АВИАЦИТАТА

Недалеко от Новой Деревни было Коменданское поле, где происходили первые авиационные недели. Полета иногда приходилось ждать томительно долго. Гул моторов заглушался ревом толпы. По большей части, сделав круг, аэроплан в изнеможении садился. Но все-таки человек летал!

Из газет. С-Петербург, 1910 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАТОРЫ Отечественные воздухоплаватели Кованько Александр Матвеевич - начальник Учебного Воздухоплавательного парка, основоположник военного воздухоплавания
АВИАЦИЯ
Кованько Александр Матвеевич - начальник Учебного Воздухоплавательного парка, основоположник военного воздухоплавания
Кованько Александр Матвеевич - начальник Учебного Воздухоплавательного парка, основоположник военного воздухоплавания
Звание: Генерал-лейтенант
Даты жизни: 4 (16) марта 1856 года - 20 апреля 1919 года
Страна: Российская империя

Биографическая справка:

Александр Матвеевич Кованько родился в семье горного инженера, в Санкт-Петербурге, в Эртелевом переулке (сейчас улица Чехова).
Учился в Ларинской и 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии. После окончания Николаевского инженерного училища в 1878 г. Кованько в чине подпоручика переходит в 1-й понтонный батальон, который в то время содержал мостовые переправы на Дунае.
В мае 1878 года в составе батальона Кованько несет войсковую службу на территории Турции.
В ноябре того же года Кованько был зачислен в переменный состав офицерского класса Технического гальванического заведения. По окончании курса прикомандирован к лейб-гвардии Сапёрному батальону и затем переведен в него.
Уже в это время он демонстрирует талант изобретателя. Из изобретений его за этот период были отмечены: подводный минный разъединитель и сигнализационный пожарный аппарат.
За последний Кованько в 1883 году получает от Императорского русского технического общества большую медаль.

С целью ликвидации отставания России в сфере воздухоплавания в 1884 году военный министр генерал П. С. Ванновский издает приказ о создании специальной «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Кованько назначается секретарём данной комиссии и в дальнейшем полностью посвящает себя воздухоплаванию.
В феврале 1885 года история развития воздухоплавания  в России получает новый импульс - была создана первая «Кадровая команда военных аэронавтов», командиром которой был определен 28-летний поручик Александр Матвеевич Кованько.

Команда была размещена зимой 1885 года на территории бывшего артиллерийского полигона, на Волковом Поле, окраине Санкт-Петербурга.

К этому времени из Франции были доставлены первые аэростаты – и первый полёт на аэростате с целью обучения осуществляли Кованько и подчинённые ему офицеры.
В кадровой команде проводились опыты по боевому применению аэростатов: сигнализация с воздушных шаров посредством разноцветных лампочек, освещение местности с аэростата прожектором, участие в маневрах войск, розыск затонувших судов, первые аэрофотосъёмки… 18 мая 1886 года Кованько впервые выполнил воздушное фотографирование Петербурга с высоты 800 метров – результатом стал отличный снимок стрелки Васильевского острова, обошедший страницы многих научных и популярных изданий.

Появление команды аэронавтов положило начало отечественному военно-воздушному флоту, так как спустя пять лет команду реорганизовали в Учебный Воздухоплавательный парк, а еще через десять он стал офицерской воздухоплавательной школой с двумя отделениями — Воздухоплавательным и Авиационным, базировавшимися в Гатчине. Именно здесь были подготовлены первые летчики в России.
Все это время – 33 года - Александр Матвеевич возглавлял данное направление.
За этот период на гатчинском военном поле силами возглавлявшегося им учебного заведения был оборудован аэродром — первый военный аэродром России. В 1906 году Александр Матвеевич ставит перед Главным инженерным управлением Военного ведомства вопрос о создании при Учебном Воздухоплавательном парке аэродинамической лаборатории.
В 1894 году Кованько представляет в Императорское русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального винта (пропеллера) к нему.
В русско-японской войне 1904-1905 гг. Кованько принимает участие как командир первого Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Тогда к применению аэростатов в войне было еще довольно скептическое отношение, тем не менее, именно аэростаты принесли большую пользу в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура. Опыт боевого использования военных аэростатов позволил русскому командованию принять решение о формировании еще двух воздухоплавательных батальонов.
По отзывам многих начальствующих лиц, наши воздухоплаватели принесли на войне немалую пользу: наблюдения с привязных шаров во многих случаях углубляли и дополняли разведку; фотография и съемки давали недурной ориентировочный материал (Сандепу); корректирование орудийной стрельбы зачастую оказывало большую помощь артиллеристам. За Сандепу Кованько был награжден мечами к ордену святого Владимира 3 степени, за мукденские бои он получил Золотое оружие, а после войны, вернувшись к обязанностям командира учебного воздухоплавательного парка, был произведен в генерал-майоры.
В 1908 году генерал Кованько едет за границу – досконально изучать аэропланное дело. Вернувшись в Россию, Александр Матвеевич уже был твердо уверен в том, что России нужно самим создавать авиацию. «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, нельзя зависеть от иностранных заводов. Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими, – говорит генерал. – Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения…Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где все воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».
 Дом, в котором проживал Кованько 
Мемориальная доска, установленная на здании бывшей Офицерской воздухоплавательной школы

  
«Александр Матвеевич Кованько»
 Дом, в котором проживал Кованько.
Гатчина, ул. Чкалова, дом 10
 
 Мемориальная доска, установленная на здании
бывшей Офицерской воздухоплавательной школы
(нынешний адрес Санкт-Петербург, улица Парковая, дом 5-7)
  Медаль Русского Воздухоплавательного Общества
«Александр Матвеевич Кованько»

Сегодня Кованько известен как организатор первых в мире полетов на воздушных шарах (аэростатах) для научных исследований верхних слоев атмoсферы и изучения влияния полета на организм человека. Он настойчиво добивался производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил к внедрению несколько своих конструкций.
Под его руководством был построен первый русский дирижабль, а затем — пять самолетов.

Кроме всего прочего,  Александр Матвеевич Кованько был незаурядным публицистом. История развития воздухоплавания в России прослеживается по его трудам: В 1910 году Петербургским университетом был издан его «Очерк военного воздухоплавания в России».
Многие исследования и предложения Кованько как по воздухоплавательной, так и общевоенной технике, изложены им в ряде статей (выходивших и отдельными изданиями). Его исследования в области воздушной атмосферы, совершенные при подъемах на большую высоту, снискали ему в 1899 г. звание члена-корреспондента Главной физической обсерватории в Петербурге. С 1898 года Кованько – член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета.

 Могила генерала А.М. Кованько в Одессе. Фото из архива Е.Е. Сергеевой, внучки генерала Александра Матвеевича КованькоМогила генерала А.М. Кованько в Одессе. Фото из архива Е.Е. Сергеевой, внучки генерала Александра Матвеевича Кованько«За совокупность изобретений и за пользу вообще, принесенную воздухоплавательной науке» Кованько А.М. присуждается высшая награда – Гран-при Парижской Всемирной выставки в Сан-Луи (США). Ряд иностранных научных обществ избирает русского воздухоплавателя своим почетным членом. В том, что к началу первой мировой войны русский воздушный флот по количеству самолетов – 267 единиц – был на втором месте в мире, уступая лишь Германии, огромная роль заслуга принадлежит Кованько.

После завершения Первой мировой войны, в 1918 г. Кованько вышел в отставку. Он уезжает на лечение в Одессу, где 20 апреля 1919 г. скончался в военном санатории.
В апреле 1924 года, к пятилетию смерти A.M. Кованько, журнал Академии Красного Воздушного Флота «Воздухоплаватель» писал: «История жизни A.M. Кованько есть история русского воздухоплавания. Редко можно встретить другой пример, когда человек кладет такой отчеканенный и ясный отпечаток своей личности на созданное им дело...»

Награды
Орден Св. Станислава 2-й степени (1893);
Орден Св. Анны 2-й степени (1895);
Орден Св. Владимира 3-й степени (1901);
мечи к имеющемуся ордену Св. Владимира 3-й степени (1905);
Золотое оружие (1907);

Материал подготовила: Катерина ЛАГОДА



Интересные факты и легенды:

Кованько – фамилия потомственных полтавских казаков. В «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» также включен герб рода Кованько.

Отец Александра Матвеевича Кованько – небогатый служилый дворянин Матвей Иванович Кованько - скончался в возрасте 45 лет, оставив вдову с девятью детьми. Однако все дети получили хорошее воспитание и образование, в том числе и Александр.

Александр владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал маслом, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция из нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем Кованько. Сохранились его расчеты устройства скрипки.

В годы зарождения воздухоплавания в России без его участия не проходил практически ни один полет на аэростате. Известен полет на воздушном шаре Д.И. Менделеева 8 августа 1886 года для наблюдения солнечного затмения, который проходил при участии Кованько. Полёт на аэростате был рискованным, но благополучным. Случались и аварии: Александр Матвеевич четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе, однако это ничуть не ослабило его огромного интереса к воздухоплаванию.

В 1887 году Кованько венчается с Елизаветой Поповой – дочерью адмирала Андрея Александровича Попова, создателя первого русского броненосца «Петр Великий». У Александра Матвеевича и Елизаветы Андреевны было семеро детей: Вера, Александр, Надежда, Андрей, Елизавета, Александра и Варвара. Все дети жили в Воздухоплавательном парке, в офицерском доме. Оба сына Кованько стали лётчиками, авиаторами были и его зятья (мужья дочерей Веры и Надежды) – Роберт (в крещении Антоний) Нижевский и Михаил Ивков.

В 2008 году для поощрения заслуг и стимулирования новых достижений в области воздухоплавания Русское Воздухоплавательное Общество совместно с Федерацией воздухоплавания России и Воздухоплавательной службой ВВС учредили медаль "Александр Матвеевич Кованько" в честь основоположника русского воздухоплавания генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько. Этой медалью награждаются граждане России и зарубежных государств за особые заслуги перед российским воздухоплаванием.




Источники:
  • 1. Владимиров В. Слово о Кованько-старшем. – Гатчинская правда. – 1985. – 28 авг. – c. 3; 3 сент. – c. 3.
  • 2. Мороко В.А. Пионер воздухоплавания и авиации. – Гатчинская правда. – 1981. – 14 марта. – c. 4.
  • 3. Николаев В. Пионер воздухоплавания и авиации. – Гатчинская правда. – 1979. – 17 марта. – c. 3; 20 марта. – c. 3.
  • 4. В. Владимиров, В. Николаев Слово о A.M. Кованько
  • 5. Захаров Владимир Петрович "Первый военный аэродром"
  • 6. Бойко Ю. С., Турьян В. А. Голубая мечта столетий. М.: Машиностроение, 1992.
  • 7. Кротова М.К. "Расставаясь с родным мне парком..."
  • 8. Советская военная энциклопедия, том 4.
  • 9. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. М. 1956;
  • 10. История воздухоплавания и авиации в СССР. М. 1944.
  • 11. Советский патриот. № 36. 1991.

 
RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты