АВИАЦИТАТА

Научные исследования относительно возможностей (реактивного движения) не дают никаких признаков того, что этот метод может стать конкурентом для комбинации винт-двигатель. Мы не считаем, что мы сами могли бы быть оправданы за трату на это времени и денег.

Заместитель госсекретаря Великобритании по воздушным силам.1934 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 Ноября
22 ноября 1911 г.
Состоялась первая в России радиопередача с самолета, пилотируемого А. В. Панкратьевым. Радиообмен с борта самолета выполнил инженер-подполковник Д. М. Сокольцов в Гатчине. Передатчик был закреплен на груди Сокольцова, антенна представляла собой провод длиной 35 метров с металлическим обручем на конце.
22 ноября 1797 г.
Француз Андре Жак Гарнерен совершил первый в мире удачный прыжок с парашютом, выпрыгнув с высоты 1000 м (по другим данным - 680м) с воздушного шара над парком Монсо неподалёку от Парижа.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Русские книги Агроник А.Г., Эгенбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения
АВИАЦИЯ
Агроник А.Г., Эгенбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения Агроник А.Г., Эгенбург Л.И. Развитие авиационных средств спасения

Даны характеристики авиационных средств спасения. Описаны конструкции отечественных и зарубежных парашютов, применяемых летным составом, парашютов для десантирования людей и грузов, для стабилизации катапультных кресел и др. Подробно рассмотрены катапультные кресла, направления их развития.
Для инженеров, занятых созданием и эксплуатацией средств спасения; будет полезна читателям, интересующимся развитием техники.

Рецензенты канд. техн. наук Н. В. Кирсанов  и С. В. Дроздов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные средства аварийного спасения экипажей летательных аппаратов представляют собой сложные автоматизированные технические комплексы. Они должны обеспечивать безопасность экипажей после попадания их в воздушный поток, при приземлении, а также выживание экипажей до обнаружения их поисковыми командами.
В настоящее время наиболее распространенными средствами спасения являются катапультные кресла, которые могут обеспечивать спасение на всех реальных скоростях и высотах покидания летательного аппарата, в том числе на предельно малых высотах и даже из перевернутого положения самолета.
Основные трудности при создании таких средств спасения вызваны ограниченными физиологическими возможностями человеческого организма в условиях воздействия на него ударных перегрузок катапультирования, что усложняет решение ряда конструкторских проблем. К ним относятся: автоматизация процесса катапультирования, создание энергодатчиков, обеспечивающих наиболее выгодный по величине и направлению, вектор тяги; создание средств стабилизации, надежной защиты летчика от воздействия скоростного напора.
Как известно, при разгерметизации кабины давление в ней может упасть до давления окружающей среды в доли секунды. При полетах на высоте более 19 000 м в случае разгерметизации кабины давление составит 626,6 Па (47 мм рт. ст.), что соответствует давлению, при котором жидкость, содержащаяся в тканях организма человека, закипает. В связи с этим для сохранения жизни летчика было создано специальное высотное снаряжение. Его использование в качестве защитного средства от напора набегающего потока воздуха позволило расширить диапазон применения катапультных кресел как по высоте, так и по скорости.
Непрерывное развитие самолетостроения, увеличение скоростей и высот полета, изменение тактики применения истребительной авиации, повышение маневренности самолетов приводят к усложнению различных бортовых систем и увеличению их числа
на самолетах. Происходит это параллельно с повышением надежности указанных систем и самолетов в целом. Однако практически всегда остается вероятность какого-либо повреждения, в результате которого дальнейший полет становится невозможным.
Многолетний опыт эксплуатации боевых самолетов подтверждает, что, как бы ни были совершенны бортовые системы, и в тренировочных, и в боевых полетах необходимость в покидании самолета для спасения жизни человека остается. Предусмотреть же положение самолета в воздухе в момент его покидания зачастую бывает невозможно.
Летчикам в полете не всегда удается определить причину возникновения аварийной ситуации. Часто, пытаясь ее найти, они теряют драгоценное время. В результате этого аварийные покидания самолетов нередко происходят в быстро усложняющихся условиях, а иногда уже за пределами реальных возможностей средств спасения. Все это доказывает необходимость высокоэффективных многорежимных автоматизированных средств спасения.
В настоящее время число источников информации, имеющихся в отечественной литературе по этой тематике, невелико. Наиболее полными фактически являются лишь две книги: «Основы расчета и конструирования парашютов» Лобанова Н. А. и «Средства спасения экипажа самолета» Алексеева С. М. и др., выпущенные издательством «Машиностроение» в период с 1961 по 1975 гг. (вторая была переиздана в 1975 г.).
Помещенные во второй книге материалы по методам расчета аэродинамики, динамики, баллистики, прочности катапультных кресел и их элементов могут с успехом быть использованы и в настоящее время.
Конструкция катапультных кресел, их автоматика, энергодатчики, средства стабилизации и ряд других агрегатов претерпели за последние, годы большие изменения и имеют новые, более эффективные технические решения и рекомендации. В настоящей книге эти вопросы рассмотрены с позиций сегодняшнего дня с перспективой на будущее.
Средства спасения путем катапультирования имеют относительно короткую историю (около 50-ти лет), однако накопленный опыт разработки и эксплуатации их достаточен для того, чтобы выбрать оптимальные параметры характеристик кресла, обеспечивающие надежное спасение экипажей.
Конечно, технические возможности любой системы не безграничны, но стремление к максимальной эффективности вполне естественно, тем более в столь важном и благородном деле, как спасение человека.
Из приведенных в книге материалов будет видно, что в современных катапультных креслах использованы пока далеко не все технические возможности. Использование средств, повышающих эффективность кресла, позволяет утверждать, что именно они еще долгое время будут единственным средством спасения экипажа самолета, попавшего в аварийную ситуацию.
Кратко рассматриваются в книге и технические проблемы обеспечения спасения экипажей вертолетов. В случае их аварий условия покидания экипажем машины значительно затруднены из-за  наличия  над кабиной  вертолета  вращающихся лопастей винта.
Термины в описаниях отечественных катапультных кресел, созданных до 1973 г., и зарубежных катапультных кресел могут не совпадать с ГОСТ 22284—76 «Установки катапультные».
Авторы благодарят рецензентов канд. техн. наук Н.В. Кирсанова, и С. В. Дроздова за замечания, направленные на повышение качества рукописи, а также С.М. Алексеева, А.А. Чумаченко, В.В. Бардонова, В.А. Архипова и С.А. Плясункова за полезные советы, сделанные ими по содержанию книги.

Агроник А. Г., Эгенбург Л. И. Развитие авиационных средств спасения.— М.: Машиностроение, 1990.—256 с: ил. ISBN 5-217-01052-5




Скачать


Содержание


Предисловие.
Глава 1. Парашют как средство спасения человека.
1.1. Зарождение парашютизма.
1.2. Парашюты на воздушных шарах и самолетах.
1.3. Развитие отечественных и зарубежных парашютов.
1.4. Современные парашютные системы.
1.5. Парашюты в спорте и в воздушно-десантных войсках.
1.6. Парашюты на космических кораблях.
1.7. Автоматизация парашютных систем.

Глава 2. Катапультные кресла, капсулы и отделяемые кабины.
2.1. Первые принудительные средства покидания.
2.2. Катапультные кресла с защитой от воздушного потока.
2.3. Капсулы (история разработок).
2.4. Отделяемые кабины.

Глава 3. Типовые схемы катапультных кресел.
3.1. Катапультные кресла первого поколения.
3.2. Катапультные кресла третьего поколения.
3.3. Принцип действия и последовательность срабатывания систем, обеспечивающих аварийное покидание двухместного самолета
3.4. Средства спасения и защиты летного состава на вертолетах.
3.5. Характерные случаи катапультирования.
3.6. Некоторые характерные недостатки катапультных кресел.

Глава 4. Технические требования к средствам аварийного покидания самолетов.
4.1. Формирование технических требований к САПС.
4.2. Диапазон скоростей и высот для безопасного катапультирования.
4.3. Максимально допустимые перегрузки.
4.4. Автоматизация и резервирование САПС.
4.5. Условия работы экипажа в высокоманевренных самолетах.

Глава 5. Новые разработки, испытания и испытатели парашютов и катапультных кресел.
5.1. Новые конструктивные решения, направленные на повышение спасаемости при авариях самолетов.
5.2. Испытания парашютов.
5.3. Испытания катапультных кресел.
Список литературы.

Комментарии


Источники


1. Арлазоров М.С. Артем Микоян. М.: Мол. гвардия, 1978. 272 с.
2. Ватуля Н.М., Перепелица Г.Ф., Тихомиров К-Н. Устройство и техническая эксплуатация парашютов. М.: Военкнига, 1961. 319 с.
3. Глушков H.JI. Советское парашютостроение // Под куполом парашюта. М.: Редиздат ЦС Союза Осоавиахима СССР, 1947.
4. Космонавтика / Редкол.: В.П. Глушко (гл. ред.), В.П. Бармин, К.Д. Бушуев и др. М.: Сов. энцикл., 1985. 528 с.
5. Котельников А.Г. Новые материалы о парашютах Г.Е. Котельникова// Вопросы естествознания и техники. М., 1964. Вып. 17. С. 114.
6. Котельников Г.Е. Парашют. М.—Л.: Детгиз, 1943. 126 с.
7. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981. 268 с.
8. Леонардо да Винчи. Избранные научно-естественные произведения. М.: АН СССР, 1955.
9. Лобанов Н.А. Основы расчета и конструирования парашютов. М.: Машиностроение, 1965. 365 с.
10. Пономарев А.Н. Авиация настоящего и будущего. М.: Воениздат, 1984. 256 с.
11. Романюк В.Г. Заметки парашютиста-испытателя. М.: Воениздат, 1953. 132 с. .
12. Нюрнбергский процесс над гитлеровскими преступниками. М.: Госюриз-дат, 1960. Т. 6. С. 37.
13. Средства спасения экипажа самолета / СМ. Алексеев, Я.В. Балкинд, A.M. Гершкович и др. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1975. 431 с.
14. Строев Н.С. Выбор параметров катапультных кресел для скоростных самолетов // Техника Воздушного флота. 1947. № 2. С. 27.
15. Смирнов В.А. Справочник инструктора. М.: ДОСААФ, 1983. 142 с.
16. Стасевич Р.А. Справочное пособие парашютисту. М.: Воениздат, 1959. 130 с.
17. Черненко Г.Т. Пионер парашютизма // Наука и жизнь. 1973, № 2. С. 134—139.
18. Чесалов А.В. Проблемы спасения экипажа при авариях на больших скоростях и высотах полета // Техника Воздушного флота. 1946. № 10.
19. Шульженко М. Н. Конструкции самолетов. 2-е изд. М.: Оборонгиз, 1953. 542 с.
20. Armoured helikopter seat. Jane's defence weekly, 17 august, 1985. P. 371.
21. Bruce Frisch and Victor Wigotsky. Vertical Seeking Ejection Seat Boosts Pilots Odds // Astronautics, July / August, 1983. V. 21. P. 28—29.
22. Brian Wanstall. Interavia aerospace review. N. 9. 1984. P. 961, 962.
23. M. Gaines. NACES — today's ultimate seat // Flight International. 3 mav 1986. V. 129. P. 26—29.
24. Jan Goold. NTSB calls for safer aircraft seats // Flight. 1985. 23.XI. V. 128. P. 18, 19.
25. Le nouveau siege electable Stencel // Air et Cosmos. N. 949. 9 avril 1983. P. 73.

RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты