АВИАЦИТАТА

Замечательные опыты, произведенные в 1908 - 1909 годах, позволяют утверждать, что механический полет возможен и что его применение зависит лишь от окончательной выверки и усовершенствования машинной части, безукоризненного хода мотора и степени обучения пилота.

Авиация в военном деле. Воздухоплаватель, 1913 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 Декабря

На данное число памятные даты отсутствуют


АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия КОНСТРУКТОРЫ Исследователи, ученые СОКОВНИН Николай Михайлович
АВИАЦИЯ
СОКОВНИН Николай Михайлович
СОКОВНИН Николай Михайлович
Даты жизни: 9.11.1811 - 6.02.1894
Разработал: проект управляемого аэростата с реактивным двигателем
Страна: Российская империя
Биографическая справка:

Соковнин Николай Михайлович - русский изобретатель в области воздухоплавания, вице-адмирал.
Родился 9 ноября 1811 года. По окончании Морского кадетского корпуса служил на Балтийском флоте.
1828 - 1832 г. крейсировал на корабле «Святой Андрей» и фрегате «Помона» (Балтийский флот).
С 1833 года плавал на кораблях Черноморского флота, командовал различными судами, участвуя в действиях против горцев.
Ходил на транспорте “Кит”, фрегате “Архипелаг”, корабле "Андриаполь", корветах "Ифигения", «Мессельрия».
В 1838 году участвует в десантных операциях у Шапсухо (фрегат «Штандарт») и Туапсе (фрегат «Браилов»).
1839 - служит на кораблях «Императрица Мария», «Султан Махмуд» и брандвахтенном судне «Агамемнон» (Геленджикский рейд).
1839 - 1841 гг. - командир тендера «Струя». Крейсирует у Абхазии, совершает поход в Средиземное море.
В последующие годы ходит капитаном на суднах «Струя», «Бессарабия», «Рион», «Боец», «Варна», «Меркурий», «Сизополь», «Херсонес».
В ходе Крымской войны являлся одним из организаторов обороны Севастополя 1854-1855 гг.. В чине капитана 2-го ранга командовал левым флангом 4-го бастиона Севастополя, 27.10.1855 был контужен, но не оставил бастион.
Награжден за оборону Севастополя орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом и Св. Анны 2 - й степени с мечами, произведён в капитаны 1-го ранга.
После Крымской войны состоял членом Морского ученого комитета в г.Николаеве.
В 1859 г. назначен комендантом Феодосии, в 1864 произведен в контр-адмиралы. 09.01.1867 уволен от службы по закрытии комендантства, с присвоением звания вице - адмирала.
В 1871 г. избранным почетным мировым судьей, а затем председателем съезда мировых судей Феодосийского уезда.
В 1875 возвращается на службу и во время русско-турецкой войны 1877-1878 был помощником начальника приморской обороны Севастополя.
С 05.03.1882 года состоял управляющим Морским министерством.
Скончался 6 февраля 1894 года в Феодосии. Согласно завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре.

Чины и звания:
Гардемарин - 27.12.1827.
Мичман - 22.1.1833.
Капитан-лейтенант - 15.04.1845
Капитан 2-го ранга - 30.03.1855
Капитан 1- го ранга - 30.3.1856
Контр-адмирал - 01.01.1864
Вице-адмирал - 09.01.1867

Награды:
Орден Св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость», орден Св. Анны 2 ст. с мечами, орден Св. Владимира 4 ст. с бантом

Изобретательская деятельность:
В 1841 г и находясь за границей в районе Дарданелл, Соковнин наблюдал за птичьими перелетами и “беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев, которые срисовывал из удивления к разным подробностям покроя этих парусов”. В результате изучения этого вопроса он сам нашел соотношение между весом птицы и величиной площади ее крыльев и определил его так: “Это отношение есть на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев”. Он правильно оценил значение парения птицы для полета, предвосхитив работы Н. Е. Жуковского, О. Лилиенталя.

В 1856 году Николай Михайлович присутствует на заседании Морского ученого совета, на котором обсуждался проект «воздушного шара для военных надобностей». Это и послужило толчком к дальнейшему серьезному увлечению воздухоплаванием.

На тот момент история воздухоплавания в России остановилась на отметке «воздушный шар», и одной из самых волнующих идей выступало создание управляемого аэростата, проекты которых многократно представлялись на рассмотрение и неизменно пылились в архивах.

Критически изучив предшествующие опыты и предложения, Соковнин выступил в 1866 г. со своим собственным проектом управляемого аэростата с реактивным двигателем. ссылка

Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета.
Для широкого круга читателей в 1866 году адмирал издал книгу «Воздушный корабль». В книге автор не только впервые в России опубликовал свой проект дирижабля, но и высказал некоторые мысли по практическому применению воздушных кораблей. Соковнин впервые сказал слово о необходимости специальных карт для воздушной навигации. При этом автор - профессиональный военный - представлял свой воздушный корабль только в мирном небе.

Работа феодосийского изобретателя была с интересом встречена и затем неоднократно переиздавалась, в том числе и за границей на английском и немецком языках.

Н. М. Соковнин также высказывал некоторые предложения, касающиеся создания самолета с неподвижными крыльями и паровым двигателем. Он считал, что в основу создания такого летательного аппарата должен быть положен принцип парящего полета.
правляемый аэростат «Воздушный корабль» вице-адмирала Н.М. Соковнина
Управляемый аэростат «Воздушный корабль» вице-адмирала Н.М. Соковнина (1866 г.)

Следует отметить, что Соковнин стал одним из самых первых почётных членов Русского общества воздухоплавания. И не только почётных – история воздухоплавания в России сохранила имя Соковнина, как одного из самых активных защитников отечественного воздухоплавания. Примером служит участие Соковнина в судьбе дирижабля «Россия» - проекта конструктора Костовича ссылка, не поддержанного царским правительством.
Будучи горячим патриотом своей родины, адмирал говорил, что “...прежде нежели оказать какое-либо содействие иностранным проектам воздухоплавания, надлежит сперва сделать все возможное для нашего соотечественника”. При поддержке Менделеева и Соковнина было основано «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «Россия». На паевые взносы членов товарищества был дан заказ судоверфи в Петербурге в 1882 году приступить к сооружению дирижабля. Но, к сожалению, товарищество исчерпало свои ресурсы, а обращение к военному министру осталось без ответа.
Вице-адмирал Соковнин Николай Михайлович скончался, так и не увидев дирижабль в небе.



Интересные факты и легенды:

Жена Соковнина - Любовь Петровна Папенгут (возможно Папенгуд). Дети: сын Алексей и дочь Софья. Из отчета феодосийской женской гимназии, раздел “Стипендии и пожертвования” видно то, что у Николая Михайловича была еще одна дочь – Любовь.
Поддерживал дружеские отношения с известным маринистом Айвазовским.
Согласно одной из версий относительно смерти Николая Михайловича, он пропал в море, купаясь в сильный шторм.



Источники:
  • 1.    Соковнин Н.М. Воздушный корабль, 3 изд., Феодосия, 1874;
  • 2.    Соковнин Н.М. Записки о Балтийском море. СПб, 1831.
  • 3.    История воздухоплавания и авиации в СССР, под ред. В. А. Попова, период до 1914 г., М. 1944.
  • 4.    “Общий морской список”. – Спб., 1900, - часть XI. – С.558 – 560.
  • 5.    Федорченко В.Ф. “Дворянские роды, прославившие Отечество”: Энциклопедия дворянских родов. Красноярск: БОНУС; ОЛМА - ПРЕСС, 2004. - 464 с.”
  • 6.    Шавшин В. Г. “Балаклавский Георгиевский монастырь”.
  • 7.    Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Л.: Молодая гвардия, 1951.
  • 8.    Антрушин А. «Рассказы о русской технике», Молодая Гвардия. 1950.
  • 9.    Государственный архив г. Севастополя.
  • 10.    Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. — М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. — 952 с. / Под редакцией В. А. Попова.


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты