умер в госпитале.

13 октября 1918 года в 6-ю эскадрилью поступили четыре новых «Фоккера» D.VII, однако неделей ранее из войны вышла Болгария и страны Антанты открыли новый (европейский) фронт против Турции. Положение страны стало критическим, вскоре начались переговоры о мире и через две недели после прибытия новых «Фоккеров» было подписано мирное соглашение.

Проект Retroplan.RU  выражает признательность автору статьи за любезно предоставленные для электронной публикации материалы.

 

 

 

Кроме Германии, истребители Fokker E.III были поставлены в Турцию (22 самолета) и Австро-Венгрию (18 штук). На этом самолете в ходе войны летал Obltn Hans Joachim Buddecke. Отметим, что окраска самолета не может быть восстановлена с полной достоверностью. С таким же успехом самолет может быть темно-зеленым или серым.

© Bob Pearson

 

Halberstadt D.V из состава 9ncu AvBl, конец 1918 года. © Haluk Sevel

 

 

 

Fokker E.III # 342 из состава турецких ВВС, 1916-17 гг. © Haluk Sevel

 

Fokker E.III # 345 из состава турецких ВВС, 1916-17 гг. © Haluk Sevel


RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты