АВИАЦИТАТА

Искренне вам скажу, бросайте это занятие, ничего хорошего оно не сулит...

Альбер Гюйо

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Апреля
24 апреля 1924 г.
Аргентинец маркиз де Патерас Пескара установил первый мировой рекорд дальности полетов на вертолете, пролетев на аэродроме во Франции 736 метров на своем аппарате с двигателем в 180 л.с.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия Польские летчики и самолеты в гражданской войне в Испании
АВИАЦИЯ
Польские летчики и самолеты в гражданской войне в Испании

о

дним из поставщиков авиатехники в Испанию стала Польша, причем поляки сделали ставку на мятежников. Большая часть поставок авиатехники осуществлялась через Португалию.

Эмиссары Франко прибыли в Польшу осенью 1936 года с заданием срочно купить партию истребителей. Новые PZL Р.7а получить было нереально, так как они требовались местным ВВС. Взамен продавцы предложили устаревшие машины «второй линии» - PWS-10.

Этот истребитель смешанной конструкции был разработан в 1930 году и строился на фирме Podlaska Wytwornia Samolotow в Бяла Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами «Виккерс» wz. 09/18 калибра 7,7 мм и оснащен двигателем «Лоррэн-Дитрих» Ld 12ЕЬ мощностью 450 л.с, выпускавшимся по лицензии в Чехословакии.

Всего было выпущено 80 машин, но строевые летчики их не жаловали, отмечая тяжелое управление. Уже в 1933 году на смену PWS-10 пришел новый цельнометаллический PZL Р-7а. Самолеты передали в школу высшего пилотажа и деблинский центр подготовки летчиков.

у

 франкистов же выбора не было, и они заключили договор на поставку 20 PWS-10. Контракт подписали от имени подставной португальской фирмы SEPEWE, конечным пунктом также указывалась Португалия. Кроме самих самолетов, поставлялись 12 двигателей и 10 комплектов запасных частей.

Поставки разделили на две партии. Первая в количестве 15 машин в декабре 1936-го прибыла в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой ее переправили на аэродром «Ла Таблада» недалеко от Севильи. Тут их собрали польские механики. Существует, впрочем, и другая версия, согласно которой машины прибыли в Виго в ноябре 1936 года.

Оставшиеся пять машин поступили в январе 1937-го. По системе обозначений националистов PWS-10 получил код «4» и, соответственно, бортовые номера от «4-1» до «4-20». А пилоты прозвали истребитель pavipollo («индюк»).

в 

 феврале 1937 года самолеты зачислили в истребительную группу Grupo de Caza №4. Тут из них сформировали эскадрилью, которой стал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (впоследствии известный ас, «отметившийся» даже в 1941 году на Восточном фронте).

Истребители базировались на аэродроме «Леон» и участвовали в боях на этом участке фронта. Однако, если при встречах со старыми «Ньюпор-Деляжами» Ni-D 52 у мятежников еще были какие-то шансы, поединок с И-15, а тем более - с И-16 мог окончиться для них весьма плачевно.

Поэтому уже в апреле 1937 года «ПВСы» вывели из боевого состава и передали в различные летные школы. Здесь самолет очень пригодился, так как оказалось, что по управлению он во многом напоминает основной истребитель франкистов «Фиат CR.32. В ходе обучения испанские курсанты разбили в авариях за год четыре машины.

Окончательно самолеты вывели из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера продолжалась ненамного дольше - до начала 1939-го).

Кроме партии истребителей, мятежникам удалось закупить еще несколько польских машин. Уже к концу 1936 года через Португалию прибыли четыре легких связных самолета RWD-13. Им присвоили кодовый номер «30».

Один из них был передан группе 6-G-15. Во время посещения этого подразделения в августе 1937 года на нем летал лучший франкистский ас Хоакин Гарсия Морато. Самолеты №№30-3 и 30-4 пережили войну и только в 1942 году были переданы аэроклубу Сарагосы. Там они использовались для подготовки летчиков еще несколько лет.

По польским документам удалось идентифицировать только три самолета RWD-13:

Произв. №
Обозначение в
польском регистре
Двигатель
Примечание
152
 SP-BEX  D.H. Gipsy Major I (8583)  Продан в Португалию, оправлен из Гдыни 2.12.36
153 SP-BEY D.H. Gipsy Major I (8651)Продан в Португалию, оправлен из Гдыни 2.12.36.
У националистов – «30-3». С 27 марта 1941 – EC-CAF.
Передан на военную службу 01.06.46. Списан 23.03.54
154
 SP-BEZ D.H. Gipsy Major I (8763) Продан в Португалию, оправлен из Гдыни 2.12.36

Кроме того, есть неподтвержденные данные, что из Польши националисты получили, по крайней мере, 20 учебных машин PWS 16, но к сожалению, на данный момент автор не располагает фотографиями, подтверждающими этот факт.

Единственными польскими машинами в составе республиканских ВВС были два связных RWD-9, которые в начале войны реквизировали у частных лиц. Эти машины (SP-DRA, -DRB) в 1935 году прибыли в Испанию. Один из них - EM-W46 - был разбит при вынужденной посадке во Франции 31 октября 1936 года. При каких обстоятельствах он оказался за границей и что там делал его экипаж – неизвестно.

польских летчиков, летавших на Пиренеях в годы войны, было гораздо меньше. В основном они имели гражданские лицензии и перегоняли самолеты, закупленные правительством в различных европейских странах. Самым известным был случай перегона трехмоторного «Фоккера» F-XII (гражданское обозначение G-ADZK), в экипаж которого входили Тадеуш Чарковский, Казимир Лазоцкий, Адам Шарек и Казимир Зимбинский. Был ли это единичный случай - опять таки неизвестно.

Кроме того, по крайней мере один польский еврей - Пикар Хацкель летал бортстрелком на «Потезе-54» в эскадрилье «Эспанья».

Кроме того, есть смутные данные о неких загадочных летчиках польской национальности, вроде бы, числившихся в составе республиканских ВВС, но от них остались только прозвища - «Бенгольд», «Абуш» и «Гедалия». Есть мнение, что под этими именами летали первые советские летчики-истребители на Пиренеях.

Автору также известен один поляк, летавший на стороне франкистов - Тадеуш Стричек. Но никаких других сведений об этом человеке не сохранилось.


© Михаил ЖИРОХОВ

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2018 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты