АВИАЦИТАТА

Неприятельский аэроплан, как ястреб над спрятавшейся в траве перепелкой, постоял над нашим разъездом и стал медленно спускаться к югу. Я увидел в бинокль его черный крест.

Николай Гумилев, 1914 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 Сентября
24 сентября 1938 г.
Начался беспосадочный перелет советских лётчиц В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, М. М. Расковой по маршруту Москва — Дальний Восток.
Самолет АНТ-37бис «Родина» преодолел почти 6000 км, перелет длился 26 часов 29 минут.
Всем участницам перелета были присвоены звания Героя Советского Союза.
24 сентября 1916 г.
Лётчик Константин Константинович Арцеулов впервые в истории авиации намеренно ввёл самолет «Ньюпор» в штопор и совершил 3 витка.
Эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей Отдельной Качинской авиашколы.
24 сентября 1910 г.
Первая жертва русской авиации: капитан Л.М.Мациевич (получил бреве №176 в школе Фармана, 31-й дипломированный летчик) разбился на "Фармане" при выполнении показательного полета на Всероссийском празднике воздухоплавания.

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия КОНСТРУКТОРЫ НАЙДЁНОВ Василий Фёдорович
АВИАЦИЯ
НАЙДЁНОВ Василий Фёдорович
Даты жизни: 07.04.1864 - хх.хх.1925
Страна: Российская империя
Разработки: математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков, фототрансформатор
Биографическая справка:

Найдёнов Василий Фёдоров - военный инженер, преподаватель Николаевской инженерной академии и училища по математике, механике, начертательной геометрии и воздухоплаванию.

Обучался в Витебской классической гимназии, в Санкт-Петербургском университете, в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной академии. Последнюю закончил в 1898 г. с серебряной медалью и занесением имени на мраморную доску.

В 1892 г. окончил офицерский класс бывшего учебного воздухоплавательного парка (впоследствии офицерская воздухоплавательная школа).

В офицеры Найдёнов произведён в 1891 г. в 11-й саперный батальон, а через год, по окончании офицерского воздухоплавательного курса, был переведен в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение.

Переведенный по окончании академии в военные инженеры, Найдёнов был назначен репетитором в Николаевской инженерной академии и училище сначала по начертательной геометрии, а затем по высшей математике. С 1900 г. он уже читает лекции по воздухоплаванию в офицерском классе бывшего учебного воздухоплавательного парка. К 1902 году он разрабатывает курс воздушной фотограмметрии. В 1901 г. Найдёнов по защите диссертации на тему "Движение материальной точки по поверхности" был утвержден преподавателем.

История воздухоплавания в России на тот момент формировалась на поле боя. Возможно, по этой причине Найдёнов летом 1904 г. по собственному желанию был назначен помощником командиpa сформированного тогда Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона, с которым отправился на Дальний Восток и принимал участие в рекогносцировках с воздушного шара под Мукденом перед фронтами 2-й и 3-й армий с декабря 1904 г. по февраль 1905 г. Здесь он активно изучает возможности воздушного шара для ведения разведок, а также живо интересуется практикой аэрофотосъёмки.

В феврале 1905 г. ему было присвоено звание инженер-полковника и поручено командование 3-м Восточно-Сибирским полком воздухоплавательного батальона, осуществлявшим воздушную съемку местности в районе Харбина.

По окончании войны Найденов возвращается преподавать в Николаевскую инженерную академию и училище и в офицерский класс учебного воздухоплавательного парка. Здесь он остаётся вплоть до Октябрьской революции. В 1922 году профессор В.Ф. Найдёнов возглавляет факультет военно-инженерной академии.

Одновременно с этим Найдёнов как сведущий специалист по воздухоплаванию привлекается к постоянному участию в разрешении различных вопросов по воздухоплаванию в бывшем электротехническом комитете и в воздухоплавательной комиссии при Главном инженерном управлении. Интерес как к теоретической, так и к практической сторонам данной области приводит Найдёнова в Императорское русское техническое общество. Здесь он с 1898 г. принимает деятельное участие в работах по воздухоплаванию, а в 1908 г. состоит председателем небезызвестного VII воздухоплавательного отдела, с которым напрямую связана история воздухоплавания в России. Найдёнов был одним из главных инициаторов и деятелей к созыву первых двух всероссийских воздухоплавательных съездов в России (с 1911 по 1912 г.) и организации 1-й воздухоплавательной выставки в Санкт-Петербурге в 1910 г.

 Группа личного состава Офицерской воздухоплавательной школы: в центре - великий князь Александр Михайлович слева от него - профессор К.П.Боклевский, полковник В.Ф.Найденов, справа - инженер А.А.Лебедев. Санкт-Петербург.
Группа личного состава Офицерской воздухоплавательной школы: в центре - великий князь Александр Михайлович
слева от него - профессор К.П.Боклевский, полковник В.Ф.Найденов, справа - инженер А.А.Лебедев.
Санкт-Петербург.

Научная деятельность Найдёнова выразилась в выпуске записок по аналитической геометрии, дифференциальному исчислению и началам интегрального исчисления, издании брошюры "Аэроплан братьев Райт" (два издания) и в ряде статей по воздухоплаванию в "Инженерном журнале", в журналах "Воздухоплаватель" и "Техника воздухоплавания". Кроме того, Найдёнов ведет отделы воздухоплавания в "Военной энциклопедии" и в "Технической энциклопедии". С 1912 г. Найдёнов редактирует журнал "Техника воздухоплавания".

Скончался в Ленинграде в 1925 г.

 Участники авианедели перед аэропланом; первый слева - В.Ф.Найденов. 25 апреля - 3 мая 1910 г.

Группа представителей иностранных держав, устроителей авиационной недели и гостей
Группа представителей иностранных держав и устроителей выставки.
Четвертый ряд слева направо: второй - А.М.Кованько, четвертый - В.Ф.Найденов, шестой - А.В.Каульбарс; второй ряд слева направо: третий - С.А.Немченко.
Апрель 1911г.
Группа представителей иностранных держав, устроителей авиационной недели и гостей
Группа представителей иностранных держав, устроителей выставки и гостей.
Третий справа в первом ряду - профессор, полковник В.Ф.Найденов,четвертый справа - великий князь Александр Михайлович, пятый справа - инженер-электрик А.Н.Лодыгин.
Апрель 1911г.

Конструкторская деятельность

В.Ф. Найденов был первым, кто в России с начала 90-х годов XIX века стал проводить работы по построению планов с использованием воздушных фотоснимков. Первые работы В. Ф. Найденова в области аэрофотограмметрии относятся к 1894 году, когда он сделал ряд сообщений об использовании полученного с воздушного привязного шара снимка при построении плана местности (напр. доклад от 12 февраля 1894 "Фотографирование с шара" в Варшавском собрании военных инженеров).

В 1908 г. в своей монографии (а по сути - учебнике по воздушному фотографированию) «Измерительная фотография и применение ее к воздухоплаванию» В.Ф. Найдёнов даёт математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков. Он конструирует первый в России фототрансформатор - прибор для перевода перспективных снимков в ортогональную проекцию.

«Он вел (...) оригинальные научные исследования по аэрофотограмметрии, (...) обобщил в основных чертах проблематику фотограмметрии в целом и дал математическое обоснование способов фотографического трансформирования аэрофотоснимков», - так писал о В. Ф. Найденове известный физикохимик, лауреат Государственной премии СССР Константин Владимирович Чибисов.

Группа преподавателей и выпускников Офицерской воздухоплавательной школы
 Группа преподавателей и выпускников 1-го выпуска Офицерской воздухоплавательной школы у здания школы:
в центре сидит - великий князь Александр Михайлович, слева от него - полковник В.Ф.Найденов, справа - профессор К.П.Боклевский и инженер А.А.Лебедев.
1913г.
Группа преподавателей и выпускников Офицерской воздухоплавательной школы
 Группа преподавателей и выпускников Офицерской воздухоплавательной школы :
в центре - великий князь Александр Михайлович, слева от него - Утешев, генерал - адъютант А.В.Каульбарс, справа - полковник В.Ф.Найденов и профессор К.П.Боклевский.
1913г.

Награды
орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (1905);
орден Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом (1905);
орден Св. Анны 2-й степени (1911);
орден Св. Владимира 4-й степени (1913).



Источники:
  • 1.    Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. М. 1956;
  • 2.    Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева. Краткий исторический очерк. М. 1966. С. 91. Издание академии. {Воен. энц.}
  • 3.    Проект «Биографическая энциклопедия»
  • 4.    Проект «Русская армия в Первой мировой войне»
  • Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.03.1914. С-Петербург, 1914
  • Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.08.1916. Петроград, 1916


RSS Feeds

Rambler's Top100 2008-2017 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты