АВИАЦИТАТА

Если завтра война будет нам объявлена, то надо попросить противника подождать воевать, пока самое нужное и самое главное нам подвезут из-за границы. Страшно подумать: двигатели выписываем из-за границы и все задумываемся — как бы переселить французов или немцев к нам, чтобы они работали у нас...

А.М. Кованько, 1913 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 Декабря

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия АВИАМОДЕЛИЗМ Биплан Albatros от фирмы Model Airways (М1:16)
АВИАЦИЯ
Биплан Albatros от фирмы Model Airways (М1:16)

Поскольку первый опыт с деревянными наборами кораблей выявил мои непростые отношения с такелажем, но недвусмысленно показал, что без дерева жизнь скучна и индустриальна, был предпринят поиск «чего-нибудь такого». «Такое» явилось в лике самолетов периода первой мировой войны от фирмы Model Airways – сестрички корабельного департамента Model Shipways. Так уж получилось, что мне достался Albatros D.Va, хотя изначально прицеливался на Nieuport. И дело тут не в том, что французские солдаты были у нас в 1812, а немецкие в 1941. Просто мне больше нравятся авиационные звездообразные движки. Но что пришло – то пришло. Надо собирать.

Набор

С детским нетерпением открыл роскошную яркую коробку. Упаковка в американском стиле – все надежно и удобно. Сохранность гарантирована. Подробная и удобная инструкция с картинками. Опись имущества и лист дополнений и пояснений к инструкции с описанием изменений в наборе. Первое ощущение - очень положительное. Как оказалось в дальнейшем, в комплектации все же были отдельные недовложения, но столь несущественные, что не испортили мнение о наборе и позволили без проблем завершить модель.

Чертежи подробные и удобные, но реально оказались незаменимыми только при сборке деревянной части конструкции. Остальную сборку можно сделать по книжке-инструкции. Хотя иногда для справки в чертежи все же пришлось заглядывать.

Инструмент

Специфика всего летающего в его легкости и ажурности. Инструмент поэтому был задействован по большей части нежный и ручной. Основными были модельный нож с лезвиями №11 и №19 (последнее - для резки и правки литья) и шкурник от Amati. Очень удобный, даже второй купил для другого номера шкурки. Всяческие зажимы были очень актуальны. В наборе были круглые резинки и 6 зажимов-крокодилов, что тоже оказалось весьма и весьма кстати. Меньше была востребована бормашинка со сверлами и отрезным диском. Для монтажа и проволочных деталей пригодились разные всякогубцы и кусачки. Все остальные инструменты использовались изредка и понемногу. О клеях – по тексту.

Дерево

Процесс сборки распался по моим ощущениям на три четко различимых этапа. Первый – деревянные конструкции. Дерево в наборе прекрасного качества и в достаточном, а подчас избыточном количестве. Липовые рейки и вырезанная лазером фанера и шпон. От дерева был в полном восторге и с удовольствием, растягивая процесс и смакуя его, сделал по инструкции крылья, стабилизатор и фюзеляж.
При наклеивании полок (полоски из тонких реек, которые идут сверху и снизу по профилю нервюр) на нервюры очень пригодилась судомодельная технология – основной клей Момент-столяр и точечки цианоакрилата. Гвоздики тут вбивать некуда.

Нервюры крыльев Альбатроса
Законцовки крыльев Альбатроса
Фото 1. Нервюры
Фото 2. Законцовки крыльев

Самая трудная в изготовлении часть – законцовки крыльев и оперения. Они склеиваются из тонких гнутых реечек. По инструкции из трех, но по чертежу и по количеству материала получилось только из двух (хорошо, что оценивал потребный расход реек, заглядывая вперед!). Сначала пытался гнуть по булавкам, воткнутым в стапель. Но они оставляют глубокие следы на нежных липовых ерйках. Поэтому в дальнейшем перешел на шаблоны, вырезанные из оклеенного с двух сторон ватманом листа пенопласта. Кстати говоря, великолепная вещь! Рекомендую. Прекрасно режется и довольно жесткий. Помягче бальзы конечно, но во многих технологических задачах с успехом заменяет бальзу. При этом стоит три копейки и размеры листа такие, что бальзу похожего размера можно только из Кон-Тики нарезать.

Со стабилизатором вышла неожиданность. При всей его кажущейся по сравнению с крыльями простоте, он оказался весьма нежной конструкцией, обретающей прочность только при полном завершении сборки. К тому же пришлось подрезать передний лонжерон по длине. Полезно все же своевременно смотреть в чертежи!

стабилизатор Альбатроса в сборе
сборка фюзеляжа
Фото 3. Готовый стабилизатор
Фото 4. Начальный этап постройки фюзеляжа

Фюзеляж собирать было бы очень сложно, если бы не стапель, очень кстати предусмотренный в наборе. Без него получить фюзеляж правильной геометрии – задача практически невыполнимая. Правда и тут пришлось немного подработать, подрезав в глубину один из «шпангоутов» стапеля, но это потому, что честно следовал инструкции и наклеил на один из шпангоутов фюзеляжа усилитель еще до сборки. Так что даже при столь подробных инструкциях расслабляться не следует, и подключение головы и заглядывание на пару шагов вперед – вещь просто необходимая, если хочешь добраться до финиша. Но кое-где я все же попался, но малой кровью все исправил. Дерево – оно и есть дерево.

носовая часть фюзеляжа Альбатроссборка фюзеляжа Альбатрос. Стапель
Фото 5. Носовая часть готового фюзеляжа
Фото 6. Стапель, который использовался при сборке фюзеляжа
(сам фюзеляж - на заднем плане).


Металл

Heavy Metal!!! Нет, металл в наборе вовсе не тяжелый. С ним тяжело. Эта часть работы далась совершенно без удовольствия и делалась в спешке, лишь бы скорей все это закончилось. А причиной всему низкое качество литых деталей. Это выражалось как в очень неровной поверхности, по фактуре подобной броне, пролежавшей в земле с войны, так и в отклонении в размерах и нестыковке деталей. Причем чем крупнее деталь – тем она хуже выглядит. Наверное, особенности технологии.
Сплав Britannia, из которого все эти несколько сотен деталей отлиты, хорошо гнется, прекрасно режется ножом… и все. Шкурку забивает мгновенно, напильники вообще жалко – отложил в сторону. Помучавшись с несколькими первыми деталями, решил - пусть будет, как есть. Этакий налет старины. Изъеденный временем металл. Литнички и ступеньки от стыковки форм, конечно, срезал, но не более того.
Клеить металл тоже не очень приятно. Решил попробовать появившийся в продаже цианоакрилатный клей UHU с кисточкой. Сначала думал, что буду клеить им большие поверхности, но потом приспособился и клеил им практически все. Кисточка не засыхает, маленькая бутылочка хоть и неустойчива, но оснащена «непроливайкой», которая реально работает – проверил не один раз. Удобно работать и с большими поверхностями, и с маленькими деталями, в том числе и с ниточными узелками. Единственный недостаток – запах. Из такой упаковки вредных паров при работе идет гораздо больше, чем из тюбика с иглой. Схватывает UHU помедленней, чем «Супер-Момент», но гораздо быстрее, чем гель. В общем, я приспособился и остался доволен, но с насморком.
детализация кабины пилота Альбатроса
двигатель Альбатроса в сборе
 Фото 7. Металлические детали кабины пилота
 Фото 8. Двигатель в сборе

Сборка

Хотя тут работа шла в основном с металлом и нитками, я бы выделил это в отдельный этап, и вот почему. Во-первых, основной клей - эпоксидка-пятиминутка. Хороший клей, но с ним очень медленно движется работа: с одного замеса успеваешь закрепить только пару-тройку соединений, а полная полимеризация наступает примерно через сутки. Приходится продумывать надежные временные крепления соединяемых деталей. Во-вторых, невероятно сложные подгонки, в связи с тем же низким качеством литья.  Так, одну из центральных литых стоек верхнего крыла пришлось разрезать и склеить эпоксидкой, так как она на 3 мм отличалась по посадочным точкам от парной. Выполнена стойка в форме замкнутого треугольника, а гнуть треугольник в его плоскости, как хорошо известно из геометрии - занятие безнадежное.
Как это ни странно, но «такелаж» (растжки) в этот раз меня совершенно не напряг, хотя его было достаточно. Наверно, потому, что нитки были не х/б от Artesania Latina, а полиэстер  - без всякого вощения выглядит прекрасно. Даже сделал все рулевые поверхности подвижными и ручкой из кабины и педалями можно ими управлять. Очень забавно и детям нравится.

хвостовое оперение Альбатроса

модель Альбатрос в сборе

 Фото 9. Хвостовое оперение
 Фото 10. Законченная модель Albatros фирмы Model Airways.

Последний штрих

Как истинный древофил, оставил на сладкое воздушный винт (см. фото 8). Он склеивается из 6 профилированных ореховых пластин и потом обрабатывается до нужной формы. Точно так, как лодочки-бутерброды от Model Shipways. Несмотря на сложную форму, сделал его быстро и с огромным удовольствием. Очень своевременно я подарил себе на Новый год гибкий вал от Proxxon и получил от черновой зашкурки небывалое наслаждение и отменное качество.

Что теперь?

Модель завершена. Биплан с размахом крыльев в 570 мм готов. Огорчения от металла растаяли в дымке прошлого. В целом это чудо техники эпохи младенчества авиации выглядит очень даже неплохо. Все-таки дерево – великолепный материал и оживит даже груду изъязвленного литьем металла. Кроме того, задумка, дизайн и проработка детализации – на высочайшем уровне. Инженерно-конструкторская часть работы выполнена авторами набора превосходно. Как всегда, подвели технологи и массовое производство (все же мы с американцами очень похожи). Мне подумалось, что если бы заменить металл или его часть на высокоточное литье высокого давления из пластика с последующей покраской, то получилась бы вообще уникальная, почти ювелирная модель. Может быть, Hasegawa со своим набором http://www.hasegawa-model.co.jp/e-w/ZX4.html так и сделала?

Плюсы набора Model Airways – прекрасное дерево, качественные дополнительные материалы, лазерная резка, продуманность конструкции, отменная копийность, высокая детализация, достойные чертежи и аккуратная инструкция – оставили очень хорошее впечатление о фирме, с лихвой перекрыв проколы с литьем. Оригинальность модели в части выбора прототипа и анатомической манеры исполнения придает ей дополнительную ценность. Собирая ее, чувствуешь дух эпохи, представляешь технологические проблемы, стоявшие перед конструкторами первых аэропланов и видишь способы их решения. В частности, Альбатрос явно нес фанерную обшивку фюзеляжа, работающую на кручение. Это осознаешь, слегка покачав киль стоящей на столе модели – при высокой продольной жесткости хвостовая балка совершенно не противодействует кручению! В других самолетах с полотняной обшивкой приходилось вдоль всего фюзеляжа делать тяжелую ферму с расчалками.

Модель очень рекомендуется всем, кто хочет разнообразить свой опыт в деревянном судомоделировании, а также любителям авиации от пластика, которые уже не знают, чем бы еще выделиться в ряду безупречных, но одинаковых по сути изделий. Попробуйте! По крайней мере, мания величия отпустит.

Источник:
© Сайт "Верфь на столе", 2006 г.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты