АВИАЦИТАТА

Тихо... появляется воздушный пират над беззащитным городом ночью, спокойно и уверенно сбрасывает свои смертоносные разрушительные бомбы и также незаметно и безмолвно исчезает...

Я.Златогоров "Как летают ночью". Журнал "Вокруг света" №30, 31.07.1916 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 Марта

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия БРИТАНСКИЕ «ВЕРБЛЮДЫ» НАД ВОЛГОЙ
АВИАЦИЯ
БРИТАНСКИЕ «ВЕРБЛЮДЫ» НАД ВОЛГОЙ

Игорь ДЯТЧИН

Действия истребительного звена 47 дивизиона в боях под Царицыным осенью 1919 года.[1]

Буква С Ретроплан начала 1919 года авиация англичан стала оказывать активную поддержку «белым» армиям на юге России. На Каспии и в низовьях Волги с января 1919 года действовали 266 и 221 дивизион[2] РАФ[3]. Появление 47 дивизиона связано с принятием Великобритании программы помощи антибольшевистским силам. Основной задачей подразделения считалась передача британской авиационной техники Добровольческой армии и переучивание русских пилотов. Но судя по оснащению и штату, участие в боевых действиях предполагалось изначально.

Командиром был назначен майор Раймонд Коллишоу[4] , известный британский ас, который лично вербовал добровольцев для службы на юге России. 23 июня 1919 года три самолёта звена «С»[5] вооружённое одномоторными разведчиками-бомбардировщиками Де Хевиленд 9 (De Haviland 9) выполнили первый боевой вылет с аэродрома в районе станицы Гнилоаксайская на бомбардировку Царицына.

После захвата 30 июня Царицына армией генерала Врангеля, англичане продолжали выполнять боевые вылеты с аэродрома Бекетовка, как на север в район Камышина, так и на юг в район Черного Яра. Какого-то серьезного противодействия англичанам, авиация «красных» до середины августа при налетах бомбардировщиков не оказывала. Приход с «колчаковского» фронта мощной Волжско-Камской флотилии, впоследствии переименованную в Волжско-Каспийскую, которая была оснащена, как гидро-, так и сухопутными самолётами изменила ситуацию. Авиация речников начала причинять некоторое беспокойство своими разведывательными вылетами и ночными бомбардировками. В конце августа «красные» захватили Дубовку, поселок севернее Царицына, и оборудовали там аэродром. После этого участились встречи в воздухе самолётов враждующих сторон.

Для защиты своих бомбардировщиков, майором Коллишоу было принято решение организовать в составе 47 дивизиона истребительное звено. 15 сентября для приемки восьми истребителей Сопвич «Кэмел» (Sopwith Camel)[6] в Новороссийск были командированы капитан Сэмюэл Кинкэйд[7], лейтенант Чаттерли и поручик Григорьев – представитель Добровольческой армии. Прибывшие самолёты были не новыми, они уже успели послужить в составе РАФ в Средиземноморье. Четыре были признаны непригодными к полётам и требовали ремонта, четыре других 19 сентября отправлены для сборки в Екатеринодар. 22 сентября капитан Кинкэйд совершил облёт первого собранного самолёта.

"Кэмелы" в Новороссийске.

В это же время, для истребительного звена «В», был подготовлен поезд. Из-за больших расстояний, отсутствия дорог в степях южной России, решение базировать авиационное подразделение на железной дороге было верным. В эшелоне располагались вагоны для проживания личного состава, мастерские, запасы горючего и запчастей, что делало подразделение автономным и мобильным. Вечером 24 сентября поезд под командованием поручика Григорьева отбыл в Бекетовку, где на аэродроме уже базировалось звено «С» вооруженное самолётами ДХ.9.

В 7.30 27 сентября капитан С. Кинкэйд, капитан У. Бернс-Томсон[8] и лейтенант М. Атен[9] вылетели из Екатеринодара. Дальности Сопвич «Кэмел» было недостаточно для перелёта в Бекетовку, поэтому планировалась промежуточная посадка и ночёвка в Великокняжеской. При приземлении Бернс-Томсон разбил свой «Кэмел» номер В5680 подломив шасси. Самолёт не подлежал ремонту и был отправлен обратно в Екатиринодар, для использования в качестве источника запчастей. 28 сентября Кинкэйд и Атен благополучно достигли Бекетовки. В этот же день, четвёртый член звена «В», капитан Р. Дэли[10] вылетев из Екатеринодара, приземлился на тот же аэродром.

Самолет капитана Бернса-Томсона F1957 в Екатеринодаре

Самолет капитана Бернса-Томсона F1957 в Екатеринодаре.

На следующий день поднялся сильный ветер, полётов не было, вновь прибывшие самолёты были тщательно проверены и отрегулированы.

Первый совместный вылет звеньев «В» и «С» состоялся 30 сентября. Двум ДХ.9 под управлением капитана Фрогли и лейтенанта Хатчета, с наблюдателями лейтенантами Гринслейдом и Холлисом было поручено произвести разведку и аэрофотосъемку района Черного Яра. Эскорт состоял из двух «Кэмелов» с номерами F1955 и F1957, в кабинах которых находились капитаны Кинкэйд и Бернс-Томсон.

В 11.15 английские самолёты были атакованы двумя краснозвездными «Ньюпорами». На перехват поднялись Д. Щёкин и А. Коротков, уже имевшие на своём счету сбитый 16 июня ДХ.9 из 221 дивизиона, экипаж которого, лейтенанты Ингрэм и Мэнтл попали в плен.[11]

В книге П.П. Ионова[12] служившего в 47 РАО (разведывательный авиационный отряд) есть красочное описание этого боя, записанное со слов очевидцев. Позволю процитировать отрывки из книги и прокомментировать их, основываясь на документах противоположной стороны.

«Коротков и Щекин атаковали группу из шести английских бомбардировщиков «ДН9-А», летевшую под прикрытием четырех истребителей «Сопвич-Кэмл». Первая лобовая атака Короткова и Щекина не дала результатов, но заставила англичан немедленно сбросить весь свой бомбовый груз…»

Английских самолётов было всего четыре, задание было разведывательным, зная, что на аэродроме Черного Яра базируются «красные» истребители, ДХ.9 бомб не несли, ещё были свежи воспоминания о сбитом самолёте 221 дивизиона.

«Бой был неравным. Однако Коротков и Щекин не только защищались, но и нападали на противника. Всем было очевидно, что они будут драться до конца.

Громким «ура» огласились улицы Черного Яра и пристанский берег Волги, когда в воздухе вспыхнул английский истребитель. Распустив в синем небе черное покрывало дыма, вражеский самолет стал стремительно падать вниз...»

Возможно, что кому то из красвоенлётов удалось «зацепить» «Сопвич» Бернс-Томсона. Согласно документам, 2 октября самолёт F1957 числился в ремонте и до 4-го числа вылетов не совершал.

«На глазах у Короткова англичанин открыл огонь по самолету Щекина и потом, быстро развернувшись, начал уходить на запад. Вслед за ним устремились и остальные истребители врага. Бой кончился. Но последняя атака англичанина была гибельной для Щекина. Его самолет пролетел еще некоторое расстояние по прямой и начал задирать нос. В следующее мгновение «Ньюпор» скользнул на правое крыло и стал падать, делая витки штопора. Когда до земли осталось всего 100–150 метров, самолет перешел в крутое пикирование и врезался в спокойную, зеркальную поверхность Волги…»

    «Ньюпор» Д. Щёкина был сбит С. Кинкэйдом, на стороне которого был опыт прошедшей большой войны, тактическое мастерство и более совершенная авиационная техника. Это была 33-я победа южноафриканца. А. Коротков вышел из боя пикированием, англичане его не преследовали. Интересно, что в документах 47 дивизиона есть рапорты Кинкэйда и Бернс-Томсона о сбитом «Ньюпоре», датируемые 7 октября. Они якобы подтверждают вторую победу, одержанную Кинкэйдом в России. Но согласно ежедневным сводкам и месячному отчёту за октябрь, в этот день, ни Кинкэйд, ни Бернс-Томсон не летали, и воздушных боев не вели. Можно предположить, что эти рапорты написаны «задним числом», так как в месячный отчет за сентябрь, результативный бой включен, но сделана приписка, что подтверждения не предоставлены.

***

1 октября Сэмюэл Кинкэйд на единственном исправном «Кемеле» выполнил два вылета, сбросив бомбы и обстреляв с малой высоты корабли на Волге. Обладающий неплохой скоростью и великолепной маневренностью Сопвич «Кэмел» мог нести четыре 20-ти фунтовые бомбы. В конце Первой мировой войны эти самолёты часто и успешно использовали как маловысотные истребители-бомбардировщики. Степные пространства южной России идеально подходили для нанесения авиационных ударов по коммуникациям противника.

3 октября войска Добровольческой армии начали штурм укреплений Черного Яра, но попали под шквальный артиллерийский огонь кораблей Волжско-Каспийской флотилии. Самолёты 47 дивизиона нанесли удары по советским судам, сбросив 14 112-фунтовых и 85 20-фунтовых бомб, налетав за день в общей сложности 33 часа 50 минут. Капитан Кинкэйд в трёх вылетах провёл в воздухе пять с половиной часов и сбросил 12 20-фунтовых бомб.

4 октября Кинкэйд и Бернс-Томсон также летали на бомбардировку кораблей, но без видимого результата.

На следующий день, они же обнаружили конную артиллерийскую батарею обстреливающую «белые» войска, сбросили бомбы и снизившись до высоты десять футов (три метра) открыли пулемётный огонь, израсходовав по 700 патронов. По докладам летчиков было разбито 20 артиллерийских повозок, уничтожены лошади и орудийная прислуга.

В 21.00 6 октября «Де Хевиленд» капитана Эндерсона с наблюдателем лейтенантом Митчеллом в сопровождении капитанов Кинкэйда и Бернс-Томсона на «Кэмелах» совершили рейд на корабли стоящие в Дубовке, севернее Царицына. Столь поздний налёт был полной неожиданностью для речников. Противодействия нападавшим оказано не было.

Личный состав 47 дивизиона

Личный состав 47 дивизиона. В центре - майор Р.Коллишоу, крайний слева - поручик Григорьев.

Майор Коллишоу в своей книге[13] писал, что 9 октября пилотируя Сопвич «Кэмел» с номером 6396, сбил Альбатрос D.V с красными звездами в 20 милях севернее Царицына. Самолет потерял управление и врезался в берег Волги. Никаких записей в ежедневных и месячных отчетах о сбитом Альбатросе нет. Самолёта с таким номером в 47 дивизионе также не числилось. Сопвич «Кэмел» с номером В6396 столкнулся в воздухе и был полностью разбит еще в ноябре 1917 года.

Из-за отсутствия авиации противника и малой эффективности малокалиберных бомб против кораблей Волжско-Каспийской флотилии, звено «В» переключилось на «свободную охоту» по наземным целям. 10 октября Кинкэйд и Бернс-Томсон совместно с ДХ.9 звена «С» которым управлял капитан Кеймер, бомбами и пулемётным огнём вынудили отступить бронепоезд «красных».

11 октября Кинкэйд и Бернс-Томсон выполнили каждый по шесть вылетов против наземных войск, сбросили 28 бомб и налетали по 5 часов 40 минут каждый.

Пользуясь тем, что основные силы Добровольческой армии были отправлены в наступление на Москву, 12 октября конный корпус под командованием Думенко прорвал фронт на стыке Кавказской армии генерала Врангеля и Донской казачьей армией. Ликвидировать прорыв была послана «белая» конница генерала Улагая. В воздух также были подняты два исправных Сопвича «Кэмел» капитанов Кинкэйда и Бернс-Томсона. Совершив всего один вылет и сбросив восемь бомб, пилоты с малой высоты проштурмовали прорвавшуюся конницу «красных». Израсходовав 1400 патронов, они сумели создать панику и рассеять передовые отряды кавалерии Думенко, облегчив задачу кубанским казакам генерала Улагая. Самолет Кинкэйда получил несколько пулевых пробоин, но сумел благополучно вернуться.

14 октября ещё один член звена «В» капитан Р. Дэли приступил к боевым вылетам. Ему удалось прямым попаданием бомб поразить баржу на Волге.

К этому времени в летном состоянии числились пять «Кэмелов». В постоянной готовности к вылету обычно находились три-четыре машины.

Не всегда атаки наземных целей были успешны. 16 октября капитаны Кинкэйд, Дэли и лейтенант Атен бомбили отряд кавалеристов без видимых результатов.

Из-за недостаточной дальности полета Сопвича по сравнению с ДХ.9, было принято решение организовать передовой аэродром в Котлубани располагавшийся на железнодорожной ветке в тридцати милях от Царицына. Начиная с 17 октября до конца месяца Кинкэйд, Бернс-Томсон, Дэли ежедневно выполняли по несколько вылетов, атакуя артиллерийские батареи, мосты, отряды противника. 31 октября поезд, на котором базировалось звено «В» прибыл в Котлубань.

3 ноября в Котлубань перелетел лейтенант Атен. Наступила осень, погода начала портиться, что сказалась на интенсивности полётов. Кроме того состояние уже не новых истребителей постоянно ухудшалось, так 10 ноября едва не разбился капитан Кинкэйд. У его самолёта заклинило управление, произошло сваливание в штопор из которого лётчик смог с трудом выйти на высоте 200 футов. Из-за проблем с двигателем 12 ноября был вынужден вернуться, не выполнив задания, капитан Бернс-Томсон.

С 16 по 18 ноября звено «В» в полном составе атаковала наземные цели. 21 ноября Кинкэйд, Дэли и поручик Григорьев бомбами атаковали бронепоезд. Ответным огнём несколько пробоин получил самолёт капитана Кинкэйда.

После 21 ноября и до конца месяца «Кэмелы» полётов не совершали. 26 ноября поезд звена «В» вернулся из Котлубани в Бекетовку. 27 ноября был получен приказ перебазироваться под Харьков в помощь наступавшей на Москву армии генерала Деникина.

1 декабря поезд прибыл в Валуйки, но начавшееся наступление Красной армии вынудило отойти в Песчанное , юго-восточнее Харькова. 7 декабря были собраны два «Кэмела» , на следующий день капитаны Кинкэйд и Дэли атаковали наступавшие войска «красных» возле Уразова. Это был последний боевой вылет «Кэмелов» 47 дивизиона в России.

Интенсивная боевая деятельность вконец износила материальную часть, и 11 декабря майор Коллишоу приказал звену «В» возвращаться в Таганрог для ремонта и пополнения новой техникой. Наступление Красной армии вынудило поезд звена «В» отбыть в Ростов-на-Дону. Во время эвакуации 9 января 1920 года, поезд был брошен, личный состав отправлен в Новороссийск. Наступавшей Красной армии достались оборудованный поезд, пять самолетов Сович «Кэмел» и восемь двигателей «Клерже». Оставленный самолёт с номером F1971[14] впоследствии числился в составе РККВФ. [15]

И в заключении, цитата из журнала «Вестник воздушного флота» за 1922 год оценивающая действия 47 дивизиона: «Волжская военная флотилия в своих наступательных операциях под Царицыном в августе, сентябре и октябре 1919 г. действительно в лице белогвардейских летчиков (почти исключительно англичан) встретила очень храброго и искусного противника».

"Кэмел" с номером F1966 был презентован королем народности Басуто (Basuto) проживающим на территории Лесото, Южная Африка. Служил в 47 дивизионе в России.

Окраска дана предположительно (Cross & Cockade GB vol.14 N2). Художник А.Казаков.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] «Camel» – с англ.: верблюд. Название английского истребителя фирмы Sopwith, полученное им за характерный обтекатель пулемётов в виде горба.
[2] Наиболее близкий по смыслу перевод с английского «squadron» – основной тактической единицы ВВС Великобритании.
[3] Royal Air Force – Королевские воздушные силы.
[4] Raymond Collishaw– родился 22 Ноября 1893 года в Нанаимо (Британская Колумбия, Канада). В конце 1915 вступил в Королевскую Морскую Авиа Службу (RNAS). Получил сертификат пилота в Январе 1916 года.2 Августа 1916 перевёлся в 3-е Крыло RNAS воевавшее во Франции. В феврале 1917 года он стал командиром так называемого «Чёрного Звена» («Black Flight») в составе 10-го истребительного дивизиона. Имел на своем счету 59 сбитых самолетов. После войны (1919 год) в составе Королевских АвиаСил (RAF) принимал участие в гражданской войне в России. За эту кампанию был удостоен звания офицера «Ордена Британской Империи» (OBE) . Во время Второй Мировой получил звание вице-маршала авиации. Командовал Пустынными авиасилами в Северной Африке. Уволен в запас в июле 1943. Написал книгу воспоминаний, изданную в 1973 году под названием «Air Command, A fighting pilot's Story». Умер в возрасте 82 лет в Западном Ванкувере, Британская Колумбия.
[5] «Squadron» делился на звенья - «flight», обозначавшиеся буквами латинского алфавита «А», «В», «С».
[6] Бортовые номера В5679, В5680, В5737, D8139, F1955, F1957, F1966, F1971.
[7] Samuel Marcus Kinkead – родился 25 февраля 1897 года в Иоханесбурге, Южная Африка. Поступил в RNAS в 1915 году. В составе 3-го крыла в 1916 над Дарданеллами записал на свой счет первые три самолёта. Перевёлся во Францию, служил в 1-м морском, позднее в 201 дивизионе. К концу Первой мировой войны сбил 32 самолёта противника. За храбрость, проявленную в боях в России, был награжден орденом «За отличия в боевой службе» (DSO). Позднее под командованием Коллишоу служил на Ближнем Востоке. Как один из лучших морских летчиков был приглашен в так называемое «скоростное звено», участвовавшее в гонках на кубок Шнейдера. Разбился на самолете «Супермарин С.5» во время тренировочного полета 12 марта 1928 года.
[8] William Burns Thomson – Служил инструктором в одной из летных школ. За службу в России награжден крестом «За летные боевые заслуги». Разбился во время показательного полета 4 ноября 1922 года в Египте.
[9] Marion Hughes Aten – родился 22 ноября 1894 в Амариллио, штат Техас. В апреле 1918 поступил в РАФ. Получил пилотское свидетельство 12 ноября 1918 года. За службу в России награжден крестом «За летные боевые заслуги». В 20-х годах служил на Среднем востоке, позднее инструктором в Великобритании. Вернулся в США в 1927 году. В 1961 году издал книгу Last train over Rostov bridge (Последний поезд на ростовском мосту) большей частью состоящей из «охотничьих рассказов» о его службе в России. Умер в 1961 году.
[10] Rowan Heywood Daley – родился 30 марта 1898 года. В 1917 году служил в ПВО Великобритании (Home Defence), позднее в 10-м морском дивизионе во Франции. Был ранен. Имел на своем счету три подтвержденные победы. За службу в России награжден крестом «За летные боевые заслуги». Погиб при столкновении самолётов в воздухе в 1923 году.
[11] В воздушном бою Даниле Щекину удалось повредить радиатор английского самолета, который совершил вынужденную посадку. Вторые лейтенанты A. J. Mantle и H. Ingram попали в плен. Весной 1920 года они были освобождены и благополучно вернулись в Великобританию.
[12] Ионов П. П. Записки лётчика-наблюдателя. — М.: Воениздат, 1959.
[13] Collishaw Raymond. Air Command, William Kimber, London, 1970.
[14] Lennart Andersen Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941, Putnam, London, 1994.
[15] Рабочее-Крестьянский Красный Воздушный Флот.

Автор благодарит Романа ФИРСОВА за предоставленные архивные материалы.

Проект Retroplan.RU  выражает искреннюю признательность Игорю ДЯТЧИНУ за материалы, любезно предоставленные для электронной публикации.

Источники:

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты