Дирижабль "Астра" (Astra-XIII) был приобретён у Франции в 1913 г. одновременно с «Кондором» (Clement Bayard N° 5). Конструкция дирижабля относится к типу «Астра-Торрес» (Astra-Torres). В 1911 году компания Astra приобрела патент испанского изобретателя Леонардо Торрес-де-Куэведо (Torres de Quevedo) на конструкцию дирижабля мягкого типа. Торрес разработал трёхарочную конструкцию мягкого дирижабля с тремя продольными сводами и внутренними тросовыми стяжками. Оболочка аэростата за счёт этого приобретает необыкновенную прочность при меньшем давлении, а в производстве возможно применять более дешевый материал обшивки. Дирижабли такого типа обозначались AT («Астра-Торрес»). Во время первой мировой войны дирижабль «Астра» находился на вооружении 3-й воздухоплавательной роты в Лиде. Первый полёт на аэростате до Белостока прошёл крайне неудачно. 24 декабря «Астра» под командованием Шабского в условиях неустойчивой погоды вылетела из Лиды. Усилившийся ветер сделал невозможным как попытку вернуться в Лиду, так и усилия команды довести дирижабль до Белостока. При попытке приземлиться дирижабль порывом ветра бросило на землю, что привело к деформации передней части гондолы и повреждению носового воздушного винта. Всю ночь дирижабль било о землю, и к утру командиром было принято решение рвать разрывные. Прибывшей команде из Белостока осталось только разобрать аэростат и отправить его части в Лиду. Пройдя капитальный ремонт, в апреле «Астра» уже была наполнена газом, и в мае под началом Б. В. Голубова приступила к выполнению боевых заданий. По данным различных источников, за время 1-ой мировой войны было сделано 6 боевых полетов на аэростате «Астра» за линию фронта, из них – три ночных полёта на аэростате с бомбометанием в расположение германских войск. Из русских дирижаблей именно «Астра» за время войны совершила единственный удачный боевой вылет с целью бомбардировки железнодорожной станции Лык. После ряда военных операций в мае-июне 1915 г. аэростат оказался значительно повреждён и почти не эксплуатировался. Во второй половине июня 1915 г. аэростат «Астра» был демонтирован. Второе рождение дирижабля произошло уже после революции 1917 года. Пролежав на складе Воздухоплавательной школы с 1915 года, оболочка аэростата, тем не менее, сохранила свою целостность, что обнаружила команда Воздухоплавательного парка. Осенью 1920 года в деревне Сализи (близ Петербурга) дирижабль был вновь собран и переименован в «Красную звезду». |