В 1914 г. известный немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель создал учебный самолет В.I и его военную версию — С.I. Из ранних проектов Хейнкеля это была наиболее удачная машина.Однако военное ведомство Германии не проявило интереса к ней, и конструктор предложил самолет австрийцам. Владелец крупных авиационных компаний «Феникс» (Вена) и UFAG (Будапешт) граф Кастальоне приобрел лицензию и запустил машину в серийное производство.
Фирма «Феникс» выпускала серии 26, 27, 29, 129, 229, 329 и 429, a UFAG - 61, 63, 64, 67, 68, 69, 169, 269 и 369. Самолеты этих компаний отличались двигателями, причем на машинах «Феникс» моторама была оборудована на полметра ниже, чем у UFAG, соответственно и капотирование двигателя было различным. Самолет представлял собой двухместный одномоторный деревянный двухстоечный биплан.
Следует отметить, что изначально двигатель на самолете Hansa-Brandenburg С.I устанавливался очень высоко. Поскольку это создавало пилоту массу проблем с обзором вниз, особенно во время посадки, конструкторы фирмы «Феникс» и пошли на такие изменения.
Специалисты же UFAG решили эту задачу иначе — они максимально обжали капотом двигатель, расширив тем самым пространство для обзора. Самолеты обеих компаний имели и некоторые другие конструктивные отличия, например, на машинах выпущенных UFAG, не было козырька кабины. Многие самолеты фирмы «Феникс» имели специальную высокую закрытую кабину наблюдателя, в крыше которой был установлен турельный пулемет для круговой обороны. В процессе серийного производства самолеты оснащались разными рядными двигателями жидкостного охлаждения: Австро-Даймлер (150-200 л. с), Мерседес (160 л. с), Хиро (200-230 л. с.) и Бенц (200-230 л. с).
Для летных школ выпускался уменьшенный вариант Hansa-Brandenburg В.I, а для фронта — «Большой Бранденбург», вооруженный неподвижным курсовым пулеметом в гондоле на верхнем крыле и турельным в задней кабине. Позже на самолет начали устанавливать синхронный пулемет. Ганза-Бранденбург С.I отличался легкостью управления, большой грузоподъемностью, устойчивостью в полете и хорошими взлетно-посадочными характеристиками.
Hansa-Brandenburg С.I применялся с весны 1916 г. на всех фронтах, где воевали австро-венгерские войска. В строевых частях эти самолеты пользовались большой популярностью.
Чаще всего они служили для разведки и корректировки артиллерийского огня. Некоторые самолеты использовались как легкие бомбардировщики и были оснащены бомбодержателями для подвешивания под фюзеляжем или под нижним крылом легких осколочных или зажигательных бомб общей массой 100 кг. В течение войны Ганза-Бранденбург С.I состояли на вооружении около 40 авиационных отрядов.
Производство самолетов, начатое в феврале 1916 г., продолжалось до окончания войны. Всего было изготовлено 1356 машин, из них «Феникс» выпустила 480 экземпляров, а UFAG — 876. Самолеты Hansa-Brandenburg не только использовались долгое время после войны во многих странах, но и выпускались серийно в различных вариантах.