АВИАЦИТАТА

Аэроплан, бывший так недавно простой игрушкой, прыгавшей на расстояние нескольких метров, превращается в летательную машину, поднимающуюся до 4 тыс. м, пролетающую безостановочно более 8 час. и более 800 км...

Журнал «Техника воздухоплавания», 1912 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 Марта
28 марта 1855 г.
Родился A.M. Кованько, генерал-лейтенант (1913 г.), начальник Офицерской воздухоплавательной школы. В 1917—1918гг. находился в составе Технического комитета Управления Военного Воздушного флота. Скончался 20.04.1919 г.
28 марта 1910 г.
Француз Анри Фабр совершил первый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете собственной конструкции "Hydravion" (модифицированный из биплана Вуазена).
28 марта 1908 г.
В Исси (Франция) Леон Делагранж совершил первый в Европе полет на самолете с пассажиром продолжительностью несколько секунд.
(По некоторым источникам полет состоялся 22 марта.)

АВТОРИЗАЦИЯ



Энциклопедия ЛИТЕРАТУРА Статьи АМЕРИКАНСКИЙ АС НА РУССКИХ ИСТРЕБИТЕЛЯХ
АВИАЦИЯ
АМЕРИКАНСКИЙ АС НА РУССКИХ ИСТРЕБИТЕЛЯХ

о время гражданской войны в Испании (1936-39 гг.) на стороне республиканцев воевало несколько десятков тысяч добровольцев из многих стран мира. Значительное число военнослужащих в качестве военных советников в рамках программы военной помощи прибыло также из СССР. Большинством самолетов республиканских ВВС управляли летчики-интернационалисты, в их числе и около тридцати американцев. Все эти пилоты были «солдатами и удачи» - наемниками, предлагавшими свои услуги по контракту. Договор заключался на конкретный срок и обеспечивал выплату большого вознаграждения. Желание заработать  - вот что было основной причиной нелегального приезда американских летчиков в Испанию.

Самым известным и удачливым из них стал лейтенант Фрэнк Тинкер, который всего за полгода стал одним из лучших асов республиканских ВВС. Еще в детстве тетка нагадала ему на картах, что Тинкер прославится как великий воин - ведь выпал расклад кельтский крест, который впоследствии сбылся с удивительной точностью.
На Рождество 1936 года он с паспортом на имя Франциско Гомеса Тейо сошел с палубы океанского лайнера «Нормандия» во французском порту Гавр. После недолгой поездки в Париж, где его встретили представители испанского посольства, он пересек границу.

Фото. Лейтенант Фрэнк Тинкер
Лейтенант Фрэнк Тинкер
Тинкер родился 14 июля 1909 года в городе Каплан (штат Луизиана). В детстве его семья переехала в город ДеВитт в штате Арканзас. Вступил на флотскую службу в 1926 года, поступил в Военно-морскую Академию в 1929 году, закончил ее в 1933 году.
Летную подготовку прошел в учебном центре в Пенсаколе, после чего был направлен на крейсер "USS San Francisco». Однако его служба продолжалась недолго и вскоре он не пройдя очередную переквалификацию, был уволен из армии. Работал на буровых вышках компании «Standard Oil Tanker».
В Испании Фрэнк попал в учебный центр в Сан Хавьере, где успешно закончил курс подготовки. После этого, вместе с другими американскими пилотами, был направлен в американское звено (Patrulla Americana) в Валенсии. Здесь он получил истребитель И-15.
Первый боевой вылет американский летчик совершил в Гвадалахаре в составе 1-й эскадрильи И-15 «Лакаллье» (по испанской традиции эскадрилья имела название по фамилии командира). Кроме Тинкера в эскадрильи воевали еще три американца и восемь испанцев.
В небе над Харамой Фрэнк получил крещение огнем, закалившее его и воспитавшим в нем опытного и умелого воздушного бойца.
В марте 1937 года эскадрилья «Лакаллье» продолжала бои в Гвадалахаре. Итальянский экспедиционный корпус вместе с отборными франкистскими частями пытался с ходу захватить Мадрид. Эта попытка закончилась неудачей.
14 марта Ф.Тинкер добивается своей первой победы. Во время сильной грозы он сбивает «Фиат» СR.32. Садиться после боя пришлось в ненастье на чужом аэродроме Мание. Посадка оказалась очень сложной и драматичной и только благодаря усилиям наземного персонала завершилась успешно. Спустя сутки Тинкер вернулся с победой на свой аэродром в Гвадалахаре.
20 марта состоялась последняя воздушная схватка во время битвы у Гвадалахары, в которой эскадрилья «Лакаллье» встретилась с тридцатью бомбардировщиками, сопровождаемых двадцатью истребителями СR.32. Тинкер временно командует одним из четырех звеньев и опять сбивает «Фиат». Понеся потери, эскадрилья была расформирована, став трехзвеньевой. Фрэнк Тинкер был назначен командиром звена.
Третью и последнюю победу на И-15, Тинкер одержал 17 апреля в воздушном бою над Теруэлем, сбив истребитель Не-51. К этому времени он уже занимал должность заместителя командира эскадрильи.
30 мая Тинкер вместе с еще одним летчиком-соотечественником переводится служить в 1-ю эскадрилью И-16, базировавшуюся на аэродроме в Альбасете. В этот период на истребителях И-16 воевали исключительно советские пилоты, да и то только те, кто имел боевой опыт.
Переучивание на И-16 прошло для Тинкера по-фронтовому быстро. Самым сложным для летчика, летавшего раньше исключительно на истребителях-бипланах с неубирающимися шасси было научиться убирать шасси. Он сделал два ознакомительных вылета на двухместном УТИ-4, во время которых совершил полет на скорости, близкой к максимальной и пикирование. На второй день он посвятил 30 минут свободному пилотажу, после чего был допущен к самостоятельному полету. Уже спустя несколько минут Тинкер вылетел с аэродрома Алькала на боевое задание.

Тинкер в кругу боевых соратников

Высокая квалификация пилота позволила переучиться за такое короткое время. Да и сложная военная обстановка, нехватка опытных кадров в немалой степени способствовала этому.
Уже 2 июня Фрэнк сбивает на И-16 первый «Фиат» СR.32 (это была его общая четвертая победа). Следующая победа - 16 июня и тоже «Фиат».
В июле 1937 года началось крупнейшее сражение этой войны - битва у Брунете, во время которой республиканская армия попыталась прорвать оборону франкистов и отбросить их к северу. На фронте велись ожесточенные воздушные бои, что подтверждается записями в летной книжке Тинкера. Так, например, в период с 17 по 22 июля зарегистрировано 15 боевых вылетов общей продолжительностью 15 часов 50 минут. В небе над Брунете встретились лучшие истребители обеих сторон - советские И-16 и немецкие Bf-109B.
Тинкер в своем дневнике часто описывает бои с Bf-109, которых он называет просто «моноплан». 13 июля он становится участником воздушного сражения, длившегося около часа и претендует на победу над одним из двух сбитых тогда Bf-109. Известно, что тогда был сбит и погиб пилот немецкого легиона «Кондор» Г.Хенеш, и ряд публикаций утверждают, что эта первая победа над «Мессершмиттом» принадлежит Фрэнку Тинкеру, хотя существует версия, что этот самолет был сбит огнем стрелка бомбардировщика СБ. Неразбериха в штабной работе в этот тяжелый период, отсутствие четкого учета допускает возможность ошибок в информации.
В своем дневнике Тинкер пишет, что 17 июля было сбито два Bf-109B, один из которых уничтожил он лично. Однако материалы немецкого командования утверждают, что в этот день «Мессершмитты» потерь не имели.
На следующий день Тинкер сбивает «Фиат» СR.32. Это была его восьмая и последняя победа. Было еще несколько боевых вылетов, а 29 июля 1937 года американский ас последний раз участвовал в воздушном бою над Брунете и в Испании вообще.
Боевую карьеру Фрэнка Тинкера без преувеличения можно назвать весьма успешной. Восемь побед ставят его на верхние места списка асов республиканских ВВС. Не следует забывать, что все его победы были над истребителями, в том числе, пять - над «Фиат» СR.32, которые все на иберийской земле признавали очень серьезным противником. Две победы над Bf-109 заслуживают особого внимания, особенно если учесть, что их пилотировали лучшие пилоты немецких ВВС из состава легиона «Кондор». И несмотря на то, что вторая победа Тинкера над «сто девятым» оспаривается, общее число - восемь сбитых - признают все.
Пять побед Тинкер достиг, летая на И-16. Не следует забывать, что это был очень строгий в пилотировании истребитель и Тинкеру пришлось дважды испытать «удовольствие» попасть в штопор, не справившись с управлением в азарте воздушного боя с более маневренными «Фиатами».
Заканчивая рассказ об американце, так успешно воевавшем на советских машинах в испанском небе, надо сказать и о последней и самой мрачной странице жизни пилота - его возвращении на родину. Тогда он перестал быть «солдатом удачи» в прямом и переносном смысле. Проблемы для Фрэнка начались сразу, как только он ступил на землю США - министерство иностранных дел имело к нему претензии по поводу нелегального выезда в Испанию. Потом неприятности продолжились безуспешными попытками добиться права возвращения на военную службу. Все это привело к сильной психологической депрессии Тинкера. Безнадежность и неуверенность в завтрашнем дне, травля со стороны правых сил сыграли свою страшную роль - Фрэнк Тинкер покончил с собой. Незадолго перед смертью были опубликованы его мемуары.
Успех и трагедия американца Тинкера не единичны в списке биографий участников гражданской войны в Испании. Такая же, или подобная судьба постигла многих других пилотов, в особенности из Советского Союза. Но их судьбы и биографии - это тема для других материалов.

Список побед Ф.Тинкера:

№ п/п
Дата Самолет
противника
Местность Самолет Ф.Тинкера
1. 14.03.1937 CR.32
Гвадалахара И-15 СА-056
2. 20.03.1937 CR.32 Гвадалахара И-15 СА-056
3. 17.04.1937 He51 Р-н Теруэля
И-15 СА-056
4. 02.06.1937 CR.32 Сеговия И-16 СМ-070
5. 16.06.1937 CR.32 Р-н Уэски
И-16 СМ-023
6. 13.07.1937 Bf109 Р-н Мадрида
И-16 СМ-023
7. 17.07.1937 Bf109 Р-н Мадрида И-16 СМ-023
8. 18.07.1937 CR.32 Р-н Мадрида И-16 СМ-023

© Михаил ЖИРОХОВ, 1998 г.

Проект Retroplan.RU  выражает признательность автору статьи за любезно предоставленные для электронной публикации материалы.

 
   

RSS Feeds
2008-2024 © РетропланЪ
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
Карта сайта - О проекте - Новости - Контакты