АВИАЦИТАТА

Аэроплан, бывший так недавно простой игрушкой, прыгавшей на расстояние нескольких метров, превращается в летательную машину, поднимающуюся до 4 тыс. м, пролетающую безостановочно более 8 час. и более 800 км...

Журнал «Техника воздухоплавания», 1912 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 Ноября
18 ноября 1899 г.
Родился знаменитый полярный летчик М.В.Водопьянов.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАМОДЕЛИЗМ Галлерея, статьи, обзоры Биплан Albatros от фирмы Model Airways (М1:16)
АВИАЦИЯ
Биплан Albatros от фирмы Model Airways (М1:16)

Поскольку первый опыт с деревянными наборами кораблей выявил мои непростые отношения с такелажем, но недвусмысленно показал, что без дерева жизнь скучна и индустриальна, был предпринят поиск «чего-нибудь такого». «Такое» явилось в лике самолетов периода первой мировой войны от фирмы Model Airways – сестрички корабельного департамента Model Shipways. Так уж получилось, что мне достался Albatros D.Va, хотя изначально прицеливался на Nieuport. И дело тут не в том, что французские солдаты были у нас в 1812, а немецкие в 1941. Просто мне больше нравятся авиационные звездообразные движки. Но что пришло – то пришло. Надо собирать.

Набор

С детским нетерпением открыл роскошную яркую коробку. Упаковка в американском стиле – все надежно и удобно. Сохранность гарантирована. Подробная и удобная инструкция с картинками. Опись имущества и лист дополнений и пояснений к инструкции с описанием изменений в наборе. Первое ощущение - очень положительное. Как оказалось в дальнейшем, в комплектации все же были отдельные недовложения, но столь несущественные, что не испортили мнение о наборе и позволили без проблем завершить модель.

Чертежи подробные и удобные, но реально оказались незаменимыми только при сборке деревянной части конструкции. Остальную сборку можно сделать по книжке-инструкции. Хотя иногда для справки в чертежи все же пришлось заглядывать.

Инструмент

Специфика всего летающего в его легкости и ажурности. Инструмент поэтому был задействован по большей части нежный и ручной. Основными были модельный нож с лезвиями №11 и №19 (последнее - для резки и правки литья) и шкурник от Amati. Очень удобный, даже второй купил для другого номера шкурки. Всяческие зажимы были очень актуальны. В наборе были круглые резинки и 6 зажимов-крокодилов, что тоже оказалось весьма и весьма кстати. Меньше была востребована бормашинка со сверлами и отрезным диском. Для монтажа и проволочных деталей пригодились разные всякогубцы и кусачки. Все остальные инструменты использовались изредка и понемногу. О клеях – по тексту.

Дерево

Процесс сборки распался по моим ощущениям на три четко различимых этапа. Первый – деревянные конструкции. Дерево в наборе прекрасного качества и в достаточном, а подчас избыточном количестве. Липовые рейки и вырезанная лазером фанера и шпон. От дерева был в полном восторге и с удовольствием, растягивая процесс и смакуя его, сделал по инструкции крылья, стабилизатор и фюзеляж.
При наклеивании полок (полоски из тонких реек, которые идут сверху и снизу по профилю нервюр) на нервюры очень пригодилась судомодельная технология – основной клей Момент-столяр и точечки цианоакрилата. Гвоздики тут вбивать некуда.

Нервюры крыльев Альбатроса
Законцовки крыльев Альбатроса
Фото 1. Нервюры
Фото 2. Законцовки крыльев

Самая трудная в изготовлении часть – законцовки крыльев и оперения. Они склеиваются из тонких гнутых реечек. По инструкции из трех, но по чертежу и по количеству материала получилось только из двух (хорошо, что оценивал потребный расход реек, заглядывая вперед!). Сначала пытался гнуть по булавкам, воткнутым в стапель. Но они оставляют глубокие следы на нежных липовых ерйках. Поэтому в дальнейшем перешел на шаблоны, вырезанные из оклеенного с двух сторон ватманом листа пенопласта. Кстати говоря, великолепная вещь! Рекомендую. Прекрасно режется и довольно жесткий. Помягче бальзы конечно, но во многих технологических задачах с успехом заменяет бальзу. При этом стоит три копейки и размеры листа такие, что бальзу похожего размера можно только из Кон-Тики нарезать.

Со стабилизатором вышла неожиданность. При всей его кажущейся по сравнению с крыльями простоте, он оказался весьма нежной конструкцией, обретающей прочность только при полном завершении сборки. К тому же пришлось подрезать передний лонжерон по длине. Полезно все же своевременно смотреть в чертежи!

стабилизатор Альбатроса в сборе
сборка фюзеляжа
Фото 3. Готовый стабилизатор
Фото 4. Начальный этап постройки фюзеляжа

Фюзеляж собирать было бы очень сложно, если бы не стапель, очень кстати предусмотренный в наборе. Без него получить фюзеляж правильной геометрии – задача практически невыполнимая. Правда и тут пришлось немного подработать, подрезав в глубину один из «шпангоутов» стапеля, но это потому, что честно следовал инструкции и наклеил на один из шпангоутов фюзеляжа усилитель еще до сборки. Так что даже при столь подробных инструкциях расслабляться не следует, и подключение головы и заглядывание на пару шагов вперед – вещь просто необходимая, если хочешь добраться до финиша. Но кое-где я все же попался, но малой кровью все исправил. Дерево – оно и есть дерево.

носовая часть фюзеляжа Альбатроссборка фюзеляжа Альбатрос. Стапель
Фото 5. Носовая часть готового фюзеляжа
Фото 6. Стапель, который использовался при сборке фюзеляжа
(сам фюзеляж - на заднем плане).


Металл

Heavy Metal!!! Нет, металл в наборе вовсе не тяжелый. С ним тяжело. Эта часть работы далась совершенно без удовольствия и делалась в спешке, лишь бы скорей все это закончилось. А причиной всему низкое качество литых деталей. Это выражалось как в очень неровной поверхности, по фактуре подобной броне, пролежавшей в земле с войны, так и в отклонении в размерах и нестыковке деталей. Причем чем крупнее деталь – тем она хуже выглядит. Наверное, особенности технологии.
Сплав Britannia, из которого все эти несколько сотен деталей отлиты, хорошо гнется, прекрасно режется ножом… и все. Шкурку забивает мгновенно, напильники вообще жалко – отложил в сторону. Помучавшись с несколькими первыми деталями, решил - пусть будет, как есть. Этакий налет старины. Изъеденный временем металл. Литнички и ступеньки от стыковки форм, конечно, срезал, но не более того.
Клеить металл тоже не очень приятно. Решил попробовать появившийся в продаже цианоакрилатный клей UHU с кисточкой. Сначала думал, что буду клеить им большие поверхности, но потом приспособился и клеил им практически все. Кисточка не засыхает, маленькая бутылочка хоть и неустойчива, но оснащена «непроливайкой», которая реально работает – проверил не один раз. Удобно работать и с большими поверхностями, и с маленькими деталями, в том числе и с ниточными узелками. Единственный недостаток – запах. Из такой упаковки вредных паров при работе идет гораздо больше, чем из тюбика с иглой. Схватывает UHU помедленней, чем «Супер-Момент», но гораздо быстрее, чем гель. В общем, я приспособился и остался доволен, но с насморком.
детализация кабины пилота Альбатроса
двигатель Альбатроса в сборе
 Фото 7. Металлические детали кабины пилота
 Фото 8. Двигатель в сборе

Сборка

Хотя тут работа шла в основном с металлом и нитками, я бы выделил это в отдельный этап, и вот почему. Во-первых, основной клей - эпоксидка-пятиминутка. Хороший клей, но с ним очень медленно движется работа: с одного замеса успеваешь закрепить только пару-тройку соединений, а полная полимеризация наступает примерно через сутки. Приходится продумывать надежные временные крепления соединяемых деталей. Во-вторых, невероятно сложные подгонки, в связи с тем же низким качеством литья.  Так, одну из центральных литых стоек верхнего крыла пришлось разрезать и склеить эпоксидкой, так как она на 3 мм отличалась по посадочным точкам от парной. Выполнена стойка в форме замкнутого треугольника, а гнуть треугольник в его плоскости, как хорошо известно из геометрии - занятие безнадежное.
Как это ни странно, но «такелаж» (растжки) в этот раз меня совершенно не напряг, хотя его было достаточно. Наверно, потому, что нитки были не х/б от Artesania Latina, а полиэстер  - без всякого вощения выглядит прекрасно. Даже сделал все рулевые поверхности подвижными и ручкой из кабины и педалями можно ими управлять. Очень забавно и детям нравится.

хвостовое оперение Альбатроса

модель Альбатрос в сборе

 Фото 9. Хвостовое оперение
 Фото 10. Законченная модель Albatros фирмы Model Airways.

Последний штрих

Как истинный древофил, оставил на сладкое воздушный винт (см. фото 8). Он склеивается из 6 профилированных ореховых пластин и потом обрабатывается до нужной формы. Точно так, как лодочки-бутерброды от Model Shipways. Несмотря на сложную форму, сделал его быстро и с огромным удовольствием. Очень своевременно я подарил себе на Новый год гибкий вал от Proxxon и получил от черновой зашкурки небывалое наслаждение и отменное качество.

Что теперь?

Модель завершена. Биплан с размахом крыльев в 570 мм готов. Огорчения от металла растаяли в дымке прошлого. В целом это чудо техники эпохи младенчества авиации выглядит очень даже неплохо. Все-таки дерево – великолепный материал и оживит даже груду изъязвленного литьем металла. Кроме того, задумка, дизайн и проработка детализации – на высочайшем уровне. Инженерно-конструкторская часть работы выполнена авторами набора превосходно. Как всегда, подвели технологи и массовое производство (все же мы с американцами очень похожи). Мне подумалось, что если бы заменить металл или его часть на высокоточное литье высокого давления из пластика с последующей покраской, то получилась бы вообще уникальная, почти ювелирная модель. Может быть, Hasegawa со своим набором http://www.hasegawa-model.co.jp/e-w/ZX4.html так и сделала?

Плюсы набора Model Airways – прекрасное дерево, качественные дополнительные материалы, лазерная резка, продуманность конструкции, отменная копийность, высокая детализация, достойные чертежи и аккуратная инструкция – оставили очень хорошее впечатление о фирме, с лихвой перекрыв проколы с литьем. Оригинальность модели в части выбора прототипа и анатомической манеры исполнения придает ей дополнительную ценность. Собирая ее, чувствуешь дух эпохи, представляешь технологические проблемы, стоявшие перед конструкторами первых аэропланов и видишь способы их решения. В частности, Альбатрос явно нес фанерную обшивку фюзеляжа, работающую на кручение. Это осознаешь, слегка покачав киль стоящей на столе модели – при высокой продольной жесткости хвостовая балка совершенно не противодействует кручению! В других самолетах с полотняной обшивкой приходилось вдоль всего фюзеляжа делать тяжелую ферму с расчалками.

Модель очень рекомендуется всем, кто хочет разнообразить свой опыт в деревянном судомоделировании, а также любителям авиации от пластика, которые уже не знают, чем бы еще выделиться в ряду безупречных, но одинаковых по сути изделий. Попробуйте! По крайней мере, мания величия отпустит.

Источник:
© Сайт "Верфь на столе", 2006 г.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты