Книга посвящена истории многолетнего советско-германского сотрудничества в области авиации и его места в развитии советского авиастроения. Использовано большое количество ранее малодоступных архивных материалов. Предназначена для широкого круга специалистов и любителей авиации.
До недавнего прошлого в нашей стране развитие отечественного авиастроения трактовалось как изолированный от внешнего мира процесс, движимый исключительно усилиями советских ученых и конструкторов. Такова была официальная установка, этого требовал Главлит, а, следовательно, так должны были писать авторы.
Иная точка зрения господствовала на Западе. Своими успехами советская авиация очень во многом обязана сотрудничеству с Германией, особенно в послевоенный период. Без привлечения немецкого опыта СССР не смог бы достичь технического уровня западных стран —это мнение многих авторитетных западных историков (Э.Ли, Р.Килмаркс и др.). В последнее время приверженцы таких взглядов появились и у нас.
Итак, две концепции, две диаметрально противоположные позиции. Чтобы выяснить истину, необходимо обратиться к документам архивов. Они стали доступны историкам совсем недавно, и автору посчастливилось одному из первых познакомиться с ними. Эти архивные материалы и легли в основу книги. Ее цель — с возможной полнотой и достоверностью показать историю многолетнего советско-германского сотрудничества в области авиации и его места в развитии советского авиастроения.
В работе использованы материалы Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Российского государственного военного архива (РГВА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), архива Немецкого музея (Мюнхен) и некоторых других архивов. В публикуемых выдержках из документов текст полностью соответствует оригиналу, за исключением исправлений в орфографии и пунктуации.