АВИАЦИТАТА

...конница отслужила свою службу и самолеты хоронят ее...

Н.Е.Попов, 1912 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Апреля
24 апреля 1924 г.
Аргентинец маркиз де Патерас Пескара установил первый мировой рекорд дальности полетов на вертолете, пролетев на аэродроме во Франции 736 метров на своем аппарате с двигателем в 180 л.с.

Энциклопедия Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ)
АВИАЦИЯ
Авиазавод С.С. Щетинина (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания - ПРТВ)

в 1909 году столичный юрист С.С. Щети­нин, увлекшийся авиацией и видевший в ее развитии обнадеживающие перспективы, приступил к созданию первого авиазавода в России. Получив от военного ведомства в начале 1910 г. денежную ссуду, Щетинин, совместно с московским капитали­стом М.А. Щербаковым, основал первое авиационное производство. Оно представляло из себя небольшую мастерскую на Корпусной улице в Петербурге. Первый русский авиазавод получил название «Первое Российское Товарищество Воз­духоплавания» — ПРТВ (с 1915 г. использова­лось дополнительное название — завод «Гамаюн»).

Поначалу новое производство выполня­ло заказы аэроклубов и частных покупате­лей, а в 1912 г. начали поступать заказы воен­ного ведомства. До апреля 1914 г. ПРТВ изгото­вило и сдало для нужд военной авиации 57 мо­нопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман».

Со временем удачливые компаньоны рас­ширили «товарищество» и приобрели участок земли на Кор­пусном аэродроме в Петербурге, где были по­строены дополнительные заводские помеще­ния.

в ходе Первой мировой войны ПРТВ продолжало совер­шенствовать производство и постепенно наращивало объемы изготовления сухопутных аппаратов. Следует отметить, что наибольшую известность завод С. Щетинина получил благодаря выпуску ле­тающих лодок для морской авиации, автором которых являлся известный русский авиаконструктор Дмитрий Павлович Григоро­вич.

 

Имя Григоровича по праву относится к пионерам русской авиации, свою практическую деятельность по конструированию самолетов он начал в Киеве, во время обучения в По­литехническом инсти­туте. После переезда в Петербург в 1911 году Григорович работал редактором журнала «Вестник Воз­духоплавания» и одно­временно продолжал начинания в деле авиа­ционного изобрета­тельства. В начале 1913 г. Григорович по предложению Щети­нина поступил рабо­тать на ПРТВ на долж­ность управляющего заводом. Занятие мор­скими самолетами началось для него не вполне обыкновенно и связывается с необходимостью ремонта потерпевшей аварию летающей лодки «Доннэ-Левек». Несколько разнотип­ных экземпляров «Доннэ-Левек», купленных во Франции в 1912 — 1913 гг., эксплуатирова­лись в морской авиации Балтийского моря.

ремонт леающей лодки, происходивший под руковод­ством Григоровича, позволил получить общие и детальные представления об ее конструкции, снять чертежи и использовать их при самосто­ятельном изготовлении подобного аппарата.

Этот эпизод послужил отправной точ­кой для проектирования и последующего изго­товления на ПРТВ целой серии летающих ло­док, в основном по проектам Григоровича. В ис­тории эти аппараты запомнились под обозначе­нием «М» — морской, хотя использовались и другие буквенные сочетания, использующие фамилию основного владельца предприятия: «Щ» (Щетинин), «Щ.С.» (Щетинин с «Сальмсоном») и «Щ.И.» (Щетинин с «Испано»).

Помимо производственных помещений, в связи с возникшей необходимостью испытаний серийных летающих лодок, ПРТВ создало опытную испытательную станцию с ангарами и приспособлением для спуска на воду на Крестовском острове в Петербурге. Аналогичную станцию организовали в Круглой бухте Сева­стополя, где со временем предполагалось по­строить филиал для сборки и доводки самоле­тов.

В 1916 г. началась организация нового завода С.С. Щетинина в Ярославле, однако после­дующие события 1917 г. не позволили довести это начинание до завершения.

как и многие российские предприятия, завод С.С. Щетинина с наступлением революци­онных событий понес значительные имущест­венные потери. Совершенно разграбленными оказались морская станция в Севастополе и недостроенное производство в Ярославле, погибли в огне пожара помещения на Корпус­ной улице в Петрограде.

В июне 1918 г. последовала национализация предприятия, которое получило название «Ави­ационный завод Гамаюн, бывший С.С. Щети­нина». В дальнейшем, производственные кор­пуса, расположенные на Комендантском аэро­дроме, вошли в состав Государственного авиа­ционного завода № 3 (ГАЗ № 3) «Красный летчик», в 1927 г. получившего наименование Авиазавод № 23. С 1925 г. здесь базировался отдел опытного морского самолетостроения (ОМОС), который до осени 1928 г. возглавлял Д.П. Григорович.


Источники:

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты