АВИАЦИТАТА

Американцы не могут строить самолеты. Они очень хороши в холодильниках и бритвенных лезвиях.

Герман Геринг, в письме к Гитлеру, 1940 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Русские книги Лавренец В.И. На заре русской авиации и практической космонавтики. Книга первая
АВИАЦИЯ
Лавренец В.И. На заре русской авиации и практической космонавтики. Книга первая Лавренец В.И. На заре русской авиации и практической космонавтики. Книга первая

Эта книга о юности отечественной авиации, занимавшей в дореволюционное время одно из первых мест в мире. История любого дела -это всегда история человека. И авиация в этой части не является исключением. Поэтому книга состоит из отдельных жизнеописаний основных героев повествования.

В 1908 году энтузиасты начали создавать кружки, клубы и общества с целью постройки летательных аппаратов, обучения полетам, разработки теоретических проблем, проведения состязаний и пропаганды авиации. Эти общественные организации работали в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Харькове, Саратове и других городах. Всероссийский аэроклуб, Московское и Киевское общества воздухоплавания, а также Одесский аэроклуб сыграли большую роль в развитии авиации в России.

Первым русским летчиком суждено было стать Михаилу Ефимову. Аэроклуб Франции 15 февраля 1910 года вручил ему диплом пилота. А 22 августа следующего года первая русская авиатриса Лидия Зверева получила такой же диплом во Всероссийском аэроклубе.

Авиационное дело в России, прежде всего летное, хотя и начало развиваться с некоторым отставанием от западных стран, в частности от Франции, но спустя года два-три русские летчики во многом превзошли зарубежных. Еще до первой мировой войны они достигли выдающихся успехов в технике пилотирования, в боевом применении самолетов, установили ряд мировых рекордов. В России благодаря, в первую очередь, Петру Нестерову, Александру Раевскому, Константину Арцеулову, Евграфу Крутеню, Александру Казакову, Борису Сергиевскому, Александру Квасникову, зародилась мировая школа высшего пилотажа и воздушного боя.

Российские ученые (начиная с Михаила Васильевича Ломоносова, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Федоровича Можайского, Николая Егоровича Жуковского, Константина Эдуардовича Циолковского) открыли пути развития летательных аппаратов. А талантливые конструкторы создали оригинальные аэропланы не только не уступающие иностранным, но и превосходящие их. Достаточно назвать летающие лодки Дмитрия Григоровича и многомоторные тяжелые самолеты Игоря Сикорского. В 1910 году в России начали открываться авиационные заводы, которые довольно скоро превратились в современные, конечно по меркам того времени, предприятия. К 1917 году их было уже двенадцать. С 1914 по 1917 год они выпустили свыше пяти с половиной тысяч самолетов, из них более двух тысяч отечественной конструкции. За тот же период было изготовлено 62 опытных самолета.

В конце 1910 года в Гатчине и Севастополе приступили к подготовке военных летчиков, а в следующем году начали работать и «частные» школы пилотов. К 1917 году количество авиационных школ военного и морского ведомств возросло до десяти. Только Гатчинская, Московская и Севастопольская школы выпустили к концу 1916-го тысячу тридцать семь летчиков, из них триста сорок два солдата-пилота.

Во время войны русская авиация, руководимая великим князем Александром Михайловичем, из вспомогательного средства превратилась в самостоятельный важный род войск. Летчики участвовали во всех крупных операциях. Они вели воздушные бои, выполняли задания по бомбометанию и разведке, штурмовали позиции и боевые порядки противника, корректировали артиллерийский огонь и даже начали применять реактивные снаряды. К концу войны в армии и на флоте было около полутора тысяч самолетов. Так что, разговоры об отсталости русской авиации не имеют под собой никакой почвы.

Особенно отличились в воздушных боях ведущие асы Александр Казаков, сбивший тридцать два самолета противника, Евграф Крутень — двадцать три, Петр Маринович — двадцать два, Павел Аргеев и Виктор Федоров — по пятнадцать, Александр Прокофьев — тринадцать, Борис Сергиевский — одиннадцать и три привязных аэростата, Михаил Сафонов и Иван Смирнов — по одиннадцать, Иван Орлов - десять.

Эта книга, в основном, о летчиках, летчиках России—людях талантливых и смелых. Их отличали добросовестное отношение к любимому делу, неуемный поиск нового, высокий профессионализм, а когда вынуждали обстоятельства, - жертвенность.

И еще. В книге на примере русских летчиков показано, как революция и последовавшая за ней братоубийственная гражданская война трагически отразилась на судьбах россиян, разбросала их по всему свету. Прослеживается и роль оставшихся в России летчиков в развитии авиации Советского Союза и трагическая судьба многих из них, погибших или истерзанных в годы репрессий.



Иллюстрации:



Скачать


Содержание


Предисловие
Строки из рецензии
От автора
Отец русской авиации
Генерал Кованько
Полет Менделеева
Российский Авиадарм
«Я — сын России»
«Немыслимо забыть то, что сильно любил...»
«Я принадлежу к партии голубого неба...»
Станислав Дорожинский
Первые гатчинцы
Ученики Ефимова
Михаил Фадеевич Сципио дель Кампо
Друзья
О чем напомнила старая фотография
Александр Раевский
Первая авиатриса России
«Муромцы» и их творец
Тэст-пайлот Сикорского
Харитон Славароссов
Преднамеренный штопор
Отвага и нежность
Питомец Гатчины
Братья Кованько
Обманутые надежды
Владимир Станюкович
Летчик и военачальник
Мгновения подвига
Последняя песня
Виктор Соколов
Воздухоплаватель-дирижаблист и летчик
Первые крылья над Арктикой
Иван Орлов
Летающий витязь
Летчик из солдат
Разбитые крылья
Борис Веллинг
Мои наставники
Летчик-изобретатель
Юный конструктор
Мужество и верность
Дело №Р2285
Взлеты и падения княгини Шаховской
Балтийский ас
Из русских распрорусский
Приложение № 1. Список русских пилотов-авиаторов, получивших пилотские дипломы за рубежом в 1910—1911 годах
Приложение № 2. Список пилотов-авиаторов, получивших дипломы во Всероссийском аэроклубе (ВАК) в 1910—1911 годах
Приложение № 3. Список погибших русских авиаторов (октябрь 1910 года — август 1914 года)
Литература и источники

Комментарии


Источники


Авиация в России. Сборник. М., Машиностроение, 1988.
Беляков А.И. Воздушные путешествия. СПб., Политехника, 1993.
Сергиевский Б.В. (1888-1971). Сборник. Нью-Йорк, 1975.
Вейгелин К.Е. Воздушный справочник. Пг., изд. Сойкина, 1916.
Вейгелин К.Е. Путь летчика Нестерова. М., Оборонгиз, 1939.
Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. В 3-х т. Париж, изд. Рубакина, 1933,1934.
Галлай М.Л. Жизнь Арцеулова. М., Политиздат, 1985.
Григорьев А.Б. Альбатросы. М., Машиностроение, 1989.
Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (до 1914 г.). М., Машиностроение, 1981.
Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.). М., Машиностроение, 1986.
Дузь П.Д. Паровой двигатель в авиации. М., Оборонгиз, 1939
Иванов В.П. Авиаконструкторы-политехники. С.-Пб.,изд. С-Пб.ГТУ, 1996.
Из истории авиации и космонавтики. Выи. 6—61. М., изд. ИИЕТ АН СССР, 1968-1990.
Катышев Г.И., Михеев В.Р. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикор-ский. М., Наука, 1889.
Катышев Г.И., Михеев В.Р. Крылья Сикорского. М., Воениздат, 1992.
Королева Е.В., Рудник В.А. Соперники орлов. Одесса, Маяк, 1979.
Король В.В. В небе России. СПб., Политехника, 1995.
Король В.В. Крылья Петербурга. СПб., Политехника, 1997.
Крутень Е.Н. Военная авиация во Франции; Воздушный бой; Кричащие нужды русской авиации; Создание истребительных групп; Нашествие иноплеменников; Тип аппарата истребителя; Что думалось в Лондоне. Пг., изд. не указано, 1916,1917.
ЛавренецВ .И. Летчики России. М., Машиностроение, 1992.
Матвеев А. Разбитые крылья. Берлин, изд. и год изд. неуказаны.
Материалы ЦГВИА, ЦГАВМФ, ЦГАСА, ЦДАИ К, НММ Жуковского (картотека), архив ФСБ.
Орлов И.А. Приемы воздушного боя. Рукопись, 1917 (архив автора).
Письма И.А. Глик (Евсюковой), Е.В. Королевой (Ефимовой), П.А. Семенова, И.Я. Шатобы и др. (архив автора).
Сашонко В.Н. Коломяжский ипподром. Л., Лениздат, 1983.
Соболев Д.А. Наши соотечественники в зарубежном самолетостроении. М.,ЛИБРИ,1996.
Ткачев В.М. Крылья России (воспоминания о прошлом русской военной авиации с 1910 по 1917 год). Рукопись, 1965, ГБР.
Ткачев В.М. Материал по тактике воздушного боя. Киев, типография Авиа-конца, 1917.
Ткачев В.М. Русский сокол. Краснодар, Кубанское изд., 1960.
Трунов К.И. Петр Нестеров. М., Сов. Россия, 1975.
Финне К.Н. Воздушные богатыри И.И. Сикорского. Белград, изд. не указано, 1930.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М., Машиностроение, 1978.

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты